> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 8'07

Николай Пряхин

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Николай Пряхин

ТРАДИЦИЯ

Ох и люблю я в жаркой баньке попариться, да чтоб с привкусом дымка была, русской ее называют, да чтоб, как в молодости, исхлестав себя березовым веничком до малинового цвета, нырнуть с головой в пушистый снежный сугроб! Придешь после такой баньки домой, упадешь на кровать, чтобы дух перевести, и почувствуешь такую легкость в теле, что, кажется, вот-вот воспаришь в небеса.

Но вот беда: моя баня от времени совсем ветхой стала. Только и можно в ней горячей водой помыться почти при комнатной температуре. А тут, гляжу, сосед мой, Федор, строительство какое-то затевает. Я поинтересовался. Оказалось, собственную баньку задумал поставить: до сей поры в моей приходилось мыться. Такой оказии я несказанно обрадовался. Думаю, и на мою персону в новой-то баньке парку достанет. И вызвался помочь соседу в работе (слава Богу, топор в руках держать пока еще не разучился).

Одним словом, к зиме во дворе отменная банька выросла. С шиферной крышей, в два окна. Да-а, а как же — в самой бане окно и в предбаннике — тоже. Свет провели. Вот только из-за печки разногласие получилось. Я говорю Федору: «Давай, как исстари сделаем, чтобы баня по-черному топилась. В ней тогда и жарко будет, и воздух суше». А он меня за это консерватором обозвал и тормозом в банном прогрессе. Пришлось проглотить обиду и согласиться с его замыслом: баня будет отапливаться железной печкой, а дым через трубу выходить. При таком варианте, говорит, в бане сажи не будет, и натопить до готовности всего полчаса требуется. Видно, знает Федор, что говорит: как-никак механизаторское училище кончил.

Лишь под самый Новый год сварили ему за трехлитровку самогона этот агрегат в колхозной мастерской. Хоть и протестовало все мое существо против такого нововведения в банном деле, однако помог Федьке установить печку на место. Дошло дело до установки вытяжной трубы. Глянул я на нее и сразу поперхнулся, а вдоль хребта, чувствую, холодный пот побежал в сопровождении мурашек. Что за неприязнь такая у меня к ней вздыбилась, и сам не пойму: труба как труба, только не железная, а асбестоцементная. Федор, видя мое замешательство, один начал ее сквозь отверстие в потолке просовывать. А она тяжеленная — пришлось помочь. А когда стык трубы с печкой обмазали припасенной с лета глиной, Федор и говорит:

— Дуй, Федосеич, за бельем, сейчас объект в рабочем режиме испытывать будем. А заодно положим начало новой традиции: будем Новый год встречать с крутым паром и под хлест березовых веников.

Я, конечно, не против такой традиции, а поскольку спина уже давно на пар заявку подавала, не заставил себя уговаривать, побежал за бельишком. Лукерья моя быстренько так белье собрала, новую мочалку и кусок непочатого мыла по такому случаю выделила. Через часок с положительным волнением отворяю дверь в баню. А там Федор уже в чем мать родила сидит на полке и новенький веничек в кипятке заваривает. От гудящей печки африканская жара по бане расплывается. Благодать!

Зря, думаю, я человеку перечил, и начал, было, расчехляться, да что-то меня попридержало. Последнее, что видел — это как набрал Федор в ковш кипятка и с довольной ухмылкой замахнулся на источающий жуткий жар каменку. Я только и успел отскочить к лавке в предбаннике. Именно в этот момент в бане так ухнуло, что ее подбросило на целых полметра. Да-а, такой силы взрыв я слышал полвека назад, когда Бабайский угольный разрез открывали.

Дверь бани резко рвануло, из проема с душераздирающим криком выскочил Федька и, сверкнув голой задницей, мгновенно оказался в сугробе. Оцепенев от испуга, я пытался что-то разглядеть в бане. Сквозь облако из пара, дыма и золы угадывался черный квадрат выбитого окна, из которого тянул сильный сквозняк. А вместо трубы в потолке и крыше зияла огромная дыра.

Оправившись от испуга, я выскочил на улицу и увидел, как два листа шифера, словно пара аистов, взвились высоко в небо и оттуда хряснулись на дорогу в аккурат перед председательской машиной, вдребезги разбив у нее фары. Выбрал же, губошлеп, время, когда мимо Федькиного двора проезжать! С перепугу председатель резко крутнул рулем и оказался около бани, где и остановился, едва не сбив участкового, который с двумя дружинниками был уже тут как тут.

А как же! Оперативность Петьки Аристова в таких делах всегда в пример в УВД ставят. На взрыв кинулся и остальной народ, что в клуб на Новогодний карнавал пришел (клуб-то через дорогу от Федькиной избы). К тому времени Федька орать уже перестал, видно, рот снегом забился, и отыскать его удалось только тогда, когда запущенная кем-то новогодняя ракета рассеяла ночную тьму. Федька лежал на спине в «костюме Адама» и, как выуженный карась, бесшумно хватал ртом воздух. Его голову украшала моя мочалка, а грудь и живот были залеплены кусками еще сырой глины. Не успели мои земляки насладиться необычным стриптизом, как их растолкала подоспевшая Маруся и, набросив на муженька телогрейку, унесла его под мышкой домой. Все остолбенело молчали. И лишь председатель, губошлеп, процедил вслед: «Судить этого банщика надо, а то, неровен час, он всю деревню взорвет». Эко благодетель — это он за свой коттедж беспокоится, а не за деревню.

Через неделю Федька поправился от контузии. Он хоть и невезучий, но живучий, как дворняга. Баньку совместно отремонтировали, вместо той злополучной трубы поставили железную (за бутылку самогона у газовиков добыли). Однако, несмотря на все уговоры соседа, я так ни разу и не попарился в его бане. Страшусь, ведь крыта она шифером, а он из такого же материала сделан, что и та труба.

Знающие люди мне разъяснили: этот материал большой жары не выносит — взрывается.

Но под будущий Новый год, будь что будет, пойду попарюсь, поддержу традицию.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле