Белл Даниэл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Белл Даниэл

р. 1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Даниэл Белл

Белл (Bell) Даниел (10.5.1919, Нью-Йорк), американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30-х и в 40-е годы Белл принимал активное участие в леворадикальном движении, увлекался марксизмом и социализмом в их распространённой тогда в США оппортунистические интерпретации, был сотрудником и одним из издателей журнала «New Leader» (1939—1944), а затем «Fortune» (1948—58). В начале 50-х годов перешёл на позиции либерального реформизма. Вместе с Ароном, Э. Шилсом, С. М. Липсетом и другими выступил поборником концепции деидеологизации. Название книги Белла «Конец идеологии» («The end of ideology», 1960), противопоставлявшей науку идеологии и проповедовавшей «истощение левых идей и политических течений» в 20 веке, стало нарицательным обозначением для этой конформистской тенденции в западной социологии и выражением самооправдания сотрудничества интеллигенции, особенно в США, с государственно-монополистическим капитализмом. Впоследствии под влиянием движения «новых левых» Белл вынужден был признать, что его предсказания «конца идеологии» не оправдались. Благодаря разработанной им концепции «постиндустриального общества» Белл стал ведущим представителем социального прогнозирования на Западе и приобрёл значительное влияние в интеллектуальной жизни и общественном мнении США. Согласно этой концепции, изложенной им в книге «Грядущее постиндустриальное общество» («The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting», 1973) и «Культурные противоречия капитализма» («The cultural contradictions of capitalism», 1976), научно-техническая революция якобы делает излишней социальную революцию. Изображая будущее человечества с позиций умеренного технологического детерминизма, Белл противопоставляет реформированный и идеализированный государственно-монополистический капитализм реальному социализму и теории научного коммунизма, а также обосновывает претензии буржуазной интеллектуальной элиты, представителей «большой науки» на участие в управлении обществом. Вместе с тем для эволюции взглядов Белла характерно, что «постиндустриальное общество», первоначально изображавшееся как технократическая утопия, постепенно превращается у него в новую стадию антагонистического общества, увековечившего конфликты между управляющими и управляемыми и раздираемого новыми экономическими, социальными, политическими и культурными противоречиями. Теоретическим и политическим взглядам Белла присущ крайний эклектизм; называя себя «социалистом в экономике, либералом в политике и консерватором в культуре», он фактически является одним из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма в политике и идеологии, ведущим органом которого стал основанный им вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном в 1955 году журнал «The Public Interest».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The new American right, Ν. Υ., 1955; Tue reforming of general education, N. Y,—L., 1966; Marxian socialism in the United States, Princeton, 19672; Towards the year 2000, Boston, 1968 (editor); Sociological Journeys; Essays 1960—1980, L., 1980.

Литература: Араб-Оглы Э. Α., Социология, теория или социальный миф?, «Мировая экономика и междунар. отношения», 1974, № 7; Д и л и г е н с к и и Г. Г., Кризис капитализма и бурж. идеология, там же, 1977, № 2; К ρ а с и н Ю. А., Апологетическая сущность теории «постиндустриального овщества», «ВФ», 1974, .№ 2; е г о ж е, В поисках утраченных ценностей, там же, 1976, № 8; Борьба идей в совр. мире, т. 1, М., 1975, гл. 7; т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2.


Вернуться на главную страницу Белла

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС