Альберт Ханс
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Альберт Ханс

р. 1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ханс Альберт

Альберт (Albert) Ханс (Ганс) (родился 8 февраля 1921, Кёльн) - немецкий философ, социолог, экономист, профессор университетов Мангейма (с 1963) и Гейдельберга. Он исходит из проблемы связи познания и деятельности, т.е. проблемы рациональности человеческой практики. Первоначально стоял на дуалистических позициях, трактуя познание как анализ вероятностей, представляющий собой рациональную сторону практик. Другую сторону составляет выбор, имеющий экзистенциональную природу, а потому принципиально не рационализируемый. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривается им как идеология. Под влиянием Поппера Альберт радикально пересматривает свою дуалистическую концепцию практики. Стремясь преодолеть дихотомию познания и выбора, он утверждает, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Поэтому проблема рациональности рассматривается им как «всеобщая проблема методической практики» и не может быть ограничена сферой познания. Таким образом, открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка «принципов перехода» (Uberbruckungsprinzipien) — методов преодоления «пропастей», разделяющих нормативные системы, существующие в различных областях познания и деятельности. Средством такого преодоления является просвещение. Альберт сформулировал модель критики принципа достаточного основания («трилемма Мюнхаузена»). Идея обоснования предполагает одну из трех равным образом неприемлемых логических стратегий: 1) бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования и так ad infinitum; 2) остановка процесса в некоем определенном пункте; такая стратегия не ведет к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта, где обрывается процесс рациональной аргументации, произволен, т.е. в конечном счете иррационален; 3) логический круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания. Идея обоснования оказывается парадоксальной. Парадоксы обоснования, формулируемые таким образом, возникают в силу абсолютизации формально-логических моментов, следующих из трудности интерпретации принципа достаточного основания. Концепция Альберта представляет собой абсолютизацию попперовской логики исследования как универсальной методологии и распространение ее на широкий круг философских и социально-научных проблем.

Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 87-88.


Альберт (Albert) Ганс (р. 1921) - немецкий философ, социолог, экономист, профессор Гейдельбергского университета. Альберт исходит из проблемы связи познания и деятельности, т.е. проблемы рациональности человеческой практики. Первоначально стоял на дуалистических позициях, трактуя познание как анализ вероятностей, представляющий собой рациональную сторону практики. Другую ее сторону составляет выбор, имеющий экзистенциальную природу, а потому принципиально не рационализируемый. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривается им как идеология. Под влиянием К. Поппера Альберт радикально пересматривает свою дуалистическую концепцию практики. Стремясь преодолеть дихотомию познания и выбора, он утверждает, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Поэтому проблема рациональности рассматривается им как «всеобщая проблема методической практики», она не может быть ограничена сферой познания. Таким образом открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка «принципов перехода» (Uberbruckungsprinzipien) - методов преодоления «пропастей», разделяющих нормативные системы, существующие в различных областях познания и деятельности. Следствием (и одновременно орудием) такого преодоления является просвещение, открывающее возможность рационального социального управления. Следуя К. Попперу, Альберт подвергает критике догматизм традиционной философии, выдвигая в качестве принципов собственного подхода критицизм, фаллибилизм и критический реализм. Развивая идеи Г. Динглера, Альберт сформулировал модель критики принципа достаточного основания («трилемма Мюнхаузена»). Согласно Альберту, идея обоснования предполагает одну из трех равным образом неприемлемых логических стратегий: (1) бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования, и так ad infinitum; (2) остановка процесса в некоем определенном пункте; такая стратегия не ведет к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта, где обрывается процесс рациональной аргументации, произволен, т. е., в конечном счете, иррационален; 3) логический круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания. Идея обоснования оказывается в результате столь же парадоксальной, сколь и попытка барона Мюнхаузена вытянуть себя из болота за собственную косицу. Парадоксы обоснования, формулируемые таким образом, возникают в силу абсолютизации формально-логических моментов, следующей из трудности интерпретации принципа достаточного основания. В целом, несмотря на ряд интересных идей, концепция Альберта представляет собой абсолютизацию попперовской логики исследования как универсальной методологии и распространение ее на широкий круг философских и социально-научных проблем.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 207-208.


Альберт (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под влиянием Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1) принципиальный фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практические решения; 2) методологический рационализм, основанный на необходимости критической проверки любого решения, и 3) критический реализм, связанный с признанием возможности практической реализации, а следовательно, и практической роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977, S. 27). Альберт критикует традиционный рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматическое» признание обоснованности и достоверности научного знания. Проблема обоснования науки решается им исходя из методологического постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия исходных принципов науки. С этой точки зрения «все достоверности в познании создаются самим познанием и не имеют значения для постижения действительности» («Traktat über kritische Vernunft», 2 Aufl., Tüb., 1969, S. 30, 19753). Утверждая чисто методологический характер философии, Альберт сближается с позитивизмом, распространяя его принципы на сферу социологии, этики, политических и экономических решений.

Альберт критикует иррационализм и религиозную философию с позиций агностического «критицизма» и методологического и мировоззренческого плюрализма. Социально-политические взгляды Альберта отличаются консерватизмом, он выступает за тактику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологизацию».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969 (соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik, B., 1967; Plädoyer für kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Ökonomische Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722; Konstruktion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tüb., 1973; Aufklärung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat über rationale Praxis, Tüb., 1978.

Литература: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H., Philosophie des Stückwerks. Eine Auseinandersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B., 1971.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Трактат о критическом разуме. М., 2003;

Marktsoziologie und Entscheidungslogik. В., 1967;

Konstruktion und Kritik. Hamb., 1972;

Aufklarung und Steuerung. Tub., 1976;

Traktat iiber rationale Praxis. Tub., 1978;

Wissenschaft und Fehlbarkeit der Vernunft. TUb., 1982.

Литература:

Ebeling G. Kritischer Rationalismus? Zu Hans Alberts Traktat iiber kritische Vernunft. Tub., 1973;

Keurth H. Realitat und Wahrheit. Zur Kritik des kritischen Rationalismus. Tub., 1982;

Spinner H. 1st der kritische Rationalismus am Ende? Weinheim u. a., 1982;

Kuhlmann W. Reflexive Letzbegriindung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. Freiburg, 1985.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС