Антоний Великий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Антоний Великий

250 - 355

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Антоний Великий

Антоний ('Antonios, Antonius) Великий (ок. 250-356/57) - христианский отшельник в Египте. Родом из зажиточной семьи христиан-коптов. Признан церковью родоначальником монашества; этому способствовала популярность жизнеописания Антония, принадлежащего Афанасию Александрийскому. Часто изображался в искусстве и литературе ("Искушение св. Антония. Г. Флобера).

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.


Антоний Великий — преподобный, основатель монашества, отшельник, основатель ряда монастырей. Родился около 250 г., умер в 356 г. По национальности копт. Около 270 г. раздал имущество и ушел в египетскую пустыню, где в течение 35 лет совершал аскетический подвиг. Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Когда гонение стихло, в 313 г. Антоний ушел на берег Красного моря, в монастырь близ залива Акаба в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, сам возделывал небольшое поле. Время от времени посещал для пастырского наставления монахов, начавших заселять Фиваидскую пустыню. Прожив уединенно около семидесяти лет, Антоний встретился со св. Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около девяноста лет, и от него узнал, что христианские гонения в Римской империи прекратились, но появилось арианство. Около 350 г. по настойчивому приглашению александрийского архиепископа Афанасия Великого Антоний оставил уединение и пришел в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преп. Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании горожан, опроверг не только наветы на себя, но и осудил арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Но силы древнего старца были на исходе. Возвратившись в свою пустыню, он скончался на сто пятом году жизни. Двум ученикам, ходившим за ним в последние пятнадцать лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения из опасения обожествления. Но около 529 г., при византийском императоре Юстиниане I (527-565), его мощи были обретены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию, затем — в Константинополь около 623 г., а в 980 г. — в городок Мот-Сен-Дидье близ французского города Вьен. В настоящее время мощи преп. Антония покоятся в г. Арль на юго-востоке Франции в храме Святого Иулиана, куда они были помещены в 1491 г.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 103.


Антоний святой, называемый также Антонием Фивским - отец монашества; род. около 251 в Коме близ Ираклеи в Верхнем Египте. Раздав все свое имущество бедным, он, ради благочестивого жития, удалился в 270 в одну из гробниц вблизи своей родины, а позднее еще дальше в пустыню, в развалины замка. Здесь, терзаемый страшными видениями, он вел жестокую борьбу против собственной плоти. Лишь изредка, как наприм. во время преследования христиан 311, А. появлялся из своего уединения, чествуемый народом, как святой. Когда ученики последовали за ним в пустыню и построили свои жилища вблизи от него, А. стал проповедовать им молитву и труд. Сам он питался одним хлебом и солью. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. А. умер 106 лет, около 356 года. В католической церкви А. пользуется весьма высоким значением. История его искушений составляла в течение многих столетий неисчерпаемую тему для художников. Наиболее известна картина Давида Теньера в старом Берлинском музее. В новейшее время на эту же тему написана французским писателем Г. Флобером легенда: "La tentation de St Antoine". Молитва этому святому помогала против названной его именем болезни - антонова огня, часто свирепствовавшей в средние века и состоявшей в омертвении членов, вследствие отравления спорыньей. Один богатый французский дворянин, именем Гастон, вымоливший выздоровление своего сына от этой болезни перед мощами А. в С. Дидьеде-ла-Мот, основал в благодарность (1095) Госпитальное братство святого А., для ухода за больными и защиты паломников, и сам сделался его первым гроссмейстером. В 1096 на Клермонском соборе орден был утвержден папой, принял в 1218 обет монашества и 1298 превращен Бонифацием VIII в братство по уставу бл. Августина, с тем, чтобы его гроссмейстер назывался аббатом, имел свое местожительство в Дидье-де-ла-Мот и был генералом всех монастырей ордена. Настоятели монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Одежда антонитов или антонианцев, как они назывались в качестве каноников, была черная с крестом из синей финифти на груди, в виде Т. Многочисленные пожертвования сделали их богатыми и доставили их ордену широкое распространение. Их прецептор в Лихтенберге был до реформации канцлером витенбергского университета. Еще в XVIII ст. они имели много монастырей, особенно во Франции, но в 1774 г. слились с мальтийцами. Образа св. Антония считались предохранительным средством против пожаров.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Литература:

Dörries H., Die Vita Antonii als Geschichtsquelle, в кн.: Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse, Gött., 1949.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС