Аксаков Константин Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аксаков Константин Сергеевич

1817-1860

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Константин Сергеевич Аксаков

Аксаков К.С.

Аксаков Константин Сергеевич (29.03 (10.04). 1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. - 7(19). 12.1860, остров Занте (Закинф), Греция) - философ, публицист, поэт, историк, идеолог славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832-1835 годы учился на словесном отделении Московского университета. В студенческие годы был участником кружка Станкевича и, как др., испытал влияние немецкой философии (прежде всего Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), несмотря на в целом славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (напр., оригинальное понимание проблемы стиля). В конце 30-х годов Аксаков сближается с А. С. Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится теоретиком славянофильства. Основной вклад Аксакова в славянофильское учение - это общественно-политическая теория, включая и своеобразную трактовку русской истории, и система эстетических взглядов. Свои взгляды на историю он сформулировал в конце 40-х - начале 50-х годов («Голос из Москвы», «Родовое или общественное явление был изгой?», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и др.). Жизнь славянских племен, по его мнению, определялась традициями крестьянской общины и народного быта. Территории, где они занимались земледельческим трудом, подвергались постоянным набегам, что вынудило их пойти на создание государства. Для этого были приглашены варяги, которые привнесли идеи государственности на русскую землю извне. Это позволило коренному населению не смешивать для себя понятия государства и земли, а согласиться лишь на создание их добровольного союза. Понятие земли у Аксакова было тождественно понятию народа, к нему он относил низшее сословие, сознание которого было проникнуто идеями веры и общинной жизни. Государство несло в себе начало власти, стремившейся лишь к осуществлению «внешней правды», что было реализовано в политико-правовой организации обществ западного типа. Аксаков считал государство по своему принципу, вне зависимости от формы правления, проявлением насилия. Именно Аксакову принадлежит характеристика русского народа как негосударственного.

В одном из писем к Герцену за 1867 год М. А. Бакунин признавался, что Аксаков вместе со своими друзьями опередил его анархические воззрения, когда еще в конце 40-х годов стал врагом петербургского государства и «вообще государственности» (Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Спб., 1906. С. 310). Придя к выводу об отсутствии развитого родового строя у древних славян, Аксаков подчеркивал решающую роль в их жизни семейно-общинных отношений, поскольку, признав власть, русский народ оставил для себя в качестве своего достояния общественную (общинную) жизнь и традиции семьи. Общину Аксаков рассматривал не только в виде существующей сельской общины, а вкладывал в это понятие более широкое толкование. Он видел проявление общинного начала в Новгороде, где народ решал наиболее актуальные для себя вопросы на вече или когда жители одной улицы собирались на сход, чтобы обсудить проблемы своей жизни. Россия рассматривалась им как совокупность множества миров, расположенных в виде своеобразных кругов, которые смыкаются друг с другом и восходят от первичных начал до более обширных образований. Община является самостоятельной ячейкой, где система самоуправления позволяла выполнять не только чисто административно и производственные функции. Сформулированная Аксаковвм концепция «земли и государства» играла существенную роль в славянофильской критике Запада и западного влияния, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «внутреннюю правду» (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) «внешней правде» (политическо-правовая организация общества западного типа). Вместе с тем многое в теоретических построения Аксакова (в первую очередь идеи «негосударственности» русского народа и идеализация истории допетровской Руси и народного быта - крестьянской общины) воспринималось некоторыми членами славянофильского кружка (и прежде всего Хомяковым) достаточно критически. Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей социологической теории.

В 1855 году Аксаков обратил к Александру II с запиской «О внутреннем состоянии России», где изложил определенный социальный идеал, достижение которого позволяло, с его точки зрения, избежать революций, потрясавших в это время Европу. В сфере политико-правовых отношений этот идеал означал разделение властей, когда каждая из них получала собственное поле деятельности и решала свои задачи. Сферой государства являются военные вопросы, а также обеспечение деятельности правительства, органов законодательства судопроизводства. К земскому делу принадлежит «весь быт народный, вся жизнь народа, куда относится, кроме духовной, общественной его жизни, и материальное его благосостояние: земледелие, промышленность, торговля» (Теория государства у славянофилов. Сб. статей. С. 27). Положительная обязанность государства заключается охране жизни народа, его свободы и благосостояния. Как только власть вторгается во внутреннюю жизнь народ, она заставляет его искать «правду внешнюю», т. е. заниматься политической деятельностью. Форма правления государства, которая, как считал Аксаков, соответствует всей руской истории, - это монархия. Все другие формы правления допускают участие общества в решении политических вопросов, что противоречит характеру русского народа. В то же время Аксаков считал необходимым восстановить деятельность земских соборов, на которых должны быть представлены все сословия, что будет отвечать потребности народа высказывал свое мнение, однако его исполнение не должно являться обязательным для государя. Аксаков резко отрицательно писал о всяком проявлении аристократизма высшего сословия в обществе («Публика - народ. Опыт синонимов»). Важнейшая социальная проблема, которую необходимо было решить, по Аксакову, это раскол, возникший в результате преобразований Петра I, когда верхние слои оторвались от национальной почвы, основанной на началах православия и общины. Лишь простой народ остался верен этим началам, которые делают его носителем общечеловеческих ценностей, хранителем истинного христианства. Эстетические воззрения Аксаков формировались преимущественно в русле идей философского романтизма, в первую очередь философии искусства Шеллинга. В дальнейшем он прилагал немало усилий для философского осмысления развития отечественной литературы и искусства. Отвергая в равной мере и концепцию «чистого искусства» («искусства для искусства»), и «натурализм» в литературе (натуральную школу), Аксаков признавал народность основных критерием оценки художественного творчества. Предметом литературы, утверждал он, не обязательно должно быть только «народное», но всякая литература должна быть выражением жизни народной «в письме и слове». Аксаков надеялся, что литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому «синтетическому» искусству, прообразом которого он считал поэму Гоголя «Мертвые души» с ее эпическим содержанием. Однако в целом он оценивал совр. ему литературный процесс («Обозрение современной литературы», 1857) весьма критически. Обосновывая своеобразие русской истории, Аксаков часто обращался к анализу литературно-исторических памятников, национальному фольклору.

А. А. Попов, В. В. Сербиненко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 12-13.

Сочинения: Полн. собр. соч.: М., 1860-1880. Т. 1-3; Теория государства у славянофилов: Сб. статей. Спб., 1898; Литературная критика. М., 1981 (совместнос И. С. Аксаковым); Эстетикаи литературная критика. М., 1995; Государство и народ. М., 2009.

Литература: Венгеров С. А. Передовой боец славянофильства // Собр. соч. Спб., 1912. Т. 3; Герцен А. И. Былое и думы // Собр. соч. М„ 1956. Т. 9. С. 162-163, 169-171; Гачактионов А. А., Никандров П. Ф. Историко-социологические взгляды К. С. Аксакова // Вестник Ленинградского ун-та. 1965. Вып. 3. № 17; Цгтбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986; Славянофильство: pro et contra. Снб., 2006; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 131-152. Chmielewski Е. Tribune of the Slavophiles: Konstantin Aksakov. Gainsville, Florida, 1961.


Вернуться на главную страницу К.С. Аксакова

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС