Боссюэ Жак Бенинь
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боссюэ Жак Бенинь

1627-1704

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Жак Бенинь Боссюэ

Боссюэ, Жак-Бенинь (Дижон, 1627 — Мо, 1704). Воспитан в школе иезуитов и лазаристов, в 1652 г. принимает сан священника. Будучи каноником в Меце, обращает на себя внимание талантом проповедника. Его проповеди и надгробные речи трогают сердце высочайших лиц королевства; таким образом, несмотря на назначение на место епископа Кондома (1669), фактически он служит при дворе. Обязанности наставника Великого Дофина (1670—1680) вдохновляют его на труды по истории («Рассуждение о всеобщей истории», 1681) и грамматике. За свои заслуги получает звание академика и назначение в епикопство Мо (1681). Усердно исполняет обязанности проповедника в новом приходе, но часто приезжает в столицу на торжественные церемонии. В 1682 г. составляет «Декларацию четырех статей», что отныне дает ему право называться ярым защитником галликанской церкви. Но также является сторонником старых религиозных традиций: непримиримый противник квиетистов и протестантов. Для целого поколения Орел из Мо воплощает божественное красноречие и духовную сознательность.

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 296.


Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — французский философ, писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет был наставником наследника престола. Наибольшее влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В «Рассуждении о всемирной истории» (Discours sur l'Histoire universelle, 1681) развил христианскую философию истории в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет ходом мировой истории, определяя судьбы народов и государств, «держит... бразды правления над всеми царствами; Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет страсти, то отпускает узду, и тем самым Он движет весь человеческий род» (Oeuvres. Р., 1979, р. 1025). Обзор истории человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого, выделив 12 эпох. В сочинении «Политика, извлеченная из Священного Писания» (Politique tiree des propres paroles de l'Ecriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из библейских текстов вытекает учение о превосходстве монархии над другими формами правления. Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате «О познании Бога и о самопознании» (De la cormaissance de Dieu et de soimeme, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное самопознание с необходимостью возвышает человека до познания Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ оказал заметное влияние на последующее развитие католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.

А. А. Кротов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 302.


Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), французский писатель, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В сочинении «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Боссюэ дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианской библейской традиции. Произведения Боссюэ пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.

В сочинении «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des propres paroles de I' Есгі-ture», 1709) Боссюэ выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Боссюэ отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Боссюэ легли в основу католической традиции общественной мысли 18 века. Французские просветители 18 века и особенно Вольтер доказывали несостоятельность философско-социологических идей Боссюэ.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66.

Литература: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l l i a u Α., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet, P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973.


Боссюэ (Bossuet), Жак Бенинь (27.IX.1627 - 12. IV. 1704) - французский церковный деятель, епископ Mo (с 1681), идеолог феодально-католической реакции и абсолютизма. Воспитан иезуитами. В своих проповедях и многочисленных богословских и исторических трудах боролся против зарождавшихся в 17 веке идей материализма и атеизма, выступал против теорий буржуазных оппозиционных идеологов о народоправстве и народном суверенитете, отстаивал идею провиденциализма и обосновывал доктрину абсолютизма.

Стремясь сохранить незыблемость католицизма, Боссюэ выступал против протестантизма, квиетизма, янсенизма, за объединение всех сил католицизма для усиления церкви. Стоял во главе оппозиции галликанской церкви папству, стараясь, однако, не обострять отношений с Римом. Являясь сторонником церковного галликанства, был против полного подчинения французской церкви власти короля ("Декларация французского духовенства" - "Cleri gallicani de ecclesiastica potestate declaratio", 1682). Боссюэ принадлежит "Рассуждение о всемирной истории" ("Discours sur l'histoire universelle...", 1681), написанное им для дофина (наследника престола), воспитателем которого он был 1670-1681 годы; представляет последнюю попытку рассмотрения всемирной истории с позиций священного писания. Среди его проповедей особое место занимают "Надгробные речи" ("Oraisons funèbres", 1689), в которых много сведений о политических событиях 17 века. Язык произведений Боссюэ - классический образец французской прозы 17 века.

H. А. Денисова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Oeuvres complètes, v. 1-12, P., 1868.

Литература: Rissere R., Les idées politiques de Bossuet, Montpellier, 1943; Martimort A. G., Le gallicanisme de Bossuet, P., 1953; Chadwick O., From Bossuet to Newman, Camb., 1957.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Франция в XVII веке (хронологическая таблица).

Весь мир в XVII веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Франции (правители).

Людовик XIV (1638-1715), король Франции из династии Бурбонов, правивший в 1643—1715 гг.

Сочинения:

Oeuvres completes, v. 1—31. P., 1862-66;

Oeuwes. P., 1979:

Литература:

Лансон Г. История французской литературы, т. 1. М., 1986;

Rebelliau A. Bossuet. Р., 1900;

Dimier L. Bossuet. P., 1916;

Goyet Т. L'humanisme de Bossuet, t. 1—2. P., 1965;

Calvet J. Bossuet. P., 1968;

Le Brun J. La spiritualite de Bossuet. P., 1972.

Rissere R., Les idées politiques de Bossuet, Montpellier, 1943;

Martimort A. G., Le gallicanisme de Bossuet, P., 1953;

Chadwick O., From Bossuet to Newman, Camb., 1957.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС