Боден Жан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боден Жан

1530-1596

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Жан Боден

Боден (Bodin) Жан (1530-1596), французский политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж, откуда эмигрировал в Лондон. В сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566) рассматривал общество как сумму кровно-хозяйственных союзов - семей, что отражало экономическую реальность ряда докапиталистических систем хозяйства, когда общественное производство являлось семейным производством мелких производителей материальных благ. Идея Бодена послужила исходным пунктом для некоторых мелкобуржуазных экономических концепций 19 - начала 20 веков. В своем основном труде «Шесть книг о республике» (1576) Боден обосновал, в частности, положение о необходимости для государства исчисления подданных, т. е. впервые в условиях нового времени поставил вопрос об учете населения, в том числе его переписях.

А. Л. Перковский.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.


Боден (Bodin) Жан (1529/1530, Анжер - июнь 1596, Лаон) — французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.

В основном произведении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la Ripublique, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчерки вал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате «Демономания колдунов» (La Demonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм.

О. Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 290-291.


Боден (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), французский политический мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 году был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В сочинении «Метод лёгкого изучения истории» («Меthodus ad facilem historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием естественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственном союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В сочинении «Шесть книг о республике» («Six livres de ia Republique», 1576) Боден, отрицая божественное происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов Боден видел в имущественном неравенстве. В сочинении «Диалог семи человек» («Colloquium heplaplomeres...», 1593; опубликована после смерти) защищал деистическую идею естественного происхождения религии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres philosophiques, P., 1952.

Литература: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314; Виппеp Р. Ю., Политич. теории во Франции в эпоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; Kamp M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949].


Далее читайте:

Франция (справочный материал).

Франция в XVI веке (хронологическая таблица).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres philosophiques, P., 1952.

Литература:

Птуха M. В., Очерки по истории статистики 17 - 18 вв., [М.], 1945.

Виппеp Р. Ю., Политич. теории во Франции в эпоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.;

История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77;

Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314;

Chauvire R. Jean Bodin auteur de la Republique. P., 1914;

Chauvire R., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916;

Meinecke F. Die Idee der Staatsrason in der Gescliichte. Munch.— В., 1924.

Kamp M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949].

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС