SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > ПОДЪЕМ

Подъем

Журнал "ПОДЪЕМ"

N 7, 2003 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ДОМЕН
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

РУССКОЕ ПОЛЕ:
ПОДЪЕМ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ФЛОРЕНСКИЙ
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ

Журнал "Подъем", N7, 2003 год

Содержание

Ежемесячный литературно-художественный журнал

Основан в январе 1931 года

Воронеж - 2003

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Олег ПАРИЛОВ

РУССКАЯ ИДЕЯ:

СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ

   … И сегодня, на рубеже тысячелетий, спор западников и славянофилов разгорелся c новой силой. Западники, птенцы А.Сахарова, именующие себя «демократами», «правозащитниками, традиционно выступают под знаменем все той же набившей оскомину затхлой идеи – обустроить Россию по примеру «старших братьев» Западной Европы и США. При этом – полное игнорирование русских традиций, устоев, ценностей и приступы беснования при одном упоминании о православной и русской идее. Нет смысла вдаваться в подробный анализ данной идеологии, достаточно перечислить имена тех, кто, по крайней мере, декларирует себя убежденным западником, комментарии будут излишни: наворовавший и сбежавший Березовский, до сих пор балующийся с электрорубильником Чубайс, рыночник-затейник Гайдар, благословивший натовские бомбардировки Югославии Юшенков, любящий порассуждать о рабской психологии русских С.Ковалев, наконец, смердяковы наших дней В.Новодворская и К.Боровой. Многие из них – люди нерусские, не любящие Россию и не скрывающие этого.

   Как и все их предшественники, нынешние западники – убежденные прогрессисты, космополиты, не хотят знать, что мир – это соцветие разных культур, религий, традиций.

   Между тем, и это очевидно, третье тысячелетие станет временем возвращения народов, вдоволь «наевшихся» плодов научно-технического прогресса, к своим истокам, духовным корням. XXI век станет веком торжества национальных идей. Показательно, что эта мысль сегодня звучит в самом сердце западного мира.

   В середине 90-х годов в журнале «Форин Афферз» была опубликована статья гарвардского профессора Самюэля Хантигтона «столкновение цивилизаций?». Работа вызвала бурю негодования у наших доморощенных космополитов-западников, но все, предсказанное в статье американского исследователя, сбывается уже сегодня. Основные идеи работы: «реванш Бога» в XXI веке; не западные народы, возвращаясь к своим национальным истокам, одновременно будут противостоять узколобой тактике зажиревшего Запада весь мир причесывать под свою рыночно-демократическую гребенку; национально-религиозные идеи станут главной причиной конфликтов между народами и доминирующим фактором жизни.

   Навязать собственные ценности (правовое государство, гражданское общество, рыночная экономика) всему остальному миру – такова идея современного Запада. Тактика США: сначала разбомбить Афганистан, а затем строить там демократию. Под определениями «глобализация», «создание однополярного мира», по сути, кроется претензия Запада на мировое господство (кого хочу, того бомблю). А евангельский сюжет о третьем искушении Спасителя ясно свидетельствует, кому надо поклониться, чтобы владычествовать над всеми землями и народами, значит, идея современного Запада, в сущности своей, имеет духовные корни. Весьма символично произошедшее  11 сентября в Нью-Йорке: в лице Всемирного торгового центра и Пентагона повергнуты два идола, два кумира США.

   Кровопролитие на Святой Земле – не что иное, как столкновение двух других национально-религиозных идей: исламской и древней, как мир, иудейской.

   Если говорить о последней, рассеянный по лицу земли «богоизбранный» народ, в какой бы стране он ни жил (Россия – не исключение), остается весьма щепетилен по поводу своих национальных ценностей и святынь. При этом некоторые российские евреи, когда речь заходит о русской идее, русских национальных интересах, почему-то бросаются обвинениями в национализме и фашизме, подчас впадают в истерику, т.е. ведут не совсем понятную и не совсем порядочную двойную игру. Показательны в этом плане передачи В.Познера; вспоминаются проникновенные речи Аллы Гербер на Дне памяти евреев-антифашистов, загубленных Сталиным, и вакханалия, которую учинила та же самая Гербер во время выступления русского патриота Вадима Кожинова в московском Доме кино.

   Яркий пример возвращения к своим истокам, единения на основе ценностей конфуцианства демонстрирует современная китайская цивилизация, включающая собственно Китай, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Сказать, что современный Китай переживает экономический подъем – значит не сказать ничего. Поразительно! 70 процентов башенных кранов для строительства небоскребов со всего земного шара собраны сегодня в единственном городе мира – Шанхае. Главное, Китай успешно противостоит экспансии Запада. На призыв США всем как один включаться в антитеррористическую операцию китайцы спокойно отвечают: «А помните, как во время натовских бомбардировок Югославии пострадало наше посольство? И вообще, у вас своя дорога, у нас – своя». И США ничего не могут поделать – чувствуют силу юго-восточного тигра. Российским власть предержащим, поющим под дудку чванливого Запада, остается только поучиться сохранять собственное достоинство у Поднебесной.

   Итак, модернизироваться, но не вестернизироваться, строить прекрасный град земной – такова идея современного Китая.

   В чем же суть русской идеи третьего тысячелетия?

   Полагаю, прежде всего, необходимо сказать о большой опасности сегодня – рассуждениях о русском мессианстве, роли спасателей всего мира от духовной скверны. «Нечего спорить – к Западу или Востоку относится Россия. Россия – Дом Пресвятой Богородицы», - примерно так высказался один из авторов «Православного слова» ответ на нашу публикацию. Дом, в котором со столбов срезают провода и сдают в утиль, в котором во время футбольных матчей, походя, громят все в округе, в котором лихорадочно за бесценок продают направо лес, нефть, плодородные земли – в таком доме предлагаете жить Пресвятой Богородице?! В некоторых селах нынче по несколько лет кряду не пашут землю. Можно было бы сослаться на нехватку горючего, ан, нет: то и дело снуют трактора, груженые лесом. Бесценную вековую сосну продают на заборы, дрова, сортиры, а вечерами клянут олигархов, умыкнувших у страны миллиарды долларов.

   Из вечерних новостей: в Ростовской области колхозники утащили весь рекордный урожай пшеницы (110 тонн). В милицию позвонили те, кому не досталось. «Криминала здесь нет», - заявил руководитель хозяйства.

   В Нижнем Новгороде в рабочем районе «Красная Этна» в радиусе 3 километров нет ни одного православного храма. Зато лучшее здание на улице Кировской продано американским мормонам – секте, признанной особо опасным тоталитарным культом. Что это, если не распродажа Родины?

   Депутаты Госдумы усиленно лоббируют закон, разрешающий бракосочетание в 14 лет. Казалось бы, откуда такое рвение у народных избранников женить детей? Эта ситуация наводит на грустные мысли. Если закон будет принят, любой подонок с толстым кошельком сможет взять на содержание 14-летнюю девочку. И родители девочки ничего не смогут с этим поделать: с точки зрения российского закона растлитель будет чист. Вопрос: чью волю исполняют нынешние народные избранники?

   Диву даешься, до чего дошла русская нация. Летом в Угличе у здания городской администрации собрался митинг с требованием защитить русских коренных жителей города от приезжих нацменьшинств. Повторяю, это случилось не в Риге или Алма-Ате, а в исконно русском городе, в котором больше 90 процентов населения – русские.

   И, главное, чем больше разговоров о пресловутой русской соборности, тем меньше ее в реальности. Почему приезжие кавказцы чувствуют себя вполне уютно в исконно русских городах? Потому что элементарно помогают друг другу, у них есть сплоченность и взаимовыручка. Такой дух соборности нынешним русским людям и не снился.

   Не разговорами о собственной богоизбранности и богоносности нужно тешить себя – такие разговоры кощунственны, а начинать с признания, что именно сегодня мы грязны духовно, может быть, как никогда.

   Так можно ли говорить в таком случае о русской идее? Особый русский путь – не анахронизм ли это, заблуждение, кочующее из века в век? Думаю, все же, нет.

   Прав Достоевский, что жизнь – это битва между Богом и дьяволом, а поле этой битвы – сердце человека. Сердце русского человека и есть сегодня та арена, на которой, может быть, в последней битве столкнулись силы Света и тьмы. Действительно, слишком очевидны плоды вражьей работы: разобщенность и духовное опустошение, почти повальное пьянство, повылезший невесть откуда народец, не интересующийся ничем, кроме распродажи.

   Но вместе с тем, есть и хорошее в современной действительности. А именно, незримая, потаенная духовная работа, которую можно определить как едва заметные ростки возрождения православия в России. Видимые знаки духовного ренессанса – не пустующие храмы (притом, что мода на православие уже прошла и «подсвечники» из них ушли), крестные ходы и возрожденные Дивеево, Санаксар, Оптина, это огромный интерес к вопросам веры у молодых (особенно у студентов). Потому слуги сатаны и беснуются, что свет Креста слепит их.

   Эта духовная работа, действительно, во многом сокровенна, неощутима, но ведь только мерзость склонна выпячивать себя и потому бросается в глаза.

   По большому счету, есть в характере русского человека особенность, которая является и причиной столь вопиющих крайностей в его жизни, и основой живучести русской идеи в третьем тысячелетии, залогом ее конечной реализации. А именно, абсолютное неумение, неспособность жить вне Бога. Представитель Запада с эпохи Гуманизма как-то приспособился существовать без Бога, находя утешение в своем тихом комфортном бюргерском мирке, в строительстве гражданского общества, где права личности становятся фетишем. Русскому же вне Христа трудно вообще сохранить человеческие качества. В духовном измерении наши пресловутые крайности гиперболизируются: на одном полюсе – вера, молитва, жизнь ради мира горнего; на другом – мерзость, растление, духовное самоубийство. Фраза Достоевского, что русский неправославный – просто дрянь, слишком резка, но по сути верна.

   Так в чем же все-таки суть русской идеи в третьем тысячелетии? Нет сегодня более острой темы. По данной проблеме написаны горы литературы и спектр мнений просто необозрим. «Само существование «русской идеи» в наше время является симптомом болезни, знаком российской слабости», - считает О.Волкогонова. Что ж, точка зрения профессора заслуживает уважения, но я более склонен доверять Хомякову и Достоевскому, Соловьеву, Флоренскому, Булгакову и другим великим философам, полагающим, что русская идея – не миф и не химера. А вот мнение убежденного последователя А.Сахарова Л.Копелева: «Русская идея на рубеже тысячелетий – это вселенская идея спасения человечества, спасения всей жизни на Земле». В чем же видит автор ее реализацию? – в «соединении науки и политики, отстаивании прав человека, личного достоинства и безопасности людей, гражданских свобод». «Права человека», «гражданские свободы»… Не хватает «рыночной экономики», и при этом – ни слова о православии, национальных ценностях. Лукаво трактовать исключительно западные ценности как общечеловеческие и при этом подавать их под соусом русской идеи – знакомая тактика современных западников, убежденных сахаровцев. Бездумно насаждать в России плоды европейской цивилизации, насильственно прививать к русской землице капризные западные деревца, которые, вот беда, на нашем нечерноземье чахнут, не хотят приживаться – все это мы уже проходили и не раз.

   «Мессианизм означает осознание народом своей избранности для великого дела, своей исключительности по сравнению с другими «обыкновенными» народами… Наш идеал – Святая Русь» (М.Назаров). Избави нас, Господи, и от этих крайне славянофильских упований. Оставим их романтическому XIX веку.

   Бессмысленно сегодня мечтать о том, что некогда русский народ-«богоносец» приведет заблудшее человечество в новый Ханаан – золотое царство правды и добра. Бессмысленно уже потому, что эти чаяния противоречат пророчествам Спасителя о последних днях. Увы, прав диакон А.Кураев, что с каждым годом в русле реки истории будет скапливаться все больше грязи – эти слова высказаны в работе с символическим названием «О нашем (т.е. христиан – О.П.) поражении». Нельзя не согласиться с Владимиром Соловьевым, утверждавшим, что наше предназначение не в том, чтобы построить рай на земле, а в том, чтобы как можно дольше не допустить наступления ада.

   Прислушаемся к сокровенным словам пророчества апостола Павла: «…тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7, 8). Думаю, что при конце земной истории, когда духовная деградация достигнет своего апогея, когда охладеет любовь и будут прельщены даже избранные, именно в среде русского народа окажутся те немногие, не прельщенные мишурным блеском теплохладного мира, ради которых, по обетованию, Господь пощадит мир, иначе никакая плоть не спаслась бы. Эти немногие и выполнят роль «удерживающего» - так видится конечная реализация русской идеи.

Нижний Новгород

 

© "ПОДЪЕМ"

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Подъем

WEB-редактор Виктор Никитин

root@nikitin.vrn.ru

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Перейти к номеру:

2001

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2002

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2003

01

02

03

04

05

06

07