> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Геннадий Старостенко

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2008 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Геннадий СТАРОСТЕНКО

Война поколений

Самая разрушительная из всех войн на пространстве бывшего СССР. И если давно уже стало обычным делом сравнивать демографические последствия демократического правления с десятком Хиросим, то урон, причиненный культурному тонусу народов бывшего СССР, может соизмеряться по крайней мере с половиной этого количества.

Человечество чтит Конфуция за гуманитарные открытия, облегчившие понимание основных задач, стоящих перед обществом. А задачи в общем простые – обеспечить культурную преемственность поколений, передачу практического опыта старших, сохранность традиций, почтительное отношение к предшествующим поколениям. Юго-восток и поныне исправно блюдет каноны, заповеданные древним мудрецом. Сам был свидетелем, как однажды в российском аэропорту группа молодых телевизионщиков из Сеула, случайно встретив соотечественников постарше, раскланялась с теми, молитвенно сложив руки.

Нет необходимости рассказывать, насколько продуктивным оказался сплав древнего конфуцианства (в преломлении к производственным отношениям) с новейшими технологиями. И лишь «обновленная Россия» в числе немногих, принимая истлевшее тряпье политического манихейства за haute couture, с важностью рядится в одежки новатора, устраивает культ реформаторства, поливает тоскливой революционной риторикой молодежное сознание, рушит традиции, связь времен и поколений.

Зуд реформ все еще интенсивно ощущаем во властных сферах. Немалым числом наших демиургов все еще движет мысль об абсолютной экономической свободе – которая, как известно, приводит к абсолютным диспропорциям в распределении общественного богатства. И главное – к падению морали в обществе. Поскольку абсолютная экономическая свобода в качестве своей производной имеет и абсолютную декультурацию населения. 

А между тем самое время почаще вспоминать слова Льва Толстого о том, что Россия устала от реформ, ей нужна диета.

Всякое реформирование есть порушение традиций. А традиции есть не просто наследование культурно-экономическим идеалам и ритуалам, но прежде того они суть символы-скрепы, связывающие живую ткань времени…

Ведь что интересно, при том технологическом динамизме,  который переживают индустриально-развитые сообщества, они считают первейшим своим долгом соблюсти передачу эстафеты поколений. Потому-то, несмотря на все разговоры о кризисе их культуры, о мертвящем постмодернизме и бессодержательном авангардизме, население там (молодежь включительно) окармливается вполне доброкачественной масс-культурой. Есть там, безусловно, на ТВ и в прессе в каком-то превентивном объеме всякие «рэпперы», «психоделики» и прочие «вонючки», однако это не определяет всей культурной политики вещателей и пресс-магнатов.

Основная аудитория потребителей масс-культурной продукции (если говорить о музыке только) все же предпочитает большие оркестры, Энди Уильямса, АББУ, Уитни Хьюстон – или же их более современные синонимы. Ровный и комфортный культурный фон, приводящий человека в состояние согласия с самим собой и внешним миром. Просто этим обществам, чтобы сохранить свои динамизм и лидерство, нужна стабильная, а не маргинальная культура и культурная политика. Они это знают – и никто им в отправлении этих потребностей не препятствует.

То обстоятельство, что развитые индустриальные страны заметно стареют и что есть тенденция к тому, что через пару десятков лет половину их населения будут составлять пенсионеры, отнюдь этого феномена не объясняет. Дело здесь в другом. В правильной культурной политике. Культура – первооснова всего. Спросите любого – хоть Никиту Михалкова.

У нас же  безумствующие реформаторы и олигархи все еще близки к власти, и поэтому у нас все иначе. Какой только заразы не успели привить молодежи в последние годы. Нагнетая страх, безверие, либеральный рационализм или электоральный национализм - и прочими химерами мороча общественное сознание, СМИ и контролирующий их финансовый капитал  культивирует в молодежи конфликтность, цинизм, патологический эротизм – и проч. В завершение этого ряда – конфликтность со старшими, неуважение и нетерпимость к их мнению. А теперь еще и близкая к ВВП Ксюша Собчак матершинки добавила…

В какой-то части все это – информационная война, в какой-то – собственная дурь.

И все это плодится продажными извилинами во множестве аналитических центров, распиханных по телеканалам и всякого рода «общественным фондам». Есть масса способов разрушить отношения между родителями и детьми. Вот один – опять же из множества:

Показ эротизированной рекламы или сцен совокупления в дневное или вечернее время, когда семья сидит у телевизора. Здесь разрушается нечто очень тонкое, доверительное в отношениях между родителями и детьми, к чему вообще не следует прикасаться грубыми прикосновениями, как нельзя махать скальпелем при операции на сердце.

Вот второй: спровоцировать показом откровенно лживой и порочащей честь предшествующих поколений телепередачи возмущение и гнев отца или деда – и там же, в ее контексте,  «подогреть» чувство противоречия и «нажать на спуск» циничной реакции сына, внука ли.

Показ насилия. Тут все ясно. А если Барщевский пролоббирует свободную продажу оружия, то и телевизор включать не надо будет.

Третий: массовое внедрение в русскую речь транслитерированных заимствований.  Делается это среди прочего и с целью задуривания рядовому мужику головы и развития в нем комплекса неполноценности по причине незнания этих словечек.

Вот еще один – и очень мощный – вариант провокации. (Здесь речь идет уже не только о СМИ) Возрастной ценз при приеме на работу!

В наше время подавляющая часть высокооплачиваемых рабочих мест недоступна тем, кому за 35. Если, конечно, не считать тех, кто контролирует бизнес. Но раз уж демократия на дворе и речь ведем о проблемах большинства, то эти не в счет. А если брать столицу, где значительный объем рабочих мест приходится на инофирмы и крупно-оптовые коммерческие структуры, то ситуация здесь и того круче.

Да что там, недавно наткнулся на такое вот объявление: требуется редактор  не старше 26 лет!

Меня всегда удивляло: почему человек в 36 лет уже не устраивает работодателя? Ведь он гораздо опытнее 20-летнего, зачастую надежнее и трудолюбивее, ведь привычка к труду приходит с годами. И если молодой часто думает о том, как после работы развлечься (нередко и с нагрузкой на здоровье), то человек постарше – о том, как разумно восстановить свои силы.

И ответ находился единственный: возрастная дискриминация нужна только тем, кому нужно полностью подчинить своей воле работника. А если получится – и целую страну с ее народом… 20-летнему легче привить потогонный макдональдсовский транснационализм. Это гораздо более мягкий материал, и из него можно лепить все, что захочешь, его можно обратить в любую веру, можно и заставить пахать на чужого дядю до упора и радоваться при этом.

Молодой не будет противоречить нанимателю по идейным соображениям, поскольку нет у него иных рефлексов на уровне различения добра и зла, нет памяти правды предшествующих поколений.

У иностранного работодателя (а в Москве, наверное, треть работодателей иностранные - покупаешь «клинское» ли пиво или какую-нибудь очередную «золотую бочку», элементарную шоколадку или картошку-чипсы, а за ними, оказывается, уже давно стоит иностранный концерн [прим. авт. – про «клинское» и «золотую бочку» информация абсолютно достоверная]) однозначная установка на легкую московскую молодежь. Все просто: у большей ее части вместо гражданского чувства – мечта о сладкой жизни, о пьяной беготне по чужим квартирам. Потому-то и оплата труда высокая. А как же – ведь они всю матушку Россию окучивают из Москвы.

Аналогичная в принципе ситуация и в национальных торговых спрутах . Купцу много ума не надо, достаточно двух классов образования, тут главное оборотистость.  Вот и еще один ценз, по которому молодых и рептильно-самодовольных обладателей дорогих рабочих мест противопоставляют людям с опытом и собственной волей.

Но:

Только дурак может считать, что все это нормально, что так и должно быть.

Конфликт поколений давно уже рвет нас изнутри, как глубинный торфяной пожар, и явление это не столько стихийное и спонтанное, сколько сознательно инспирируемое. Рассмотрено лишь несколько граней проблемы, и главная причина, безусловно, глубока и заслуживает обстоятельного анализа. В этой же попытке обозначить опасность  важно вспомнить о следующем:

Общество, не способное  продолжить эстафету поколений, обеспечить преемственность традиций, передачу жизненного опыта и морали труда, не способное противопоставить ложному реформаторству собственные имманентные смыслы, обречено терпеть одно поражение за другим – и особенно в условиях конкуренции с внешним миром. Оно неизбежно окажется в полной зависимости у тех, кто нацелен на экспансию.

Вот ведь простой пример: отец в процессе общения с сыном (мать - с дочерью и т.п.) передает основополагающие знания, навыки, жизненное кредо, готовя его к самостоятельной жизни. Случись у них долговременный конфликт, сын либо не получит всего этого, либо получит с большим опозданием – пока сам не дойдет до всего. Это уже не говоря о психологической травме, которую такой конфликт нанесет им обоим. Даже простая передача  информации (не говоря уже о сложной высокотехнологической, обеспечивающей лидерство в современном мире) оказывается невозможной или затрудненной, так как ввиду взаимных обид затруднен или невозможен сам акт коммуникации…

Так называемую «войну всех против всех», как и войну поколений, затевать хорошо тем людям и странам, кому она сулит барыши, кто ведет ее на чужой территории. Нам же и нашей доверчивой ментальности от этого одни только беды.

Нет верного и абсолютного средства смягчить ее последствия (именно смягчить – раз уж предотвратить ее было невозможно). Тут каждый, кто желает противодействовать этому злу, должен выбрать собственные методы борьбы. Раз уж боевые действия ведутся на территории нашей с вами психологии, а оружием избраны наши семейные драмы, то и методы сопротивления должны быть осознаны на уровне чувств и подобраны в ряде случаев интуитивно – хотя и не без участия научной аналитики. Можно, конечно, напридумывать кучу практических рекомендаций, но гораздо важнее разрушить код самоустранения, внедренный кем-то в наши отношения с молодыми. И пробудить в людях гражданскую ответственность за будущее страны, но гораздо важнее побудить человека к поиску собственных средств и подходов…

Мой старый друг, человек крепкий, весомый и уверенный в себе, обычно одергивает молодежь, что матерится в транспорте или в ином «общественном месте».. Но делает это в негрубой форме. Когда-то и ваш покорный слуга от него этому выучился. Однако проявляю разумную осторожность: то, что может в подобных случаях приятель – высший пилотаж. А еще (никогда не делаем этого одни – только в компании) можно подойти к юной деве, ждущей автобуса на морозе с голыми боками. И шутейно так представиться:  вот мы, два врача-нефролога и гинеколог-любитель, стоим здесь и радуемся на вас, девушка. И на вам подобных. Это сколько ж у нас работы будет лет этак через десять…

Кто-то скажет, что все это частности и что эти феномен конфликта поколений – производное существующего государственного устройства, что бороться надо с главным злом, решать проблему в самом ее корне. Возможно, это правильно, но можно привести и другие резоны. Например: колорадского вредителя  в клубнях не возьмешь, там он недоступен, вот на ботве картофельной с ним и воюют, когда не хотят губить почву пестицидами…

Конечно, в общении с молодыми сейчас важно более, чем когда либо, проявлять выдержку. Замкнутые прессом декультурации в куцые оборванные смыслы, они встречают в штыки любые назидания. Ну и что? Вспомним, что говорил Иоганн Готлиб Фихте: Стоять и жаловаться на человеческое падение, не сделав ничего для его уменьшения,  значит поступать по-женски. Карать и злобно издеваться, не сказав людям, как им стать лучше, -  не по-дружески.

Действовать! Действовать! – вот для чего мы существуем. Должны ли мы сердиться на то, что другие не так совершенны, как мы? Не является ли это указанием, что это мы должны работать для совершенствования других? Будемте радоваться при виде обширного поля, которое мы должны обработать! Будемте радоваться, что мы чувствуем в себе силы и что наша задача бесконечна.

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев