Федосеев Петр Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Федосеев Петр Николаевич

1908-1990

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Николаевич Федосеев

Федосеев Петр Николаевич (9(22).08.1908, с. Старинское Нижегородской губ. - 18.10.1990, Москва) - доктор философских наук, профессор, академик АН СССР (с 1960), Окончил Нижегородский педагогический институт (1930) и аспирантуру МИФЛИ (1936); после ее окончания работал в Институте философии АН СССР; в 1940 году защитил докторскую диссертацию по философским проблемам религиоведения, С 1941 по 1950 год - на работе в аппарате ЦК КПСС; главный редактор журнала «Большевик» (1950-1953), заведующий кафедрой диалектического материализма АОН при ЦК КПСС (1953-1955), директор Института философии АН СССР (1955-1962). В 1962-1967, 1971-1988 годы - вице-президент (по общественным наукам) АН СССР; в 1967-1972 годы - директор Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Автор около 20 книг и брошюр, а также большого числа статей по философской проблематике. Главная из них — «Диалектика современной эпохи» (1978), «Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории» (в соавт., 1981), «Философия и научное познание» (1985).

В качестве основного противоречия современной эпохи он рассматривал противоречие между мировым социализмом и мировым империализмом, которое развертывается в тесном взаимодействии с другими глубокими качественными преобразованиями в жизни общества. Дал анализ социальных последствий совр. научно-технической революции, причин возникновения и путей разрешения глобальных проблем, обеспечения международной безопасности, преодоления пропасти между промышленно развитыми и развивающимися государствами. Некоторые интересные идеи высказаны Федосеевым и в анализе диалектики развития социалистического общества: он считал, что необходимо более реалистично оценивать тезис об исчезновении в достаточно развитом социалистическом обществе антагонистических противоречий. Ссылаясь на опыт развития ряда европейских социалистических стран, он обращал внимание на то, что нельзя исключить возможность перерастания тех или иных противоречий, присущих социалистическому обществу, в антагонистические противоречия, призывал к осознанию возрастающей роли в жизни общества интеллектуальной деятельности людей и соответственно роли и значимости интеллигенции.

Предметом постоянного внимания Федосеева были также исследования актуальных проблем современного естествознания и всего комплекса специализированных наук о природе, обществе и человеке, мест а и роли философии в системе научного знания. В качестве характерных особенностей современного этапа развития научного познания он выделял продолжающийся процесс дифференциации и интеграции науки, возрастающую роль принципов и методов системного анализа, материалистической диалектики. С его точки зрения, философия и методология науки должны стремиться преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, неопозитивистских и постпозитивистских интерпретаций развития познания, укладывавших все богатство познавательного отношения в узкое ложе однозначно детерминированных схем описания и объяснения; они должны ориентироваться на создание более гибкой теории познания, предохраняющей от абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального стиля мышления, утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ. Федосеев внес вклад в преодоление дававшего себя знать в 30-40-е годы негативного отношения к ряду новейших отраслей естествознания (генетика, кибернетика и т. д.).

В. И. Кураев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 667-668.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Марксизм-ленинизм о религии и ее преодолении. М., 1941;

Производительные силы и производственные отношения социалистического обществ. М., 1955;

Роль народных масс я личности в истории, М., 1956;

Марксизм и волюнтаризм. М., 1968;

Коммунизм и философия. М., 1971;

Марксизм в XX веке, М., 1977;

Философия и мировоззрение. М., 1983;

Философия и научное познание. М., 1985.

Литература:

Академик Петр Николаевич Федосеев. М., 1978, 1988.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС