Лесевич, Владимир Викторович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лесевич, Владимир Викторович

1837–1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Викторович Лесевич

Лесевич Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Денисовка Полтавской губ.,—13(26). 11.1905, Киев], русский философ и публицист. Получил военное образование, служил на Кавказе. Выйдя в отставку, в 1864 году основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на украинском языке, которое после доноса пришлось прекратить. С 1868 года Лесевич — сотрудник журнала «Отечественные записки» Н. А. Некрасова. Был близок к народническим кругам; в 1879—1888 годы в ссылке. По возвращении в Петербург Лесевич примкнул к кружку Михайловского в журнале «Русское богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в «Русской мысли».

Сообразно изменению политических взглядов Лесевича — от сочувствия революционным демократам и народовольцам через либеральное народничество к буржуазному либерализму — менялась его философская позиция. В годы учёбы Лесевич под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и увлёкся позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Лесевич стал одним из главных представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии Конта, Дж. С. Милля, Спенсера, через «критический реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э. Лааса, Ф. Паульсена до «первого и крупнейшего русского эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 51). Лесевич пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно научную точку зрения» в философии, отвергая все другие философские направления. С критикой «научной философии» Лесевич с материалистических позиций в 1870-х годы выступил Ткачёв.

Лесевич не считал философию наукой, а лишь чисто эмпирическим мировоззрением, образующим «понятие о мире». Позитивизм Лесевича дополнял неокантианской «теорией познавания», центральным понятием которой считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и сверхчеловеческого "бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909, с. 9, 11). «Теория познавания» Лесевича — откровенный агностицизм и солипсизм, так как «сущее» и «вещи», по Лесевичу, «не более, как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеческие индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Диалектику Лесевич отрицал, считая её препятствием для развития мысли. Социологические воззрения Лесевича общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского.

«Научная философия» Лесевича объективно играла отрицательную роль, расчищая путь для эмпириокритической ревизии философии марксизма.

Лесевичу принадлежит ряд работ по истории буддизма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Революционеры и естеств. ход событий, «Вестник нар. воли», 1883, № 1 (псевд.— Украинец); Этюды и очерки, СПБ, 1886; Собр. соч., т. 1—3, М., [1Я15—17] (не оконч.).

Литература: Ткачёв П. Н., О пользе философии, Соч., т. 2, М., 1976; его же, Кладези мудрости росс. философов, там же; С о-л о в ь е в В л., Письмо к редактору. О заслуге В. В. Л. для филос. образования в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, кв. 5; К о л у б о в с к и и Я. Н., Материалы для истории философии в России (1855—1888). XI. В. В. Л., там же, 1891, кн. 8; К а р е е в П., Памяти В. В. Л., «Современность», 1906, № 1; Г а н е и з е p В., В. В. Л. в письмах и воспоминаниях, «Голос минувшего», 1914, № 8; Л у н а ч a p с к и и A.B., Силуэты, М., 1965, с. 428; Шахматов Б., У истоков борьбы против эмпириокритицизма в России, в кн.: История и методология естествознания, Минск, 1966, с. 155—70; Г а л а к т и о-нов А. А., Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв., Л., 1970, гл. 21, § 3; Ш к у p и н о в П. С., Позитивизм в России 19 в., М., 1980, с. 223—26, 275—82.


Вернуться на главную страницу Лесевича

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС