> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 3'08

Ризаэддин бин Фахреддин

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
СЛАВЯНСТВО
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Ризаэддин бин Фахреддин

Знаменитые женщины*

Окончание. Начало в №№ 1,2

19. МУХЛИСА-ХАНЫМ БУБИ1

Наша соотечественница, официально избранная мусульманами членом Духовного управления в Уфе. Ниже следует ее служебная биография, составленная Духовным управлением и хранящаяся вместе с биографиями других его членов.

Мухлиса Буби, дочь имама и мударриса дамуллы Габдулгалляма-хазрета, родилась 21 августа 1869 года в деревне Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии и в том же году была записана под шестым номером в раздел о родившихся метрической книги № 5 упомянутой деревни.

Училась у своего отца Габдулгалляма-хазрета и брала частные уроки у других ученых. С 1898 года руководила женским медресе в деревне Иж-Бобья и преподавала в нем. После знаменитых событий в деревне Иж-Бобья переехала в город Троицк и два года преподавала в женском медресе Габдуррахмана Ахмерова.

Потом от ее имени Яушева открыла медресе «Гайния» — женское педагогическое училище, в котором она преподавала науки об арабском языке и религиозные предметы. В 1919 году выдержала испытания в Духовном управлении и была признана достойной должности «мугаллима религиозных дисциплин в средней школе и мударриса в женском медресе», о чем 28 мая 1919 года было выдано свидетельство за номером 1473.

В 1919 году во время гражданской войны она оставалась при Духовном управлении и с твердостью и постоянством хорошо исполняла обязанности советника председателя, за что была удостоена его благодарности. Эта благодарность была записана в книгу протоколов Духовного управления 18 мая 1919 года среди других решений его заседания.

В мае 1917 года на проходившем в Москве мусульманском съезде была избрана членом Духовного управления и приступила к службе в нем. 9 января 1918 года тайным голосованием повторно была избрана на должность члена управления.

12 февраля 1887 года была выдана замуж за ученого Джалялуддина, сына Ахмедджана, и 23 декабря 1917 года развелась с ним. От этого брака 15 февраля 1895 года родилась дочь Мунаджжия.

 

Неофициальная биография

Отец Мухлисы-ханым — имам и мударрис Габдулгаллям, сын Нигматуллы (биография Нигматуллы, сына Мунасиба, опубликована в «Асаре». Т. 2. С. 121), мать — Бадрульбанат, ее биография помещена выше.

У своего отца Мухлиса-ханым научилась читать арабские книги, а у матери — персидские, однако, в годы учебы писать она так и не научилась, поскольку родители не позволяли ей этого. Позже, вынужденная жить под властью нелюбимого человека, она сама выучилась искусству писать, чтобы тайком сообщать своим родителям о своем положении.

В медресе ее отца Габулгалляма-хазрета постоянно находилось более двухсот шакирдов, которые отличались хорошими знаниями и благонравием. Они потом становились, по обычаям своего времени, помощниками мударрисов. Но в сравнении с этими простыми и скромными молодыми людьми без места и без средств существования родителям показался большим ученым мударрис, вернувшийся из Бухары и получивший назначение в их знаменитое медресе, и они выдали Мухлису за него, посчитав, что тем самым нашли способ сделать ее счастливой. Однако все в этом мире испокон веков изменяется под воздействием многих взаимосвязанных причин. Поэтому расчеты и замыслы людей не исполняются. Совершенное родителями дело, целью которого было сделать Мухлису-ханым счастливой, не достигло этой цели, и она так и не смогла полюбить своего супруга. Из уважения к родителям и родственникам несколько лет она терпела это замужество, но, в конце концов, забрав свою дочь Мунаджжию и оставив мужу все свое приданое, вернулась в родную деревню и, оставаясь замужней женщиной, стала жить отдельно от мужа.

Вернувшись после окончания учебы в стамбульском медресе, сын Габдулгалляма-хазрета Губайдулла открыл женский мектеб и назначил свою сестричку мугаллимой в нем. Так с 1897 по 1911 год она обучала в нем девочек. Слава о мужской и женской школах деревни Иж-Бобья достигла даже казахских и киргизских степей, Сибири и Туркестана, и учиться в них приезжали юноши и девушки из самых дальних мест страны.

Однако царские власти, противясь такой популярности, закрыли и мужское и женское медресе, разогнали их учащихся, а его директоров, Губайдуллу и Габдуллу, бросили в тюрьму. Брат Мухлисы-ханым, проведя в тюрьме два с половиной года, заболел хронической болезнью и, выйдя из нее, скончался, так и не оправившись от болезни.

После закрытия школы Мухлиса-ханым уехала в город Троицк и проработала там в женской школе до 1917 года. Прошедший в 1917 году мусульманский съезд принял решение избрать одним членом Духовного управления женщину, и этим членом была избрана Мухлиса-ханым. 17 июня 1917 года она приехала в Уфу, приступила к исполнению своих обязанностей и исполняет их до сих пор. Ее единственная дочь Мунаджжия скончалась в возрасте 27 лет 13 ноября (23 раби аль-авваля) 1922 года и была похоронена на мусульманском кладбище Уфы.

Уважаемый муфтий дамулла Галимджан аль-Баруди в 1338 (1919) году выписал Мухлисе-ханым разрешение на право передачи полученных от него знаний2.

 

20. НУР-СУЛТАН3

Жена казанского хана Ибрагима, сына Мухаммеда, сына Махмуд-хана, и мать ханов Габдуллатифа и Мухаммедамина. Она была дочерью ногайского хана Тимура.

После кончины Ибрагим-хана она вышла замуж за крымского хана Менглигирея, сына Нурдавлета. От этого брака родился Сафагирей-хан.

Нур-султан была умной и для своего времени образованной женщиной, она даже давала своему мужу полезные политические советы. Передают, что она переписывалась с московскими князьями Иваном III и Василием III. В 918 (1512) году она посетила Москву со своими сыновьями Габдуллатифом и Мухаммедамином.

Ее муж Ибрагим, сын Мухаммеда, взошел на престол в 872 (1467) году, а скончался, должно быть, в 891 (1486) году.

 

21. САФИЯ4

Жена одного приходского имама из деревни близ Казани. Ее муж имам вступил на путь безрассудства и заблуждения и погубил в себе все человеческое. После этого Сафия оставила свою женскую одежду, переоделась мужчиной, пошла в соседнее медресе и поступила в число его шакирдов. Несколько лет она проучилась там, тщательно скрывая свое истинное состояние. Закончив медресе, она приняла свой прежний облик, вновь стала женщиной. Поселившись в городе Буинске, она всю жизнь занималась обучением девочек.

Более подробных сведений об этой женщине разузнать не удалось. В старых рукописных сборниках попадались стихи о ее жизни, но они были беспорядочными и малопонятными, поэтому извлечь из них что-либо новое не представлялось возможным.

 

22. СИДДИКА5

Дочь Сайфуддина, сына Субхангула, имама деревни Кичучат Бугульминского уезда [Самарской губернии]. Она была замужем за Хабибуррахманом, сыном Махмуда, сына Исмагила, сына Хусаина, имамом деревни Альмет на реке Зай.

После смерти своего мужа имама Хабибуррахмана она осталась молодой вдовой и, не выходя замуж второй раз, растила трех детей-сирот.

Летом 1240 (1825) года вместе со своим супругом она отправилась на развалины города Булгара, навестила гробницы и жилища своих дорогих далеких предков и вернулась, проникнувшись уважением к ним. После смерти своего супруга в опасное для путешествий время она по своим личным делам совершила поездку в Оренбург и Сеитовский посад. Она много беседовала со своими дядьями со стороны матери (братьями своей матери Махбубы, дочери Габдулманнана) Габдулгафуром, сыном Габдулманнана, имамом и мударрисом города Чистополя, и ахундом Габдулвахидом бин Габдулманнаном, имамом и мударрисом деревни Мензелябаш, и многому научилась у них. Она знала предписания шариата, была целомудренна и приятна в общении. Она обладала хорошей памятью и здравым рассудком. От многих наставников своего времени она получила разрешения на право чтения хизб и вирд6 и была постоянна в их чтении. У нее была особая способность к запоминанию родословных. Она была родной сестрой моего отца, поэтому я часто видел ее, в детские годы я часто бывал у нее в гостях. Я подолгу слушал ее рассказы о моем деде, о других наших предках, об ученых, мударрисах и шейхах прежних времен. Но я был маленьким и не запомнил ее рассказов, поэтому я не располагаю сейчас тем, что можно было бы записать и привести в порядок.

Сиддика в замужестве жила бедно и терпела лишения. После кончины мужа, когда повзрослел ее сын Искандер, она стала одной из самых богатых в уезде. А после смерти всех своих сыновей она осталась без содержания. Страх и одиночество усугублялись недостатком средств существования. Близко знавшие ее люди говорили о ней так: «В достатке она не была надменной и высокомерной, а в бедности никто не слышал от нее жалобы. Ко всем она была доброжелательна. Она сама не опускалась до злословия, сплетен и зависти и была против того, чтобы ее близкие занимались этим. Всем она советовала быть добропорядочными и сама жила так, как советовала другим».

Сколько бы раз она ни повторяла рассказы о событиях своей жизни и истории, слышанные ею от своих предков, каждый раз она повторяла их в одном стиле и в одних выражениях. Она хорошо помнила и родословные. Мой почтенный родитель — да помилует его Всевышний Аллах! — советовался с ней по любому, малому ли, большому ли делу и поступал так, как она считала нужным, говоря: «Это такая женщина, здравомыслие которой редко встречается даже у мужчин», — и постоянно расхваливая ее. Трое ее сыновей, Искандер, Исмагил и Ахмед, скончались прежде нее, оставив своих потомков.

Сиддика-абыстай скончалась в возрасте 99 лет 17 шаабана 1315 (1897) года. Могила ее находится на кладбище деревни Альмет.

 

23. СУФИЯ7

Жена Казанского хана Ибрагим-хана, сына Махмуд-хана, сына Улугмухаммед-хана, и мать Ильгамгали-хана. Некоторые называют ее именем Фатима. Из двух этих различных имен одно, должно быть, является прозвищем.

Улугмухаммед-хан около 840 (1436) года вышел из [столицы Золотой Орды города] Сарая, пришел в Казань и стал первым ее ханом. Сын Суфии Ильгам-хан взошел на престол после своего отца Ибрагима, став восьмым казанским ханом. В мае 893 (1487) года русские начали войну с казанскими мусульманами и в июне того же года вошли в Казань, взяли в плен самого Ильгамгали-хана, его мать Суфию, двух его жен и двух братьев и увели их в Москву. Потом Илхамгали-хана с его женами поселили в городе Вологде, а братьев хана с их матерью Суфией — в городе Белое озеро. Брат хана Худайкул принял в плену крещение. Сам хан, его мать Суфия и жены хана окончили свои дни в этом плену.

 

24. СЮЮНБИКЯ ИЛИ СЮЮМБИКЯ8

Самая знаменитая женщина среди ханов и обитателей ханского дворца в Казани того периода, когда в Казанском государстве правили мусульманские ханы. Она родилась в 927 (1520) году и была дочерью Юсуфа-мирзы из города Сарайчика, а по другому преданию, — дочерью хана Юсуфа, сына Мусы.

Сююнбикя была чрезвычайно красивой, умной, сообразительной и предприимчивой. В четырнадцатилетнем возрасте она была выдана замуж на казанского хана Джангали, сына Аллаяра, сына Бахтияра, сына Якуба, сына Мухаммедхана. Джангали сел на казанский престол и стал ханом с помощью русского князя Василия Ивановича.

В месяц раби аль-ахир 942 (25 сентября 1535) года Джангали был убит восставшими, и Сююнбикя осталась вдовой 16 лет от роду, прожив с мужем около двух лет.

Она стала ханом в Казанском государстве. Потом вернулся из Крыма и стал ханом в Казани Сафагирей, сын Махмудгирея, женившийся на Сююнбике. Рассказывают легенды о любви Сююнбики и Сафагирея, об их жизни во взаимном уважении.

В 954 (1547) году Сююнбикя родила от Сафагирея сына Утямишгирея. В 956 (1549) году скончался Сафагирей, и Сююнбикя второй раз осталась вдовой. Ее двухлетний сын Утямишгирей был провозглашен ханом Казанского государства, а страной управляла Сююнбикя. Вдове тогда было около тридцати лет.

В это время Иван Грозный подошел к Казани, чтобы напасть на нее. Сююнбикя просила помощи у своего отца Юсуфа-мирзы, но Юсуф-мирза не оказал ей помощи под предлогом своей дружбы с Москвой и нежелания портить с ней отношения. Казанское войско было побеждено, и Сююнбикя с сыном Утямишгиреем были взяты русскими воинами в плен и отправлены в Москву. Это случилось в 958 (1551) году.

16 августа того же года ханом Казанского государства был посажен Шахгали, сын Аллаяра, сына Бахтияра, сына Махмуд-хана, называвшийся ханом в Касимове. Русские насильно выдали Сююнбикя за Шахгали-хана, и она возвратилась из Москвы в Казань. Однако близких отношений между ними не было. Говорят, что она нисколько не любила его.

Русские в Москве крестили Утямишгирея, крестным отцом был сам Иван Грозный. Его назвали Александром и оставили служить в царском дворце. Он скончался в 973 (1566) году в возрасте 19 лет и был похоронен на кладбище Архангельского собора.

Шахгали-хан жил с Сююнбикей плохо, в ссорах и перебранках. В конце концов, он отправил ее в Москву как пленницу и сдал русским властям. Предание сообщает о том, что перед отъездом в Москву Сююнбикя ходила проститься со своим вторым мужем Сафагиреем, у могилы которого она приказала построить соборную мечеть, произносила проникновенные слова, проливала кровавые слезы, читала печальные стихи.

В Москве Сююнбикя прожила недолго. Говорят, что она скончалась от горя и печали. Год ее кончины точно не известен. По-видимому, это произошло не позднее 964 (1557) года, когда ей было около 57 лет. Некоторые говорят также, что скончалась она в городе Касимове.

В Казани есть знаменитый минарет9 — это минарет Ханской мечети внутри кремля. Считается, что это минарет той самой мечети, которую приказала построить Сююнбикя. Однако этот кремль был построен русскими уже после взятия Казани, а прежний кремль, возведенный мусульманскими ханами, был гораздо выше и просторнее современного, но был разрушен русскими.

Сююнбикя была одной из тех знаменитых личностей, на долю которых пришлось много великих событий.

Казань была [взята]10. В то время ханом в Казани был Ядкар, сын Касима, сына Саидахмеда. Этот девятнадцатилетний хан был взят русскими в плен и отправлен в Москву. Русские крестили его и женили на Марье, дочери Андрея Кутузова.

 

25. ТУЙБИКЯ11

Судя по тем рассказам, которые ходили среди нашего народа, передавались нашими предками своим потомкам и сохранились до нашего времени, она была дочерью Айдар-хана, сына Туки-хана, падишаха наших далеких предков и правителя Булгарского государства.

Отец Туйбики, Айдар-хан, был ханом в городе Булгаре в 9 году хиджры (630 году от Рождества Христова), в то время, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Рыб. Однажды Туйбикя была разбита параличом. В те времена врачи были не в силах найти лекарство против этой болезни. В то время сподвижники Пророка, ‘Абдаррахман бин аз-Зубайр, аз-Зубайр бин Джа‘да, Талха бин ‘Усман или Хантыл бин ар-Раби‘, направленные Посланником Аллаха — мир ему и благословение Аллаха! — в город Булгар и к булгарскому народу для обращения его в ислам, под видом арабских врачей были приняты в ханском дворце и начали лечить ханскую дочь. В необыкновенно холодный зимний день они вырастили березовое дерево, приказали связать из его веток свежий веник и велели охлестать ее в бане этим веником и самой охлестаться. После того, как это было сделано, девушка исцелилась.

Увидев такой результат, хан принял ислам вместе со своим двором и всеми жителями города. Это событие пришлось на двенадцатый день рамазана 12 года хиджры и совпало с двадцать четвертым днем зодиакального знака Рыб. А Туйбикя была выдана замуж за Зубайра бин Джаада или за Хантыл бин ар-Рабиа12.

Этот рассказ, как уже было отмечено выше, в течение долгого времени передавался устно из поколения в поколение и стал популярным среди простого народа. Не было, видно, таких, кто бы отрицал его истинность, и он получил известность и среди знатных людей. Как бы то ни было, этот рассказ был распространен и среди нашего простонародья, и среди нашей знати. И только после публикации книги Марджани «Полезные сведения о положении дел в Казани и Булгаре» популярности этого рассказа был нанесен удар: в книге достоверность этого рассказа отрицается и опровергается от начала до конца. Вот причины, по которым этот рассказ в только что приведенном виде не является правдивым. 1) Ибн аль-Асир в своем произведении «Логовище льва», Ибн Абд аль-Барр в своем произведении «Содержание», Ибн Хаджар аль-Аскалани в своем произведении «Правильность» не упоминают сподвижников Пророка с именами Талха бин Осман, Зубайр бин Джаада, Хантыл бин Рабиа. В тех местах этих произведений, где излагается биография Абдаррахмана бин Зубайра, об этом событии упоминания нет. 2) Табари, Ибн аль-Асир, Ибн Халдун, а также Ибн аль-Каим аль-Джаузи в «Запасе для будущей жизни», Касталани в «Мистических дарах» и Бурхан ад-дин аль-Халаби аш-Шафии в книге «Зрачки глаз на достоверную и надежную биографию», ведя речь о том, что Пророк, — да благословит его Аллах и да приветствует! — призывая к принятию истинной веры, писал письма и направлял послов за границу, не указывают на то, что событие этого рассказа имело место. Если бы существовал источник сведений об этом событии, то в текстах перечисленных ученых были бы какие-нибудь слова, поясняющие это событие. 3) В то время, о котором идет речь, мусульмане еще не завоевали Сирию, Ирак, Хорасан, Иран и другие страны Среднего Востока. Сообщения между Хиджазом, Аравийским полуостровом и Булгаром не было, путь между ними еще не был открыт. 4) В 12 году хиджры месяц рамазан не совпадал с созвездием Рыб. Рамазан совпадал с созвездием Рыб в 36, 69 и 103 годах хиджры, а в 12 году рамазан приходится на созвездие Скорпиона.

С другой стороны, эта история, отчасти, похожа на правду. Возможно, что во времена правления халифов Омара и Османа — да будет доволен ими Аллах! — или во время событий в Армении, Дербенте, Ширване и Грузии, или во время войн с аланами и тюрками-хазарами такие военачальники, как Сулейман бин Рабиа аль-Бахили, Сарака бин Амр, Абдаррахман бин Рабиа аль-Бахили, вполне могли направить людей с упомянутыми выше именами в качестве своих посланников для заключения каких-нибудь договоров и соглашений [с булгарами], чтобы восстановить против тюрков-хазар, с которыми воевали мусульмане, или с какими-то другими намерениями. В любом случае, после битв при Кадисии и Медаине и завоевания большей части Персии арабскому войску уже были известны город Булгар и Булгарское государство, а его предводителям был хорошо известен путь к нему.

В таком случае пришедшие в Булгар и представшие перед ханом люди будут либо приказчиками, либо сыновьями сподвижников Пророка. И тогда посланники, о которых была речь, позднее, возможно, запомнились как сподвижники Пророка. Итак, нельзя признать недопустимым тот факт, что ислам был принят в период деятельности этих посланников независимо от того, был ли он принят по политическим расчетам булгарского хана или потому что были поняты и приняты с любовью истинные преимущества ислама. Это первое.

Второе. Ибн Абд аль-Барр, Ибн аль-Асир, Ибн Хаджар и им подобные собиратели и составители биографий сподвижников Пророка были учеными более поздних времен, чем времена Пророка Мухаммада. И они не писали свои сочинения по собранным ими архивным бумагам, подкрепляя свои сведения сомнительными или широкоизвестными данными. Среди них есть очень надежные сведения, подтвержденные многими свидетелями, а есть и такие, которые основаны только на единичных свидетельствах. А некоторые известия вообще могли не дойти до их сведения. Поэтому только на основании того, что в их сочинениях не встречаются эти имена или что в произведениях Табари, Ибн аль-Асира, Балазури и Ибн Халдуна ничего не написано об этом, — на этом основании было бы неуместным отрицать свидетельства о каком-нибудь событии или сведения о существовании какого-либо человека. Клянусь, только Аллах знает точно!

 

26. ФАРЗАНА, ДОЧЬ МУСТАФА13

Наша соотечественница, жена Мухаммедджана, сына Габдуззагира, сына Рахманкулы, имама и мударриса города Троицка. Ее отцом был Мустафа, сын Габдулкарима, имам деревни Сабабаш Казанского уезда, а матерью — Дильшад, дочь Таджуддина аль-Иштиряки14.

После кончины Мустафы его жена Дильшад, дочь Таджуддина, со своими детьми Гарифом, Фазылом, Каримом, Гайнуддиом и Фарзаной переехала из деревни Сабабаш в город Троицк и жила там под фамилией Учарова.

Фарзана, дочь Мустафы, была выдана замуж за Троицкого имама Мухаммедджана, сына Габдуззагира, родила детей и прожила долгую жизнь. Она заботилась о том, чтобы воспитать своих детей способными и энергичными, читала проповеди и наставления женщинам, обучала девочек, была ученой и благовоспитанной женщиной.

Мавдуда, мать Дильшад, дочери Таджуддина, была дочерью Ибрагима-эфенди, известного казанского мударриса. Поэтому дети Фарзаны-ханым по материнской линии были внуками Таджуддина аль-Иштиряки и Ибрагима-эфенди аль-Казани и близкими родственниками дамуллы Фахреддина из Бухары, автора сочинения «Ныряльщик в двух морях».

Дети Фарзаны-ханым: Габдуррахман, Зияуддин, Ахмед, Зияия. Они были образованны и добродетельны — благополучные потомки благополучных предков. Зияия была выдана замуж за Габдулваггаба, сына Габдулбари, ахунда города Петропавловска.

Фарзана-ханым скончалась в возрасте более восьмидесяти лет 2 раджаба 1343 (29 января 1925) года в Троицке.

 

27. ФАТИМА-СУЛТАН15

Наша соотечественница, дочь Мухаммедсаййида, сына Буляксаййида, сына Шахкула из Касимова16. Ее супругом был Арслангали, сын Гали-хана, сына Кучум-хана, сына Муртазагали-хана.

Этот Арслангали стал правителем Касимова после Уразмухаммеда.

После его кончины титул хана перешел к его трехлетнему сыну Саййидбурхану, и Фатима-султан стала править страной от его имени. В 1065 (1655) году Саййидбурхан крестился и принял имя Василий, но продолжал оставаться ханом. Он скончался в возрасте 58 лет в 1090 (1679) году.

После него ханом стала его мать Фатима-султан, но ханство ее не было долгим. Около 1094 (1683) года скончалась и она, став последней из касимовских ханов.

 

28. ФАТИМА-ХАНЫМ17

Наша соотечественница, жена Габдулфаттаха, имама деревни Агрыз [Сарапульского уезда] Вятской губернии.

Любознательная мугаллима, она открыла в своей деревне школу для девочек и многие годы преподавала в ней по новым методам. Благодаря своему педагогическому таланту она в течение короткого времени успевала доступно объяснить многие предметы. Она была постоянной советчицей женщин и их наставницей на истинный путь.

Фатима-ханым скончалась 4 рамазана 1322 (11 октября 1894) года ([Газета] «Терджиман». 1894. № 89).

 

29. ФАТИМА-ХАНЫМ АИТОВА18

Фатима-ханым родилась 5 января 1879 года в городе Троицке. Отец ее, Габдулвали Яушев, богач и меценат, был одним из первых в Троицке и Челябинске, кто начал содействовать открытию новометодных школ и помогать учителям19.

В 1887 году Фатима-ханым, получив обычное для своего времени образование, вышла замуж за Сулеймана, сына Мухаммедджана Аитова, из знаменитой и уважаемой казанской семьи. На их свадьбе присутствовал приглашенный в Троицк большой мусульманский ученый — старец Марджани-хазрет20.

В 1906 году скончался Габдулвали Яушев, и Фатиме-ханым досталось в наследство имущество на очень большую сумму. Но именно после этого скорбного события в ее жизни и начинаются все благодатные инициативы Фатимы-ханым, она становится известной, она приступает к своей многообразной деятельности на ниве распространения знаний и практического жизненного опыта среди мусульманского женского населения. Таким образом, кончина ее отца оказалась благодатной.

Большинство обладательниц такого огромного наследства, как у Фатимы-ханым, и большинство богатых женщин распоряжаются своим богатством так: они тратят его на приобретение модных платьев, одно новее и дороже другого, на то, чтобы нарядить и украсить себя. Они проводят свою жизнь заносчиво и высокомерно, собирая вокруг себя праздных девиц и женщин, старых приживалок, кочующих из дома в дом. А богатство другой части женщин оказывается в руках их мужей, и эти женщины бывают вынуждены выпрашивать у них даже самое необходимое для себя.

Нашей Фатиме-ханым посчастливилось пойти по другому пути. Ее муж Сулейман-эфенди был благородным и умным человеком. Его не прельщали большие деньги своей жены. Всеми ее делами он предоставил заниматься ей самой. Он даже сам постоянно помогал своей жене вкладывать все ее деньги, идущие на благотворительность, в самые доходные места.

Доставшееся ей наследство Фатима-ханым употребляла на распространение знаний и практического жизненного опыта среди мусульманского женского населения, на просвещение женщин и девочек, на улучшение их подготовки к самостоятельной жизни. Она открыла собственную женскую школу и обеспечила ее всем необходимым, пригласив самых лучших мусульманских педагогов из мусульманских и русских школ.

Фатима-ханым в своей школе кроме преподавания религиозных предметов, родного и русского языков начала вводить обучение различным навыкам, необходимым в жизни женщины. Таким образом, она направила свою школу на хороший путь.

Спустя 5-6 лет Фатима-ханым отстроила для своей школы большое двухэтажное кирпичное здание. Так она еще больше улучшила свою женскую школу, которая теперь во всем соответствовала требованиям времени, и она решила поднять эту школу до уровня русской женской гимназии. Взявшись за дело, она получила официальное разрешение, пригласила попечителя Оренбургского учебного округа и казанского губернатора и, попросив имамов прочитать Коран, торжественно открыла женскую гимназию.

Дела открытой Фатимой-ханым женской гимназии уверенно пошли вперед. И во время великих революционных перемен в России эта школа стала прославленной женской гимназией, занявшей первое место среди других мусульманских школ, благодаря тому, что она шла по пути улучшения преподавания знаний и навыков, необходимых для девочек, подготовки их к жизни в современном им мире. Эта школа давала хорошее воспитание и образование, поэтому в ней было много приезжих учениц.

Сама Фатима-ханым была душевной, пылкой и остроумной женщиной. Она руководила своей школой, советуясь со знающими добросовестными духовными служителями и мирянами, которым она вполне доверяла. Возглавляя школу в целом, она также большей частью занималась нравственным воспитанием, следила за посещаемостью, благовоспитанностью и скромностью своих учениц. Часто она приходила в школу раньше учителей, встречала всех входящих и провожала всех выходящих, смотрела за порядком, в свободное время сама садилась за парту рядом с ученицами и слушала урок, наблюдала за всем ходом обучения и только после окончания занятий выходила из школы вместе с ученицами и учительницами.

То, что больше всего заботило Фатиму-ханым в последнее время, о чем она больше всего говорила на наших встречах, о чем просила совета, то, что больше всего занимало ее мысли, были дела, касающиеся женщин, школы и воспитания. Многие люди были довольны школой Фатимы-ханым, многие девочки стремились учиться в ней.

Фатима-ханым вместе со своей блестящей и перспективной школой, выведенной на правильный путь, погрузилась сейчас в пучину великих перемен, происходящих в России.

Шагар Шараф

 

30. ХАБИБДЖАМАЛ21

Наша соотечественница, дочь Хабибуллы из пензенского рода Тенишевых. Святая соборная мечеть в городе Пензе, на которую было израсходовано четыре тысячи рублей золотом, — одно из ее богоугодных дел. Именно в связи с этим ее имя и упоминается здесь.

 

31. ХАНИФА-ХАНЫМ22

Дочь Гисматуллы ат-Тюмени, мударриса деревни Малчин Тюменского уезда [Тобольской губернии] в Сибири. Она изучала у своего отца морфологию и синтаксис [арабского языка], логику и теологию, а затем с помощью собственного таланта и дарования еще более усовершенствовала свои знания. Она была одной из первых мусульманок нашей страны, чьи сочинения были напечатаны. Такие знаменитые личности, как сеййид Мухаммед Али аль-Витри, шейх Зайнулла Расули23 и Галимджан аль-Баруди24, выписали ей свои разрешения на право преподавания полученных от них знаний. Она была замужем, но муж ее умер в молодом возрасте, и она, оставшись вдовой, всю свою жизнь посвятила женскому образованию. Рассказывают, что у нее были способности слагать стихи.

 

32. ХУРШИД-АНА25

Дочь казанского хана Ибрагима, сына Махмуд-хана, сына Улугмухаммед-хана, и младшая сестра Эмин-хана и Габуллатиф-хана. По какой-то причине она пользовалась уважением казанских государственных мужей и даже вступала в сношения в московскими князьями. Говорят, что тем самым она заставляла жизнь в Казанском государстве бурлить как в котле, и что ее заслуга есть в том, что Казанское государство (его мусульмане) оказалось в русских руках.

О ней рассказывают также, что она умела читать и писать по-тюркски и занималась ворожбой.

Ибрагим-хан правил Казанским государством более десяти лет и скончался около 1478 года.

Существуют данные о том, что Хуршид-ана была жива около 1538 года.

 

33. ШАМСИДЖЕХАН26

Дочь человека по имени Сабит и жена Камалуддина, сына Сайфуддина аль-Каши ас-Симбири, знаменитого мукри27 и хаттата28, жившего в Казани и скончавшегося в 1324 (1906) году.

Шамсиджехан после смерти своего уважаемого супруга Камалуддина прожила вдовой почти десять лет и, следуя своим убеждениям, всю жизнь отдала обучению девочек. Свой собственный дом она пожертвовала в пользу мектеба и медресе.

Шамсиджехан скончалась в возрасте 73 лет 30 мухаррама 1335 (1916) года в городе Казани. Говорят, что потомков после нее не осталось.

 

СНОСКИ.

1. Л. 215 об — 217. Мухлиса — искренняя, сердечная; верная, преданная (араб.).

2. Далее написана копия арабского текста этого разрешения.

3. Л. 233 об. Нур-султан — луч, свет (араб.).

4. Л. 149 об. Сафия — избранница, искренняя подруга (араб.).

5. Л. 148—148 об. Сиддика — правдивейшая (араб.).

6. Вирд — часть Корана, читаемая молящимися ночью (араб.).

7. Л. 151. Суфия — женщина-суфий, предавшаяся мистике (араб).

8. Л. 138–139. Сююн, Сююм — радость; радостное сообщение; вознаграждение за радостное сообщение (тюрк.).

9. Минарет — место, где зажигают огонь, маяк; башня при мечети, с которой возглашают призыв к молитве (араб.).

10. Далее в оригинале следуют две строки без текста.

11. Л. 153–154. Туй — пир, пиршество, свадьба (тюрк.). Бике — незамужняя женщина (тюрк.).

12. Этот рассказ вошел в состав «Булгариевых историй» Хусамуддина бин Шарафуддина аль-Муслими, датируемых концом XVI века (эта датировка подвергается сомнению многими учеными читателями) и впервые изданных в Казани в 1870 году, а также в «Историю булгар» Таджуддина бин Ялчыгула, написанную в 1805 году. Разные варианты этого рассказа в истории Таджуддина переведены на русский язык: Галяутдинов И. Г. «Тарих нама и булгар» Таджетдина Ялсыгулова. 2-е изд., перераб. и доп. Уфа, 1998. С. 162–164; Башкирские родословные. Уфа, 2002. Вып. 1. С. 177–179.

13. Л. 189–189 об. Фарзана — разумная, мудрая, ученая (перс.).

14. Таджуддин аль-Иштиряки был родом из деревни Новый Иштиряк на реке Шошма Бугульминского уезда [Самарской губернии]. Он служил имамом в деревне Сосна Малмыжского уезда [Вятской губернии], его биография есть в «Асаре». — Прим. Ризаэддина бин Фахреддина.

15. Л. 185—185 об. Фатима — отнимающая ребенка от груди (араб.).

16. Семья сегодняшних Шакуловых в Касимове восходит к этому Шахкулу. — Прим. Ризаэддина бин Фахреддина.

17. Л. 185. Фатима — отнимающая ребенка от груди (араб.).

18. Л. 180—180 об. Фатима — отнимающая ребенка от груди (араб.). Эту биографию составил Шагар Шараф. — Примечание Ризаэддина бин Фахреддина.

19. О Габдулвали Яушеве написал книгу Г. Баттал: Меценат Габдулвали Яушев. Оренбург: Типография газеты «Вакт», 1912 [тат. яз., араб. алф.]. — Примечание Ризаэддина бин Фахреддина.

20. 1887—1879: Фатима-ханым вышла замуж в возрасте восьми лет?! Верна ли дата ее рождения?

21. Л. 67. Хабибджамал — друг красоты (араб.).

22. Л. 75. Ханифа — истинно верующая в единого Аллаха (араб.). Ханум — ханша, царица (монг.-тюрк.).

23. Зайнулла Расули (Зайнулла бин Хабибулла бин Расул, 1833—1917) — религиозный деятель, шейх суфийского ордена накшбандия, основатель медресе «Расулия» в городе Троицке.

24. Галимджан аль-Баруди (Галимджан бин Мухаммедджан Галиев, 1857—1921) — религиозный и общественный деятель, основатель медресе «Мухаммадия» в Казани, автор учебников для медресе и богословских сочинений, издатель и редактор журнала «Ад-Дин ва-ль-адаб» («Религия и нравственность»), муфтий Духовного управления (с 1917 года).

25. Л. 94 об. Хуршид — солнце (перс.). Ана — мать (тюрк.).

26. Л. 144. Шамсиджахан — солнце мира (араб.-перс.).

27. Мукри — чтец Корана при мечети; преподаватель чтения Корана (араб.).

28. Хаттат — каллиграф; учитель каллиграфии (араб.).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Абыстай — простонародное сокращение обращения к ученой [хафиз] тетке или старшей сестре [тутай]; жена духовного лица, учительница.

Ахунд — духовное лицо, которому подчиняется низшее духовенство нескольких соседних приходов; учитель, наставник (перс.).

Дамуллf — почетное звание муллы — преподавателя медресе (араб.-перс.).

Имам — предстоятель на коллективной молитве; духовное лицо, выдержавшее испытание в Духовном управлении и получившее письменное разрешение (указ) исполнять религиозные ритуалы и возглавлять приход (араб.).

Ишан — духовное лицо, отличающееся своим фанатизмом в вере и почитаемое святым еще при жизни (перс.).

Кари — чтец Корана, умеющий читать его по всем правилам (араб.).

Махдум — почтительное приложение к имени сына или члена семьи уважаемого священнослужителя.

Медресе — место, где изучают религиозные дисциплины; училище следующей после начальной школы ступени (араб.).

Мектеб — место, где пишут; начальная школа, в которой, однако, детей учили только читать Коран и не учили писать (араб.).

Мирза — сокращение слова эмирзаде «сын князя» — дворянин (араб.-перс.).

Мугаллим — учитель, преподаватель начальной школы — мектеба (араб.).

Мугаллима — форма женского рода слова мугаллим.

Мударрис — учитель, лектор, преподаватель духовного училища — медресе (араб.).

Мударриса — женская форма слова мударрис.

Мулла (маула) — господину грамотный человек, знаток религиозных обрядов, служитель культа, учитель в мектебе (араб.).

Муфтий — дающий фетву, знаток шариата, разъясняющий основные его положения и принимающий решения по спорным вопросам (араб.); в России — председатель Духовного управления.

Мухтасиб — учетчик, надзиратель (араб.); духовный глава мусульман мухтасибата, объединения приходов таких административно-территориальных единиц, как волость или уезд.

Намаз — молитвенный обряд, совершаемый пять раз в день и являющийся одной из пяти главных обязанностей мусульман (перс.).

Сеййид — вождь, господин; позже — потомок Пророка Мухаммад (араб.).

Улема (форма множественного числа слова алим, или галим) — ученые-богословы (араб.).

Хадж — обряд паломничества к Каабе (каменному зданию в Мекке — главнейшей мусульманской святыне), являющийся одной из пяти главных обязанностей мусульман (араб.).

Хадисы — предания о словах и действиях Пророка Мухаммада, второй после Корана источник мусульманского права (араб.).

Хазрет — господин; почетное, уважительное обращение к духовным лицам: Вы вместо ты, они вместо он (араб.).

Хиджаз — название области на Аравийском полуострове, в которой находятся священные для мусульман города Мекка и Медина.

Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину (араб.). Первый день первого месяца года переселения был принят за эру мусульманского летоисчисления по лунному календарю.

Хизб — доля коранического текста равная 1/120 его части (араб.).

Шакирд, вернее, шагирд — учащийся, ученик (перс.).

Шариат — прямой, правильный путь; закон, обязательные предписания.

Шейх — старейшина, старец, патриарх; почетное прозвище крупных религиозных авторитетов, наставников и учителей, а также глав суфийских братств (араб.).

 

Подготовка к публикации, перевод, предисловие и примечания старшего научного сотрудника отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, кандидата филологических наук Р.М. Булгакова.

 

Послесловие от редакции

 

«Возьмите пример любого великого человека и внимательно изучите его биографию, – и вы всегда увидите рядом с ним его жену, подготовившую его к величию», – вот то главное, что двигало пером Ризаэтдина Фахретдинова, когда он писал книгу, посвященную женщинам. Первая ее редакция появилась в 1904 году – вместе с восьмой частью (из шестнадцати) знаменитого сборника биографий «Асар». По сути, «Знаменитые женщины» есть важное, и даже необходимое дополнение «Асара»  – монографии, посвященной жизни и творчеству деятелей культуры, науки и просвещения народов Востока. В соответствии с религиозной традицией женщин среди этих деятелей быть не могло. Но как можно не восхититься таким поступком: «Сафия оставила свою женскую одежду, переоделась мужчиной, пошла в соседнее медресе и поступила с число его шакирдов. Несколько лет она проучилась там, тщательно скрывая свое истинное состояние». Или не менее замечательный поступок другой российской мусульманки: «Первой начала распространять среди женщин идею о необходимости для них большего и лучшего образования». А еще одна из героинь Фахретдинова «основала специальный воспитательный дом для брошенных на улицах города и нуждавшихся в призрении мусульманских девочек и назначила туда учительниц и воспитательниц. Все расходы на содержание этого дома, в котором воспитывались до двадцати девочек, брала на себя». Опубликовав эти биографии, Фахретдинов тем самым одним их первых выступил не только как писатель и биограф, но прежде всего как сторонник эмансипации восточных женщин.

И пусть язык Фахретдинова кажется суховатым – автор и не пытался популизировать своих героинь. Ведь на за беллетристичность же его в 1925 году пригласили в Ленинград на торжества по случаю 200-летнего юбилея Академии наук. Или в Мекку – на Первый Всемирный конгресс мусульман (с этой поездкой в силу огромной популярности ученого вынуждены были согласиться даже Калинин и Чичерин).

В 2009 году исполнится 150 лет со дня рождения Ризаэтдина Фахретдинова. Наша публикация – дань уважения выдающемуся ученому-востоковеду, религиозному деятелю, просветителю, писателю и журналисту.

 

 

* Ризаэддин бин Фахреддин (1859–1936)

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле