Гермоген (Долганов)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гермоген (Долганов)

1858-1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Епископ Гермоген (Долганов).

Гермоген (в миру Г.Е. Долганов; 1858—1919) — епископ Саратовский и Царицынский с 1903 г. За слишком независимое поведение был исключен из Синода в 1912 г. Вскоре был уволен на покой в Жировицкий монастырь.


Гермоген (Георгий Ефремович Долганев), 1858-1918, епископ саратовский (1903-1912), член Святейшего Синода, участвовал в интриге против Григория Распутина вместе с авантюристом Илиодором, смещен с должности, отправлен в Жировицкий монастырь, откуда отпущен на покой в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, после отречения Николая II — епископ тобольский и сибирский, морально поддерживал царскую семью во время заключения в Тобольске, утоплен большевиками возле села Покровского — родины Г. Распутина.

Использованы материалы сайта RUS-SKY ®, 1999 г.


Гермоген (Долганов Георгий Ефремович) (1858 - 16 июня 1918). Сын священника Херсонской епархии. Учился в Одесской духовной семинарии; затем выдержал экзамен на аттестат зрелости при гимназии. В Новороссийском ун-те (Одесса) окончил полный курс юрид. и матем. ф-тов, слушал лекции на ист.-филол. ф-те с 1889. Поступил в Петерб. духовную академию, в 1890 принял монашество, получил сан иеродиакона, в 1892 - иеромонаха. В 1893 окончил академию со степенью канд. богословия и был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, овладел груз, языком. С 1898 ректор этой семинарии с возведением в сан архимандрита. Член Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, пред. епархиального училищного Совета и редактор "Духовного Вестника Груз. Экзархата". С 1901 епископ Вольский, викарный Самарской епархии. В 1903 назначен епископом Саратовским и вызван для присутствия в Св. Синоде. Губернатор был вынужден задержать неск. номеров издаваемой под покровительством епископа газеты, имевшей черносотенную ориентацию. В нач. 1906 в Саратове, с благословения Гермогена, была основана Монархическая партия, с его же благословения она была преобразована в местное отделение "Союза Рус. Народа"; почётный член "Союза Рус. Народа". Враг церк. либерализма. Друг Г.Е. Распутина. С 1911 член Св. Синода, в 1912 исключен из него. Поссорившись с Распутиным, Гермоген написал царю письмо, в к-ром объявил Распутина мошенником и развратником. Вместе с иеромонахом Илиодором (Труфановым) заманил Распутина в церковь и потребовал дать клятву, чтобы последний не переступал порога царского дворца. После отказа Распутина дать такую клятву проклял его и вместе с Илиодором попытался оскопить его. Отказался от требования Синода вернуться в Саратов, стал апеллировать к обществ, мнению, писать в либеральные газеты. Был лишён епархии и отправлен в нач. 1912 в монастырь (см.: "Тобольские Епархиальные Ведомости", 1918, № 18-20, с. 260). В 1915 ему был определён местопребыванием Николо-Угрешский монастырь Моск. епархии. 8 марта 1917 был назначен на Тобольскую кафедру.

Отношение к Февральской революции Гермоген выразил в следующих словах: "Я ни благословляю случившегося переворота, ни праздную мнимой ещё "пасхи" (вернее же мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душой духовенства и народа, ни лобзая туманное и "бурное" лицо "революции", ни в дружбу и единение с ней не вступаю, ибо ясно ещё не знаю, что и что она есть сегодня и что она даст нашей родине, особенно же церкви Божьей завтра... А сложившуюся или "народившуюся" в буре революции" власть Временного правительства считаю вполне естественным и необходимым - для пресечения и предупреждения безумной и губительной анархии - признавать и об этой власти и правительстве молиться, дабы они всецело служили одному лишь благу родины и церкви"; о взаимоотношении церкви и гос-ва писал: "Если государство желает быть долговечным, благополучным, свободным, оно должно поставить себе в непреложный закон хранить и оберегать... церковь православную, её полную свободу и самоуправление" ("Тобольские Епархиальные Ведомости" 1917, № 29,1 авг., с. 400-01).

Участник Св. Собора Правосл. Рос. Церкви в Москве (авг. 1917-1918). Неоднократно выступал там. 19 окт. 1917 говорил: "Я был не согласен с решением Собора о том, чтобы в Предпарламенте не появлялись члены Собора. Это болезненное, противоречивое государственное учреждение, и всё же я согласился бы быть там, чтобы что-нибудь там сделать полезное для церкви и против разрухи государства. Я получил телеграмму: Союз приходов предлагает мне быть выборщиком в Учред. Собр. и не только выборщиком, а даже каменщиком я бы согласился быть, лишь бы принести малейшую пользу в деле спасения гос-ва от ужасов и разрухи" ("Деяния Св. Собора Правосл. Рос. Церкви", М., кн. 2, с. 315).

После Окт. рев-ции, вернувшись в дек, в Тобольск, наладил связи с находящейся в городе царской семьей, пересылая через прислугу письма в пакетах с чаем. Когда быв. царь был переведён в Екатеринбург, переслал ему просфору и послание патриарха Тихона (см.: Введенский А.И., Церковь и гос-во, М., 1923, с. 249). Однако сам Гермоген отрицал свои тайные сношения с царской семьей: "..Л политики не касался, не касаюсь и не, буду касаться. Я её презираю... Говорят о какой-то моей переписке с бывшим царским домом, но это неправда. Никакой переписки не было... Ещё раз заявляю, что моя святительская деятельность лучше всякой политики, моя политика - вера в спасение душ верующих. моя платформа - молитва" ("Тобольские Епархиальные Ведомости", 1918, № 13, с. 10-11). В апреле 1918 организовал крестный ход по улицам города, несмотря на запрет властей. На каждом перекрёстке произносил проповеди, призывая пострадать за веру, и заявлял о своём предстоящем аресте, благословил царскую семью. 15 апреля был арестован. Незадолго до ареста Гермоген писал: "Святость храмов оскверняется, там и там сокровища церковные, жертвами верующих собранные, расхищаются; богослужения прекращаются, священнослужителей лишают жизненного обеспечения, арестовывают, изгоняют и даже избивают... Безбожные составители декрета нашли исполнителей своей воли среди наших воинов, которые, по неведению и по наущению своих руководителей, осмелились поднять руку на святыню своих предков и совершить дело, достойное божьего осуждения" (там же, № 18-20, с. 262-63).

Во время обыска у него было найдено письмо императрицы Марии Федоровны, в котором она писала: "Владыка! Ты носишь имя святого Гермогена, который боролся за Русь; это предзнаменование. Теперь настал твой черёд спасать Родину; тебя знает вся Россия - призывай, громи, обличай!!! Да прославится имя твоё в спасении многострадальной России!" (Чертков А., Крах, М.. 1968. с. 13).

После ареста был направлен в Тюмень, а затем в Екатеринбург. Делегация верующих хлопотала об его освобождении, внесла залог в 100000 руб. затем была арестована и пропала. Гермоген был отправлен на пароходе обратно в Тобольск под конвоем для суда над ним. Но т.к. Тобольск был уже занят белыми, Гермоген 16 июня 1918 был связан и с камнем брошен в р. Туру (по др. сведениям, Тобол) вместе с др. арестованными близ с. Покровского, где и был похоронен в ограде церкви (см.: "Тобольские Епархиальные Ведомости", 1918, N" 18-20, с. 139). 23 августа останки были перенесены в Тобольск и захоронены в пещере.

Использованы материалы статьи М.Е.Голостенов в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Григорий Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор.

Поддерживал Распутина

Гермоген (Георгий Ефремович Долганев) (1858-1918) - окончил юридический факультет Новороссийского университета и СПб духовную академию. Пострижен в монахи (1890), иеромонах (1892). С 1898 г. - ректор Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Редактор «Духовного вестника Грузинского экзархата». В период его службы ректором семинарии из этого учебного заведения был исключен Иосиф Джугашвили (Сталин). С 1901 г. - епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. С 1903 г. - епископ Саратовский и Царицынский. Активно пропагандировал православие, вел борьбу с сектантством, создавал печатные органы, содействовал строительству храмов и открытию церковно-приходских школ. Во время революции 1905-1907 гг. выступил с ярко выраженных антиреволюционных позиций, один из организаторов отделения Союза русского народа в Саратове. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. На миссионерском съезде в Казани требовал отлучения от церкви Д. Мережковского, В. Розанова, Л. Андреева. Отменил назначенную в кафедральном соборе панихиду по знаменитой актрисе В. Ф. Комиссаржевской. Вместе с иеромонахом Илиодором активно поддержал Г.Е. Распутина, однако позднее стал его яростным противником. В 1911 г. был вызван в СПб для присутствования в Святейшем Синоде. Во Всеподданнейшей телеграмме от 15.12.1911 г. в резкой форме выступил против предлагавшегося московским митрополитом Владимиром и великой княгиней Елизаветой Федоровной введения чина диаконисе в РПЦ и против поминовения в православной церкви инославных покойников. 16.12.1911 г. вызвал Распутина к себе на Ярославское подворье в Петербурге, где в компании с Илиодором и еще несколькими людьми подверг «старца» побоям и вырвал у него священную клятву не приближаться более к членам царской семьи. 03.01.1912 г. уволен от присутствования в Св. Синоде с обязательством вернуться во вверенную ему епархию. Решению духовных властей не подчинился, резко осудил Св. Синод и обер-прокурора в печати. 17.01.1912 г. уволен от управления саратовской епархией с назначением ему пребывания в Жировицкий монастырь гродненской епархии. В августе 1915 г. был переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.

С 08.03.17 г. - назначен епископом Тобольским и Сибирским как «жертва старого режима». Сохранил монархические убеждения, призывал паству «не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом». Резко критиковал Декрет об отделении церкви от государства. Обвинен большевиками в симпатиях к находившемуся в Тобольске Николаю II. 15.04.1918 г. после большого крестного хода в Тобольске помещен под домашний арест, затем отправлен в Екатеринбург и заключен в тюрьму, где занимался чтением Нового Завета и житий святых, молился и пел церковные песнопения. 29.06.1918 г. утоплен красноармейцами в р.Туре.

Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО "Олма Медиа Групп". 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги - канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову).


Гермоген (в миру Долганов Георгий Ефремович), сщмч., еп. Тобольский и Сибирский (25.04.1858—16[29].06.1918), церковный и общественный деятель, активный участник право-монархического движения, вдохновитель и организатор Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа (ПВБСРН) в Саратове.

Родился в семье единоверческого священника Херсонской епархии, который впоследствии принял монашество. По окончании ДС сдал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии г. Ананьева Херсонской губ., получив право поступить в ун-т. Окончил юридический, историко-филологический и математический ф-ты Новороссийского ун-та (1889), слушал лекции на историко-филологическом ф-те, но избрал все-таки путь служения Богу, чему немало способствовал архиеп. Херсонский Никанор (Бровкович), и поступил в С.-Петербургскую ДА. В 1892 принял монашеский постриг, а 15 марта 1892 был рукоположен во иеромонаха. Окончив в 1893 ДА кандидатом богословия, был назначен сначала инспектором, а затем ректором Тифлисской ДС с возведением в сан архимандрита. На Кавказе он немало потрудился и на ниве миссионерства. 14 янв. 1901 в Казанском соборе С.-Петербурга хиротонисан во еп. Вольского вик. Саратовской епархии, а уже в 1903 получил назначение на самостоятельную кафедру, став еп. Саратовским и Царицынским. В том же году был назначен присутствовать в заседаниях Св. Синода. В марте 1904 по его распоряжению создана особая печатная комиссия «по изданию книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания для распространения их в народе путем продажи и даровой раздачи». С большой любовью относился к Владыке св. прав. Иоанн Кронштадтский, который говорил, что может умереть спокойно, зная, что еп. Гермоген и еп. Серафим (Чичагов) продолжат его борьбу за Православие. О. Иоанн, провидя мученическую кончину святителя, писал ему в 1906: «Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану и благословляет Вас». После похищения Чудотворной Казанской иконы Божией Матери еп. Гермоген предпринимал усилия по розыску святыни. С началом смуты 1905—1907 еп. Гермоген повел бескомпромиссную борьбу с революционной агитацией и попустительством местных властей к либералам и социалистам. Он стал одним из вдохновителей и активных деятелей патриотического движения. Владыка заявлял, что он пришел к убеждению, что «необходимо нам, пастырям, пользоваться теперь не храмом только для руководства своих пасомых, но и общественными организациями». Благодаря твердой и мужественной позиции в борьбе против революции, он сделался одним из главных авторитетов у монархистов. Показательно, что 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906, или Всероссийский съезд Людей Земли Русской направил приветственные телеграммы всего только пяти архиереям: митр. Владимиру (Богоявленскому), архиеп. Антонию (Храповицкому), еп. Алексию (Молчанову), еп. Никону (Рождественскому) и еп. Гермогену. В ответной телеграмме владыка писал: «Господь да объединит вас крепко, могуче, и да оденет вас всех одеянием несокрушимым из пламенной, до смерти непобедимой ревности о защите Веры, Царя и Отчизны». Владыка опасался, что монархическое движение, увлекшись политической борьбой, погрязнет во внутренних распрях и развалится. Для предотвращения такого развития событий, на его взгляд, патриотическое движение должно было стать на твердую почву православного мировоззрения. С этой целью в 1907 по его инициативе Саратовский отдел Союза Русского Народа был преобразован в ПВБСРН. Выступая на торжествах в связи с открытием Союза, которые проходили в Духов день, еп. Гермоген выразил уверенность, что «теперь, поставив дело на твердой почве религиозного и патриотического воодушевления, просвещенные светом Христианской веры, объединенные в живом Христовом теле — в Святой Православной Церкви, — мы можем быть уверены, что дело наше задумано бескорыстно, исполнено свято и стоять будет прочно, на незыблемых основах». По его словам, Союз возглавил «новую форму освободительного движения» от противников «исторического нашего уклада русской православно-церковной жизни народной под руководством пастырей». Устав Союза, утвержденный еп. Гермогеном в праздник Казанской иконы Божией Матери 8 июля 1907, определял, что покровителем Союза и его почетным председателем является епархиальный архиерей. Среди требований к членам Союза был один пункт, который отличал новую организацию от проч. монархических союзов и партий: членами могли быть не просто природные русские, православные, обоего пола, любого сословия и состояния, но обязательно «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви».

В 1908 у владыки возникли разногласия с либеральным Саратовским губернатором гр. С. С. Татищевым и Саратовской городской думой по вопросу о чествовании Л. Н. Толстого в связи с его юбилеем. Еп. Гермоген решительно отказался от проведения торжеств в своей епархии. В начале сент. 1908 он разослал пастырское распоряжение с разъяснением еретичества Толстого. Губернатор и Саратовская дума жаловались на Владыку в Св. Синод. Вместе с иером. Илиодором (Труфановым), прибывшим в Царицын в 1908 и возглавившим местный отдел ПВБСРН, повел кампанию против Татищева, вынудив его уйти в отставку. Взял под свою защиту Илиодора, которого за его деятельность Св. Синод намеревался перевести в Тульскую епархию. В 1910 еп. Гермоген выступил против постановки богохульных пьес в саратовском театре, из-за чего у него вновь возник конфликт с губернатором. Чиновники начали распространять о нем сведения, как о человеке неуживчивом. В 1908—1910 находился (как и иером. Илиодор) в близких отношениях с Г. Е. Распутиным, но к 1911 отношения испортились. Поверив обвинениям против Распутина, 16 дек. 1911 вместе с Илиодором пригласили Распутина на Ярославское подворье в С.-Петербурге, где обличали его в грехах и потребовали отъезда из столицы. Не добившись своего, еп. Гермоген попытался привлечь на свою сторону членов Св. Синода. Получив от архиереев отказ, он послал письмо Государю, умоляя избавить Престол от влияния Распутина. В то же время он вступил в конфронтацию с обер-прокурором В. К. Саблером по поводу дела об устройстве в Московской Марфо-Мариинской обители, которую возглавляла прпмц. вел. кн. Елизавета Федоровна, института диаконисс на протестантский лад и особого чина панихиды по иноверным христианам. В своей телеграмме Царю владыка указывал на противоканонический характер подобных нововведений, «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви». Эта телеграмма сделала присутствие еп. Гермогена в Св. Синоде невозможным, и по настоятельной просьбе обер-прокурора Государь уволил еп. Гермогена от присутствия в Синоде и повелел ему отправляться в свою епархию. Сославшись на болезнь, владыка остался в Петербурге, несмотря на уговоры Серафима (Чичагова), Никона (Рождественского) и др. архиереев. Тогда 17 янв. 1912 последовал другой царский указ: уволить еп. Гермогена от управления епархией и отправить на покой в Жировицкий монастырь. Председатель Государственной Думы М. В. Родзянко вспоминал, что на его вопрос о судьбе еп. Гермогена, Государь ответил: «Я ничего не имею против епископа Гермогена. Считаю его честным, правдивым архипастырем, прямодушным человеком... Он будет скоро возвращен. Но я не мог не подвергнуть его наказанию, так как он открыто отказался подчиниться моему повелению». В авг. 1915 еп. Гермоген был переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. На начальника Петроградского охранного отделения А. В. Герасимова еп. Гермоген произвел «в высшей степени хорошее впечатление. Высокий, худощавый, с острым, ясным умом, аскет по внешности, он производил впечатление настоящего христианского подвижника, способного умереть за веру».

После февральского переворота, 8 марта назначен на тобольскую кафедру. С авг. по дек. 1917 принимал участие в деятельности Поместного Собора Православной Российской Церкви. Во время заключения Царской Семьи в тобольском губернаторском доме владыка тайно посылал им просфоры, молитвы и благословения, поддерживал переписку, называя Царственных Страстотерпцев «многострадальным Святым Семейством». Захватившие власть большевики начали искать повод к аресту епископа. В его покоях был проведен обыск. В 1918 в условиях начала гонений на православных Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) благословил провести по всей стране крестные ходы. Еп. Гермоген, несмотря на запрет властей, решил провести крестный ход в Тобольске в Вербное воскресенье (15 апр.). 12 апр. были увезены в Екатеринбург Государь, Государыня и вел. княжна Мария, а на следующий день большевики попытались арестовать еп. Гермогена. Однако, предчувствуя такой исход, владыка не ночевал в своих покоях. Большевики не смогли помешать крестному ходу, он состоялся. Когда крестный ход проходил вдоль стены Тобольского кремля, возвышающегося над городом, Владыка остановился напротив того места, откуда был виден губернаторский дом, где последнее время находилась в заточении Царская Семья. Запели молебен, по окончании которого Святитель подошел к краю стены. Несколько минут он молился, один стоя над городом с простым деревянным крестом в руках. Молился о Царе с Царицею, которых большевики накануне уже увезли из Тобольска в Екатеринбург, и о Царских детях, которые в это время находились внизу в губернаторском доме. Затем Владыка высоко поднял над собой крест и медленно благословил Царскую Семью.

Еп. Гермогена арестовали по окончании крестного хода и, убоявшись народного возмущения, сразу же ночью отправили в Екатеринбург. Председатель исполкома Дислер открыто заявил представителям епархии, что владыка арестован как «черносотенец и погромщик», других поводов к аресту найти не сумели. Полтора месяца томился еп. Гермоген в заточении в екатеринбургской тюрьме. А затем был отправлен под конвоем в Тюмень, где его с некоторыми др. узниками перевели на пароход, который якобы направлялся в Тобольск. В ночь с 15 на 16 июня владыку и бывшего с ним священника Петра Карелина вывели на палубу, связали, привязав к шее камни и сбросили в реку Тобол. Перед убийством изуверы издевались над святителем, стригли ему волосы, насмехались, били. Честные мощи священномученика были вынесены на берег и обнаружены крестьянами. После прихода белых священномученик был погребен в Софийском Успенском соборе в Тобольске. Богоборцы-большевики мстили святителю и после смерти; когда они снова захватили Тобольск, место его погребения было залито цементом. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в авг. 2000.

Арх.:

ГАСарО. Ф. 176. On. 1. Д. 112; Ф. 1132. On. 1. Д. 73,76, 80,97a, 106,149;

РГИА. Ф. 796. On. 184. Д. 611.

E. Михайлова, А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Сочинения:

Очерк деятельности Епархиального миссионерского духовно-просветительского братства в г. Тифлисе. Тифлис, 1900; Речь епископа Саратовского Гермогена при открытии Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа // Православный Всероссийский Братский Союз Русского Народа. Саратов, 1907; Нравственные тревоги и терзания большей части Саратовского общества в виду ужасного «Пробуждения весны» и возмутительного появления «Черных воронов». Саратов, 1907; Борьба за истину нашей духовной школы. Саратов, 1908; Речь Преосвященного Гермогена... и постановления. Интеллигентское язычество нашего времени и меры борьбы с ним... Казань, 1910; Нынешние последователи Анатэмы и его крамолы. Саратов, 1910; Негодующее осуждение дозволенного кощунства: (Истинное изображение смерти Толстого). Саратов, 1911; От света истинного в тьму кромешную. Пг., 1916.

Литература:

Герасимов А. В. На лезвии с террористами. Paris, 1985; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и матер, к ним. Кн. 2. Тверь, 1996; За Христа пострадавшие. Гонения на русскую Православную Церковь. 1917—1956. Биогр. словарь. Т. 1: А-К. М., 1997; Кузнецов Н. Д. Забытая сторона дела епископа Гермогена и вопроса о патриаршестве. СПб., 1912; Плотников И. Ф. Пребывание и трагический конец одного из виднейших церковных иерархов России епископа Гермогена на Урале // Вторые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1999; По поводу нового официозного сообщения о деле епископа Гермогена. М., 1912; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (1905-1917). Сост. Е. М. Михайлова. ML, 2002; Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. докум. по матер. ЦА ФСБ РФ. М., 2000; Степанов А. Гермоген (Долганов) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Степанов А. Д. «Вы в подвиге, Господь благословляет Вас». Священ-номученик епископ Гермоген (Долганов) (1858-1918) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 2. Erlangen, 1981.

Новые мученики России. Составил протопресвитер М. Польский. Джорданвиль, 1849;

Титлинов Б.В, Церковь во время рев-ции, П., 1924;

Архив рус. рев-ции, т. 26, Берлин; 1926;

Manuil [Lemecsevskij] Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Tail 2, Erlangen. 1981.

Здесь читайте:

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕРМИНЫ

Православные монастыри

Православные иконы

Католические монашеские ордена

Латинские религиозные термины

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС