> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Роман Гоголев

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Роман Гоголев

Валерий Жуков: под кровом «старого неба»

zhukov.gif (93694 bytes)

Валерий Жуков. 

Писать прощальное слово – это, в конце концов, понять умом и сердцем, что того о ком ты пишешь, – больше нет в твоём круге жизни, признать факт, который уже не подлежит изменению или участию.- Более того, в жизни ушедшего человека нельзя исправить и самого себя, своих поступков и слов, пережитых чувств и совместных размышлений, ибо они ушли в вечность вместе с ним.- Поэтому в определённой степени мы умираем с каждым ушедшим, обретая возможность взглянуть и на себя самих со стороны: оком  вечности на неподвижный уже образ времени…

Тот, о ком хочется сказать, никогда не называл себя поэтом, но при этом, безусловно, являлся таковым, по крайней мере, относительно всего того, что пережил сам… Валерий Анатольевич Жуков (1939-2008) не был профессиональным литератором, как не были профессиональными философами и поэтами, скажем, славянофилы: таковыми сотворила их сама жизнь, а точнее любовь к ней -  к русской жизни, её укладу, особому течению и темпу…

В предисловии к своей поэме «Старое Небо» автор сообщает о себе: «Так сложилось, что стихи не стали главным, хотя первым пробам уже более сорока, а последние совсем юны. Поэтому печатался мало, в местном сборнике да, в основном, в газетах. Все остальные публикации - в научных изданиях. Карьера нейрофизиолога зрения животных оборвалась с перестройкой, когда заговорили об окупаемости науки, свалив в кучу и фундаментальную и прикладную. А с переворотом 1991-го пришлось оставить и вполне "окупаемые" опыты на животноводческих комплексах нижегородчины и подмосковья. И ученая степень, и реальная хозяйственная выгода - все ничто в сравнении с амбициями новых передельщиков судьбы страны. "По жизни" приходилось и пахать целину под Атбасаром, и изучать подрывное дело и схемы минных полей, работать с дождевыми червями, улитками, лягушками, коровами и дельфинами, писать маслом (возможно, потому почти все дети художники); декорировал хрусталь, выращивал грибы для ресторана, клал печи, отделывал жильё "новым русским" etc., etc.»… Казалось бы – вот вся жизнь человека.- Такую или почти такую проживали многие из его поколения, при этом частенько и стихи писали.- Хорошим тоном, однако, считалось принадлежать к ментальности шестидесятников: ностальгировать по оттепели, порицать застой, превозносить перестройку и демократизацию… Жуков принадлежит к тем из наших современников, кто «от земли», кто укоренён в народном быте и чаяниях… При этом облечён образованием, учёностью, но и в них ищет «подлежащее», неразрывную основу жизни, что от поколения к поколению образует род, Родину.- В этом ценность поэмы «Старое Небо»: по ту сторону всякой политической и идеологической борьбы она показывает поэзию жизни советского (во временнóм смысле) человека, жизни, в которой простора для истового чувства, благородного поступка и прямого слова было гораздо больше чем теперь.- И поэтический язык оказался более пригоден для передачи этого мирочувствия, во всей его неподдельной искренности и простоте:

Пусть рассудит высокое небо,
перепутья тележного следа
той поры, что почти не застал,
и едва ли вполне разгадал.  

Эпоха, которая некогда казалась кому-то потопом, кому-то половодьем, в один миг просочилась сквозь пальцы, оставшись отчасти лишь в опыте переживших её.- Поэзия Жукова не попытка заклинания прошлого и не безвольная ностальгия, а настоятельный призыв любить и ценить не бездушный механический расчёт, к которому всё сводят «законы рынка» и ценз(ура) наживы, а живое и жизнь даже в тех проявлениях, которые причиняют боль.- Ибо, как говорил классик, «всё болит у древа жизни людской».-

Пусть деревенька умерла,
воды в колодце нет,
но дом мой - чистых три окна -
ещё глядит на свет.
Зачем мне нужен этот дом?
Чтоб знала ребятня,
какая здесь трава кругом,
колючая стерня;
как сушат сено и дрова,
чем пахнет огород,
как в небе кружат ястреба,
как таволга цветёт.
И чтоб деревья принялись,
сад не порос быльём, -
сто раз в поту к земле склонись
под солнцем и дождём.
Зачем же, спросишь, этот дом?
Затем, чтоб помнил ты -
всё от земли, чем мы живём:
сад, дом и даже ты.

И пусть стихи местами далеки от высоких образцов, заданных классиками по своей форме, но они близки к ним по своему содержанию, своей верности русскому мировоззрению, согласно которому подлинными ценностями являются родная земля, родной дом, родня и природа.- Недаром говорили наши предки: «что родится, то и годится».-

Возможно, поэтому для тех, кто был дружен с Валерием Анатольевичем, он казался своим, совсем близким человеком.- Возможно поэтому, десятки людей на пронизывающем ноябрьском ветру прятали друг от друга мокрые глаза, и терпеливо ждали очереди, чтобы, исполняя последний долг, помочь ему воссоединиться с землёй – неровными, трепетными взмахами провожая комья красноватой глины в лоно могилы…

Поэма «Старое Небо» была опубликована в интернет-обозрении «Русская жизни» в 2002 году при поддержке Ю.Д.Нечипоренко. - Ознакомиться с текстом можно здесь: Жуков.

Р.А.Гоголев, 2009.


Здесь читайте:

«Старое Небо» Поэма.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев