Ибн Хальдун
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Ибн Хальдун

1332-1406

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ибн Хальдун

Ибн Хальдун (Абд ар-Рахман Абу Зейд ибн Хальдун; 1332-1406 гг.) — арабский историк, философ, общественный деятель, выполнявший функции судьи, дипломата, советника в ряде правительств в Северной Африке. Ибн Хальдуну принадлежит идея о создании «справедливого общества» во главе с «правителем-философом». В своих произведениях («Книга поучительных примеров из истории арабов, персов, берберов...», «Аль-Мукаддима») Ибн Хальдун рассматривал развитие общества (преимущественно мусульманских народов) как смену исторических циклов. Образ жизни каждого этноса и исторического цикла, считал историк, определяется в первую очередь влиянием географической среды и особенностями развития национальной культуры. Взгляды Ибн Хальдуна оказали большое влияние на развитие общественной мысли народов Ближнего Востока. Некоторые арабские и западноевропейские исследователи считают, что он предвосхитил многие современные социологические теории.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 74-75.


Ибн Халдун Вали ад-Дин Абдар-Рахман Ибн Мухаммад (1332, Тунис — 1406, Каир) — арабо-мусульманский философ, историк и государственный деятель. Получил образование в Тунисе. С 1354 сменил много городов Магриба и Испании, занимая пост секретаря и посла у ряда правителей. После 1382 жил в Египте, где был назначен верховным кадием-судьей маликитского толка. Совершил паломничество в Мекку (1387—88), в священные города Палестины (1400). Знаменитым событием египетского периода жизни Ибн Халдум стала его встреча в Дамаске с Тимуром (1401), пытавшимся склонить философа перейти к нему на службу. Наряду с «Автобиографией» перу Ибн Хаддуна принадлежат «Лубаб ал-Мухассал» («Суть Мухассала») — компендиум сочинения Фахр ад-Дйна ар-Разй «ал-Мухассал» по каламу-богословию и фалсафе-философии и «Исцеление вопрошающего» («Шифа' ас-са'иль»), посвященное мистическому (суфийскому) пути познания. Прославился Ибн Халдун как автор «Большой истории», особенно «Введения» («Мукаддвма») к ней. Вэтойтеоретической вводной части, представляющей собой энциклопедию культурной жизни арабо-мусульманского средневековья, Ибн Халдун ставит задачу превратить историю из хроники царей и пророков в строгую научную дисциплину, долженствующую образовать одну из важнейших отраслей философии. Отсюда его стремление создать особую науку об обществе, опирающуюся на представление о закономерном характере социального развития, которое обусловлено действием таких материальных факторов, как хозяйственная деятельность людей («способ добывания жизненных средств») и естественно-географическая среда. Ибн Халдун подверг критике исходящие из платонического учения общественно-политические взгляды арабоязычных перипатетиков, усматривая в них своего рода мистику («соединение» человека с Деятельным разумом) и утопию, отвергая которую, он обратился к конкретному изучению развития общества, его культуры и нравов.

Г. Ибрагим

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 65.


Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406, Каир), арабский государственный и общественный деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократные попытки Ибн Хальдуна воплотить в жизнь идеи справедливого общественного строя во главе с «правителем-философом» завершились, однако, неудачей. В философии Ибн Хальдун был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставлял практические и политические знания, приобретённые эмпирическим путём, религиозно-мистической мудрости, хотя и признавал за ней определенный авторитет в обществе. Большинство ранних философских произведений Ибн Хальдуна, трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Основное сочинение Ибн Хальдуна — многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов» (арабаское название работы допускает различные переводы) — ценный исторический источник. В пространном теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») к ней Ибн Хальдун изложил свою социальную философию. В истории общественной мысли — это первая попытка создания самостоятельной науки об обществе, или как её называл Ибн Хальдун, «науки о культуре», служащей руководством для политической деятельности. Ибн Хальдун утверждал закономерный характер общественного развития, обусловленный географической средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно Ибн Хальдуну, уровень развития культуры и характер правления в государстве определяются общественным разделением труда, взаимным обменом экономической деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и подданных.

Автобиография Ибн Хальдуна, в которой он подробно описал свою жизнь и деятельность, является ценным история, и литературным памятником эпохи. Ибн Хальдун оказал большое влияние на развитие общественной мысли, особенно историографии, в Египте и Оттоманской империи 15— 18 веков. После 2-й мировой войны творчество Ибн Хальдуна привлекает возрастающее внимание философов, социологов и историков как в арабских странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...), т. 1—7, Булак, 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима, (Введение. История), т. 1—3, Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. Υ., 1958; Discours sur l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. i—3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.

Литература: Бациева С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965; Игнатенко A.A., Ибн Хальдун, М., 1980 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n H., Ibn Khaldün's Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research. 1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772.


Ибн Хальдун, Ибн Халдун, Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.V.1332 - 17.III.1406) - арабский историк и социолог. Родился в Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349-1375 годы занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Биджайи (совр. Бужи). В 1375 году Ибн Хальдун поселился в замке Калаат Ибн Салама (Алжир), где начал работу над трудом по всеобщей истории, законченную им позднее в Египте. В 1379 году Ибн Хальдун вернулся в Тунис; в 1382 году, преследуемый духовенством, вынужден был бежать в Египет. Пользовался покровительством мамлюкских султанов, оценивших его опыт и знания, продолжал свою научно-литературную деятельность, занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Умер в Каире. Основной труд Ибн Хальдун "Книга назидательных примеров" ("Китаб аль-ибар") состоит из предисловия, характеризующего задачи, метод и принципы исторического исследования, и трех частей: "Введение" ("Мукаддима"), в котором Ибн Хальдун изложил свое учение об основных закономерностях исторического развития общества; история народов мусульманского Востока; история народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся исключительной полнотой и точностью описаний, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. В те же годы Ибн Хальдун написал "Автобиографию" - один из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков. Учение Ибн Хальдуна создано на базе достижений историографии и философии стран Ближнего и Среднего Востока. Будучи последователем Ибн Рошда, Ибн Хальдун развил материалистические тенденции, заложенные в арабском перипатетизме (аверроизме) и распространил принципы аверроизма на изучение жизни общества, сделав новый шаг в развитии средневековой философии.

Сущность социальной жизни Ибн Хальдун видит в совместном труде членов общества для обеспечения средств жизни. Характер жизни коллектива определяется хозяйственной деятельностью его членов. Ибн Хальдун выделяет 2 фазы развития общества: низшую - "сельскую жизнь" (занятие земледелием и скотоводством) и высшую - "городскую жизнь" (занятие ремеслом и торговлей), генетически связанные друг с другом. Основной формой трудовой взаимосвязи Ибн Хальдун считал товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. В этой связи Ибн Хальдун высказал гениальную догадку о трудовой природе стоимости. Смысл политической организации общества Ибн Хальдун видит в защите собственности отдельных производителей на средства и продукты труда. Ибн Хальдун резко критикует формы государственной политики, наносящие ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торговые монополии). Каждой фазе общественной жизни присуща своя, исторически обусловленная политическая организация. Организующим началом сельского общества является "асабия" - кровно-родственная связь между членами общества; во главе группировок кровных родственников (родов и племен) стоят вожди и старейшины с ограниченной властью, целиком зависящей от их отношений с членами "асабии". Для городского общества характерно государство во главе с правителем (царем), обладающим неограниченной властью, основанной на насилии. Генетически царская власть связана с асабией, так как основатель династии опирается на военную силу племен. Каждая отдельная династия претерпевает разложение и гибель, но смена династий не означает круговорота всей общественной жизни, которая носит прогрессивный поступательный характер.

Многие буржуазные авторы изображают Ибн Хальдун предтечей социологической теорий, распространившихся на Западе в конце 19 - начале 20 веков (социально-психологической школы, теории насилия, расизма и др.); в частности, его причисляют к создателям теории географического детерминизма (австрийский востоковед А. Кремер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.). Однако Ибн Хальдун, признавая значение географической среды как одного из факторов в жизни общества, не отводил последней решающей роли.

Ибн Хальдун был одним из первых мыслителей, пытавшихся создать научную философию истории. Его учение во многом предвосхитило идеи материалистов 17-18 веков.

C. M. Бациева. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Далее читайте:

Ибн Хальдун. Мук̣аддима (Статья E.A. Фроловой о книге Ибн Хальдуна).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Китаб аль-Ибар..., т. 1-7, Булак, 1867;

Autobiographie, в кн.: Notice et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Jmpériale, t. 19, pt. 1, P., 1863;

Les Prolégomènes, trad. par de Slane, t. 1-3, nouv. éd., P., 1934-38;

Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l'Afrique..., trad. de l'arabe par de Slane, v. 1-4, nouv. éd., P., 1925-56;

The Muqaddimah..., transl. from the arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., (1958); в рус. пер. - Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока, М., 1961.

Литература:

Бациева С. М Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима» М., 1965;

Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн Халдуна,"СВ", 1958, No 1;

Бациева С. М., Об экономич. взглядах Ибн Халдуна, "КСИНА", 1961, т. 47;

Игнатенко А. А. Ибн Халдун. М., 1980.

Левин И., Ибн-Халдун - араб. социолог XIV в., "HB", 1926, No 12;

Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4-5;

Крачковский И. Ю., Араб. географич. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957;

Иванов Н. A., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Сев. Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959;

Ayad M. К., Die Geschichts- und Gesellschaftslehre Ibn Haldüns, Stuttg.-В., 1930;

Enan M. A., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, (1944);

Mahdi M., Ibn Khaldûn's philosophy of history, L., (1957).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС