Аль Бируни
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Аль Бируни

962-1048

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Аль Бируни

Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни; 973—1050 гг.) — известный ученый-энциклопедист, труды которого посвящены проблемам религии, астрономии, математики, геодезии, физики, минералогии, фармакологии, географии, истории, этнографии. Работы Бируни по сравнительному изучению религий, культур и языков являют образец научной объективности. В частности, отдавая предпочтение древней культуре Ирана, он, тем не менее, объявляет арабский язык наиболее совершенным средством изложения научных идей.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 32-33.


Бируни Аль (Birouni Al) Абу Раихан Мохаммед бен Ахмед (962-1048) - знаменитый магометанский космограф, родился в 962 году, ум. в 1048 году. Кроме астрономии, физики и математики, Альбируни занимался также хронологией восточных народов, а в особенности индийских. Исторические рассказы, легенды, описания нравов и обычаев, имеющиеся у него, при этом, составляют неисчерпаемый источник материалов для истории Востока. Большинство произведений Бируни написаны на арабском яз., но есть также и персидские, a " Kittab attafhim" Бируни написан на обоих языках. Европейские библиотеки имеют некоторые из главнейших произведений этого автора. Э. Захау (Sachan) издал Б. "Chronologie orientalischer Volker"(Лейпц., 1878) и "Albirouni's India" (Лонд., 1887).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Бируни, аль-Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята,— 1048, Газна), средневековый учёный-энциклопедист и мыслитель. В 1004—1018 годы жил в Хорезме, с 1018 года в Газне. Автор около 150 трудов (до нас дошло около 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике, географии, минералогии, физике, фармакологии, философии, истории, этнографии, литературоведению. В астрономии придерживался господствовавшей в его время геоцентрической системы Птолемея, однако с позиций математики признавал возможность гелиоцентризма. Детально разработал метод определения географической долготы по наблюдению лунных затмений из двух точек, впервые построил глобус Земли, определил величину Земли по наблюдению понижения горизонта, составил тригонометрические таблицы, вывел правило квадратичного интерполирования, ввёл в научый обиход метод определения минералов по их удельным весам. Труды Бируни содержат ценнейшие сведения по истории и этнографии народов Средней Азии, Индии и стран Ближнего и Среднего Востока. Ортодоксально-исламские воззрения сочетались у Бируни с естественнонаучным подходом к познанию природы: наука, по Бируни, должна опираться прежде всего на опыт и наблюдения. Высказывал идеи цикличности исторического процесса.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр.   произв.,  т.   1—6,  Таш.,   1957—75.

Литература: Булгаков П. Г., Жизнь u труды Б., Таш., 1972; Шарипов   А.,  Великий   мыслитель   А. Б.,   Таш.,    1972;   Кедров   Б. M., Pозенφельд  Б. А., Абу Райхан Б. (К 100-летию со   дня  рождения),   М.,   1973.


Бируни, Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад, ал (4 сентября 973, Кята — 11 декабря 1048, Газна) — ученый-энциклопедист. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1017 в Газне. Автор около 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии (до нашего времени дошло около 1/5 части; среди основных — «Хронология», «Памятники минувших поколений», «Наука звезд», «Канон Мас'уда», «Минералогия»), Как натурфилософ склонялся к деистическому взгляду на мироздание. Как ученый-естествоиспытатель сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений с помощью гелиоцентризма. На основе изучения летоисчисления разных народов предложил общие принципы составления календарей, в т. ч. сельскохозяйственных. Владея в разной степени арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии на разные языки. С газнийским периодом жизни ал-Бирунй (наиболее плодотворным, несмотря на преследования, которым он подвергался) связаны его путешествия в Индию, изучение санскрита, написание фундаментального, не имеющего аналогов во всей древней и средневековой научной мысли труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом и отвергаемых» (другое название — «Индия», завершен в 1030). В нем ал-Бируни, опираясь на сведения, полученные от людей разного социального и культурного уровня, и на изучение письменных памятников, дал, как отметил В. Р. Розен, «беспристрастное, вполне свободное от религиозных, расовых, национальных и кастовых предрассудков» («Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества», 1888, т. 3) детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил и проинтерпретировал их религиозно-философские системы. Излагая религиозно-философские учения индийцев, рассматривал концепцию Бога, подчеркивал идею богопознания как пути к спасению; обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных индийских учениях представлена в виде Бога, или «естества», или времени, или материи, которая есть и естество и причина времени, достаточно точно перелагал учение классической санкхъи, в т. ч. теорию космической эволюции, учение о душе и ее связи с «тонким телом» и др. При исследовании ал-Бируни широко и сознательно использовал сравнительный метод: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость» («Индия». М., 1995, с. 60), при этом ссылаясь на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродисийского, Галена и других греческих авторов. Сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям. При сравнении обычаев разных народов упоминаются славяне, тибетцы, хазары, тюрки и др.

Распространенная в небольшом количестве экземпляров «Индия» не вызвала значительного интереса у современников, редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. В 1845 она частично была переведена на французский язык и издана М. Рено (Париж); в 1887 в Лондоне Э. Захау опубликовал ее арабский оригинал, а в следующем году — английский перевод (Alberun Vs India. An Account of the Religion, Philosophy, Literature, Chronology, Astronomy, Customs, Laws and Astrology of India about A.D. 1030, ed. in the Arabic original by E. Sachau. L., 1988). В русском переводе (А. Б. Халидова и В. Г. Эрмана) впервые издана в 1961.

Одновременно с работой над «Индией» ал-Бирунй выполнил перевод «Санкхьи» (вероятнее же, комментариев Га- удапады к трактату Ишвара-Кришны «Санкхья-карика»; перевод не сохранился) и «Патанджали» («Йога-сутры» Патанджали) на арабский язык, а также переложение «Начал» Евклида и «Алмагеста» Птолемея на санскрит. Настаивал на необходимости тщательной проверки знания опытом. Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному. Как построенную на умозрении подверг сомнению всю космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепции «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» («Индия», с. 363). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой, по его словам, «предположения преобладают над достоверным знанием» («Геодезия», с. 260), он ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях.

Е. А. Фролова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 270-271.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Избр. произв., т. 1-6. Ташкент, 1957—75;

Индия. М., 1995.

Литература:

Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская 3. К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. М., 1973;

Шарипов А. Великий мыслитель Беруни. Ташкент, 1972.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС