Лессинг, Готхольд Эфраим
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лессинг, Готхольд Эфраим

1729–1781

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Готхольд Эфраим Лессинг

CULVER PICTURES
ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ.
Портрет работы Г.Мая (1768).

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония,— 15.2.1781, Брауншвейг), немецкий философ-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с новыми, более глубокими взглядами на природу, историю, искусство, преодолев ограниченность вольфианского рационализма в философии (см. Вольф), лютеранской ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Лессинг обосновывал принципы реалистического художественного образа — вслед за Шефтсбери и другими мыслителями 18 века, боровшимися с отвлечённостью аллегорических и условных фигур искусства барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Лессинг даёт замечательный анализ сущности и средств словесного и изобразительных искусств, положив начало интенсивным размышлениям о природе различных искусств («Критические леса» Гердера, возражавшего Лессинга, и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии» (Bd 1—2, 1767—69, рус. пер. 1936), цикле критических и эстетических очерков, Лессинг доказывал соответствие драматургических принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся нормативность подобного хода мысли Лессинг шёл к углублённому постижению художественных произведений в их «внутренней форме». Точно так же критика условных форм подводила к новой трактовке художественного символа и к ориентации на пластические образы античности, заново открытой И. И. Винкельманом (трактат Лессинга «Как представляли смерть древние» — «Wie die Alten den Tod gebildet», 1769). Наиболее значительными для Лессинга-мыслителя были последние годы его жизни. Не принимая философского интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения, чувства, чувственности, Лессинг публикует тезисы «Воспитание человеческого рода» («Die Erziehung des Menschengeschlechts», 1780, анонимно), в которых вплотную подходит к идее органического развития и поступательного движения человечества к совершенству.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Gesammelte Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd 1—10, В.— Weimar, 19682; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—10, СПБ, 19042; Избр. произв., М., 1953.

Литература: Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.— Л., 1934; Ф ρ и д л е н д е p Г., Л., М., 1957; Л. и современность. Сб. ст., Μ., 1981; Guthke K. S., Gotthold Ephraim Lessing, Stuttg., 19732 (библ.); S e i f e r t S., Lessing-Bibliographie, B.—Weimar, 1973; Hildebrandt D., Lessing, Münch.—W., 1979.


Вернуться на главную страницу Лессинга

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС