> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 7'07

Гульнара Ахметова

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Гульнара Ахметова

И ТРУД, И ВДОХНОВЕНИЕ...

Известный оперный певец, заслуженный артист Республики Башкортостан Иван Григорьевич Ивашков был кумиром публики.

Казалось бы, совсем недавно музыкальная общественность поздравляла его с 75-летием. Этому юбилею был посвящен спектакль «Евгений Онегин» Чайковского в память о дебюте Ивана Ивашкова в Уфе в роли Ленского в I960 году. Для участия в спектакле был приглашен лауреат международных конкурсов, молодой тенор из Большого театра Андрей Дунаев. Было много цветов, в газетах — интересные публикации. И вот очередной юбилей — 80-летие, но уже нет среди нас талантливого артиста, создавшего много оперных образов, внесшего свой вклад в развитие музыкальной культуры республики, в дело приобщения к оперной музыке широкого круга слушателей.

Он родился на Украине (в селе Демино Ворошиловградской области). Мать, Татьяна Семеновна, пела в церковном хоре. Отец Григорий Захарович был первым гармонистом на селе. В 5 лет Ваня уже пел. Началась война. Фашисты за связь с партизанами расстреляли отца и разрушили их новый, недавно построенный дом. Ивана с матерью погнали из Воронежа в село Хохол. Много они натерпелись и чудом спаслись, когда 25 января 1943 года Советская Армия освободила Воронеж. В 17 лет Иван Ивашков ушел в армию. Служил в стрелковом полку, учился на бронебойщика, был запевалой в роте. Однажды его пение услышал подполковник — руководитель ансамбля песни и пляски Советской Армии. Ему понравился голосистый юноша, и он забрал его в свой ансамбль.

После окончания войны И.Ивашкова пригласили в ансамбль Московского военного округа. Здесь его обучал пению известный музыкант Владимир Иванович Мордвинов. В 1949 году Иван Ивашков вернулся в Воронеж, где продолжил занятия в музыкальном училище. Одновременно пел в военном окружном ансамбле и по радио. Когда Ивашков исполнял «Пой, ласточка, пой», «Далеко, далеко, где кочуют туманы», будущего оперного певца вызывали на бис. Проучившись два года в музыкальном училище, он поехал в Москву, поступил в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского. Учился по специальности в классе известного профессора Николая Николаевича Озерова. На старших курсах в то время учились будущие знаменитости: Ирина Архипова, Тамара Милашкина, Алла Соленкова, Николай Гяуров, Артур Эйзен. Приходилось много заниматься. Занятия в классе и в оперной студии приобщили к шедеврам оперной классики. Ивашков учился в консерватории со студентами из Уфы Райсой Ахмадеевой и Райсой Галимуллиной. Вместе с ними пел в спектаклях оперной студии.

После окончания консерватории молодой певец выбрал Пермский оперный театр, а через два года его пригласили в Казань. Там с главным режиссером Ниязом Даутовым он подготовил партии Фауста в одноименной опере Гуно и Герцога в «Риголетто» Верди. Публика шла в театр на молодого артиста. На Казанской сцене он спел партию Владека в оперетте «Нищий студент» Милеккера.

С осени I960 года Иван Ивашков начал работать в Башкирском государственном театре оперы и балета. Его пригласил на прослушивание в Уфу главный режиссер театра А. Бакалейников, который знал Ивашкова еще по Воронежу. Иван Григорьевич приехал в Уфу, походил по городу. Он ему понравился. Кроме того, в телеграмме-приглашении была гарантирована однокомнатная квартира, что было очень важно. В Перми и в Казани он жил в общежитии.

Уфа стала для него вторым родным городом. Он буквально покорил публику при первом выступлении в партии Ленского, продемонстрировав красивый голос, яркую внешность, музыкальность и актерские способности. Эта роль стала для Ивашкова своеобразным эталоном. Особенно запомнилось ариозо «Я люблю вас, Ольга» из I действия. Певец очаровал всех трепетностью чувств. В успехе Ивашкова-Ленского сыграло свою роль, видимо, и событие из личной жизни, В это время он был охвачен сильным чувством любви к Эльмире Давыдовой, учащейся музыкального училища (в будущем известный в республике музыковед). Она была необыкновенно привлекательна, к тому же умница и заядлая театралка. Судьба связала их навсегда — они поженились, родилась дочь Ирина. Их супружество длилось 42 года. А это редкостное и трудное искусство — сохранить любовь и брачный союз с певцом, тем более с тенором, любимцем женщин.

Башкирский государственный театр оперы и балета переживал в 60-е годы пору яркого расцвета. Он славился благодаря выдающемуся таланту главного дирижера И. М. Альтермана. Его пригласил в Уфу тогдашний директор театра, сам певец-тенор, Салих Давлетович Хуснияров. Самоотверженно работал А.Бакалейников. Была сформирована сильная, мобильная труппа, в том числе и из приглашенных певцов. Маргарита Ланда, Ольга Бардина, Борис Кокурин, Борис Раисов, Лев Вернигора, Борис Торик... Это был сильный состав, каждый из артистов создал яркие оперные образы.

За 3—4 года было осуществлено много новых постановок. Премьеры следовали одна за другой: «Фауст», «Искатели жемчуга» Бизе (одна из первых постановок в стране), «Паяцы» Леонковалло, «Травиата», «Риголетто» и «Отелло» Верди, «Чио-чио-сан» и «Тоска» Пуччини. Большой успех выпал на оперу «Паяцы». У зрителей были свои любимые артисты: Петр Кукотов — Канио, Иван Ивашков — Арлекин, Мария Бриткова — Недда, Борис Раисов — Тадео.

Иван Ивашков обрел известность как талантливый исполнитель сложных, знакомых публике арий. Это ария «Вижу голубку милую» Герцога, чарующий благоуханием южной ночи романс Надира («Искатели жемчуга»), Серенада Арлекина, ария «Скиталец я» Пинкертона («Чио-чио-сан»). В одно время с ним партию Пинкертона пел талантливый певец-самородок Петр Петрович Кукотов. Его пение отличалось открытой эмоциональностью. Его Пинкертон был зрелый мужчина, охваченный любовью к юной японской гейше Чио-чио-сан.

В отличие от Кукотова Ивашков пел арию «Скиталец я» из I действия не как пылкий влюбленный, а с грустью, почти с трагическим акцентом. Это был не американский лейтенант с канонерки, а человек с душой поэта. На И.Ивашкова, видимо, действовало прекрасное пение Бану Валеевой. Знаменитая певица Бану Нургалеевна Валеева уже завершала свой путь в опере. Жена Ивашкова Эльмира вспоминает: «Последним спектаклем Бану Валеевой была опера «Чио-чио-сан». Певица прощалась со сценой и в конце любовного дуэта неожиданно шепотом попросила Ивана Григорьевича унести ее на руках. Он выполнил ее просьбу, а потом с улыбкой вспоминал, что Бану — Чио-чио-сан совсем не такой легкий мотылек».

Опера «Отелло» — одна из вершин мировой оперной классики. Постановка этой редко исполняемой оперы Верди превратилась в подлинный триумф И.Альтермана, А.Бакалейникова, всей оперной труппы. Отелло пел Б. Кокурин, Дездемону — М.Ланда, Яго — Б.Раисов, Кассио — И.Ивашков.

Уже в I действии, в сцене ночного празднества, артисты и хор наэлектризовали слушателей своим замечательным искусством. Великолепный актер и мастер вокала, Борис Раисов (Яго) темпераментно и зажигательно пел Застольную. Голос у него был сильный, драматический баритон.

Капитан Кассио в исполнении И.Ивашкова имел успех у зрителей. Новые грани образа раскрыл певец в терцете из III действия. В этой сцене Кассио-Ивашков был галантным, чуть ироничным. Он создал образ красивого, беспечного повесы-франта.

Мощное, вдохновенное искусство И.Альтермана, осилившего сложнейшую партитуру «Отелло», производило сильное впечатление. Но... Б.Раисов уехал в Кишинев, на смену Альтерману пришел Валерий Руттер, и опера «Отелло» сошла с репертуара. И.Г. Ивашков вспоминал о той поре: «Рабочей нормой для певцов было 9 спектаклей в месяц, а на гастролях мы пели по 17—19! По нынешним меркам это была работа на износ. Но трудились мы как-то радостно, весело, с большой отдачей. И долгое время (лет восемь, наверное,) я был единственным в театре исполнителем лирических теноровых партий».

В.Д.Руттер пришел в театр в 1966 году. Его привлекала современность. При нем были поставлены оперы «Оптимистическая трагедия» А.Холминова, «Рихард Зорге» и «Братья Ульяновы» Ю.Мейтуса. Ивашков же любил классическую оперу. Он спел Водемона в «Иоланте» Чайковского, Лыкова в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Юродивого, а затем и Шуйского в «Борисе Годунове». Всего им было спето 60 оперных партий. Помимо своей, он учил партии всех героев. Следовательно, Иван Григорьевич проштудировал 60 оперных клавиров и все держал их в памяти.

Когда в 80-е годы И.Г.Ивашков стал преподавать вокал в училище искусств, он воспитывал в своих учениках работоспособность. «Я много работал, не пил, не курил, постоянно занимался. Хотелось бы, чтобы и нынешняя молодежь не уставала учиться, не переставала совершенствоваться».

В своей методике он опирался на опыт выдающихся педагогов. Его коллега по училищу Флюра Нугуманова писала: «Бережное отношение к голосу, огромное терпение, тактичность, принципиальность в обсуждении огромного вокального репертуара отличали его как педагога. Не нарушая природы голоса, он обучал искусству пения. Это был очень обаятельный, чуткий коллега».

И.Г. Ивашков мог гордиться своими учениками. Среди его выпускников Анфар Хужин — лауреат республиканского конкурса имени Г.Альмухаметова, Айрат Яфаев — солист театра оперетты в Екатеринбурге. Дмитрий Хохлов работает в Малом оперном театре в Санкт-Петербурге, очень популярен Хасан Усманов…

В концертах И.Ивашков пел как украинские, так и неаполитанские песни, арии из опер, песни современных авторов. Но особенно любил он песни Великой Отечественной войны. Они задевали сокровенные уголки чувствительного сердца певца, участника войны, когда-то начинавшего свой певческий путь с ротного запевалы. Из башкирских композиторов больше всего сотрудничал с Хусаином Файзулловичем Ахметовым. Часто выезжал с ним в районы и города нашей республики. Пел он песни композитора, переведенные на русский язык: «Уфа — прекрасная столица», «На лодке», «Герой полей». И песни, сочиненные на тексты русских поэтов. Интернационалисты по натуре, композитор и певец сознавали, как важно приобщать слушателей разных национальностей к музыке башкирских композиторов. В фондах Башкирского радио хранятся записи песен Загира Исмагилова, Хусаина Ахметова, Рауфа Муртазина, Наримана Сабитова в исполнении Ивана Ивашкова.

Творческий портрет Ивана Ивашкова был бы неполным, если бы мы не упомянули о его гастрольной деятельности. Он вспоминал: «По приглашению выезжал в Кишинев, Воронеж, Саратов, Пермь, Улан-Удэ, где выступал в спектаклях, шедших на сценах оперных театров этих городов. Памятными были и Дни культуры Башкортостана в Ульяновске, Ленинграде».

Работа до самозабвения, будь то театр или училище искусств, — таков нравственный закон Ивана Григорьевича.

Он умел снимать напряжение. Любил свой сад, где специально для Эльмиры выращивал яблоки, привезенные с Украины, ее любимые желтые розочки. Вместе с певцом Леонидом Морозовым выезжал зимой рыбачить на озера. Возвращался домой поздоровевший, с богатым уловом. Из ершей варил вкусную душистую уху. Потом приспособился ловить налимов в Белой, — вкусные были налимчики.

Последние годы жизни артиста были омрачены тяжелой болезнью, бороться с которой помогали ему любимая жена и дочь. Болезнь подтачивала его организм. Он поседел, но глаза были по-прежнему молодые, оживленные. Приходя в оперный театр или в концертный зал училища искусств, я часто встречала эту супружескую пару, так они подходили друг другу — Эльмира и Иван Григорьевич.

Они были всегда вместе. Их можно было повстречать в липовой аллее на улице Тукаева, где они гуляли с внучками Женей и Софьей. (Сейчас он был бы уже прадедушкой, родилась правнучка Злата.) Было приятно осознавать, что совсем недалеко от меня живет прекрасная семья замечательного артиста. Он не раз говорил: «Послушаю оперу из зала и думаю: какая трудная у нас была работа». Воспоминания о Ивашкове — человеке, артисте — неугасимы. В нем до конца горел огонь любви к жизни, пению, музыке. Вспоминает жена: «Будучи прикованным к постели после инсульта, он реагировал, когда я запевала его любимые фронтовые песни. Однажды он каким-то чудом подхватил за мной и четко, звонко пропел: «И пока за туманами видеть мог паренек — на окошке, на девичьем все горел огонек». Удивительно — говорить не говорил, а запел».

Иван Ивашков остался в памяти своих друзей как поэт, патриот своей Родины, воспитатель добрых и светлых чувств.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле