Мальбранш Никола |
|
1638-1715 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Никола МальбраншНе бог существует в мире, а мир в боге Мальбранш Никола (1638-1715) — французский идеалист, сторонник окказионализма. Пытался с идеалистических позиций устранить дуализм в системе Декарта. В философии Мальбранша исключительная роль отводилась богу: он не только творит все существующее, но и содержит все существующее в себе; постоянное вмешательство бога — единственная причина всех изменений; нет никаких так называемых «естественных причин» и «взаимодействий» между протяженной и мыслящей субстанциями. На идеалистических позициях стоит Мальбранш и в теории познания: человек познает вещи отнюдь не благодаря их воздействию на органы чувств; познание — это созерцание людьми идей всего существующего, источник же этих идей — бог. Главное произведение — «О разыскании истины» (1674—75). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 237. МАЛЬБРАНШ Никола (1638- 1715) — французский философ-идеалист. Главные труды: «Разыскания истины», «Беседы о метафизике». М. находился под влиянием идей платонизма, Августина Блаженного, Декарта. Противоречия рационалистической философии приводят М. к мистике. М. представитель окказионализма — направления, сторонники которого утверждали принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной мысли, желания — в действительности лишь повод для проявления истинной причины — Бога. Взаимоотношения тела и души — результат непрерывного чуда, прямого вмешательства Бога. М. даже считал невозможными воздействия тела на тело, причинные взаимоотношения между телами. Бог находится во всех телах, во всех частях материи. Не Бог существует в мире, но мир — в Боге. Процесс познания представляет собой созерцание вещей в Боге, познание есть результат Божественного внушения. Предмет нашего познания, по мнению М„ — только идеи вещей. Причина возникновения идей — не воздействие на человека материальных тел, но вера, устанавливающая связь нашей души с Богом — местом пребывания всех идей. Себя человек также познает не иначе как осознавая свою связь с Богом, а не с вещами и с собственным телом. Однако идея Бога, равно как и идея нашей духовной сущности, затемнена для человека, иначе человеческие притязания стали бы безмерными. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 206. Никола Мальбранш (1638-1715) - главный представитель окказионализма, получившего свое развитие на основе идей картезианства. Основные произведения Мальбранша: "Разыскание истины" (1675), "Беседы о метафизике и о религии" (1688). Возникновение окказионализма обязано дуалистической неопределенности Декарта в решении психофизической проблемы. Исходное положение окказионализма: материальная и духовная субстанции сами по себе не могут воздействовать друг на друга в силу своей абсолютной независимости. Но все-таки такое взаимодействие происходит, значит, оно зависит от Бога, только при участии божественной воли происходит взаимодействие духовных и материальных явлении. Бог - единственная причина этого взаимодействия. Таким образом, если Декарт сводил роль Бога к минимуму и склонялся к деизму, то Мальбранш, напротив, максимилизирует роль Бога, возвращаясь к августианскому пониманию Божеской воли в жизнедеятельности человека. Мальбранш отрицал существование объективных причинных связей между вещами, так как полагал, что духовная движущая сила тех не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное как воля Божья. "Единственная причина, - писал он в "Разыскании истины" - не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение Творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае". В этих словах сформулирована своего рода "философия случайности" (отсюда название этого течения - окказионализм - учения о случайности), при которой развитие мира не имеет своей самостоятельности, а целиком зависит от Бога Отсюда следует и главный гносеологический вывод Мальбранша. познание вещей - это всего лишь наше "видение их в Боге". В то же время Мальбранш сохраняет основные исходные установки Декарта: рационалистическое требование ясности как критерия истинности. Чувственные представления подтверждают существование вещей, но свойства вещей мы познаем посредством идей. Вещи мы воспринимаем ясно и отчетливо, но это свидетельствует лишь об истинности божественных идей, которые отражаются в вещах. Мальбранш защищал в основном пантеизм, в силу чего его книги трижды вносились католической церковью в "Индекс запрещенных книг". Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002. Мальбранш (Malebranche) Никола' (1638-1715) - французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения Мальбранша стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке Мальбранша христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, Мальбранш считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной, или причиной волевого акта, следует понимать не что иное, как лишь "повод" для истинно "действующей" причины, т.е. Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом, взаимосвязь тела и духа может быть, по Мальбраншу, объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Декарта Мальбранш дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно Мальбраншу, знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах. В толковании идей Мальбранш был близок к Платону, считая, что, созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. "Все существует в Боге", "Бог есть место духов" - эти и подобные им высказывания Мальбранша были близки к спиритуализму, в то время как признание им "материальных творений" придавало его учению пантеистическую окраску ("Бог находится повсюду в мире"). Мальбранш оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей Мальбранша, направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 веке идеи Мальбранша были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей. Т.Г. Румянцева Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998. Мальбранш (Malebranche) Никола (6 августа 1638, Париж – 13 октября 1715, Париж) – французский философ, главный представитель окказионализма. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. В 1664 принял сан священника. Основные сочинения: «О разыскании истины» («De la recherche de la verité», 1674–75, рус. пер. т. 1–2, 1903–06), «Христианские размышления» («Méditations chrétiennes», 1683), «Беседы о метафизике» («Entrétiens sur la métaphysique», 1688). Мальбранш стремился соединить основные идеи картезианства с учением Августина. В онтологии вслед за Декартом исходил из различения двух субстанций – мыслящего духа и протяженной материи. Вследствие абсолютной независимости и разнородности этих субстанций их действие друг на друга невозможно; причиной связи души и тела в человеке, по Мальбраншу, может быть только Бог. В то время как Бог – общая и единственная истинная причина, обладающая способностью двигать тела, имеется и бесконечное множество частных причин – это причины естественные, или окказиональные. Естественные причины – только повод для проявления божественной воли. В основе гносеологии Мальбранша – учение о видении всех вещей в Боге. Человеческая душа не может непосредственно познавать материю (в силу разнородности двух субстанций). В то же время в Боге с необходимостью имеются идеи всех сотворенных Им существ. Поэтому познание внешних тел возможно для человека лишь через созерцание их идей в Боге. Мальбранш признавал 4 способа познания: непосредственное (знание о Боге); познание вещей через их идеи (знание о материальных телах); через внутреннее чувство (знание собственной души); по аналогии (знание чистых духов и душ других людей). Идеи Мальбранша оказали влияние на Лейбница, Беркли, Юма. A.A. Кротов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 485. Мальбранш (Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), французский философ-идеалист, главный представитель окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 году принял сан священника. Мальбранш стремился сочетать картезианство с августиновской традицией христианской философии. Основное сочинение — «Разыскания истины» (1674—75, рус. пер., т. 1—2, 1903—06). Исходя из абсолютного разграничения протяжённой материи и мыслящего духа, Мальбранш считал, что эти две субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их природы. Такое воздействие осуществляется лишь при участии божественной воли. Мальбранш различал четыре пути познания соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога); через идеи вещей (познание материальных тел); через внутреннее чувство (познание собств. души); по аналогии (познание душ других людей и чистых духов). Ясное и отчётливое знание человек может иметь только о материальных телах. Знания человека о своей душе, душах других людей и о боге смутны и неопределённы — это область веры, а не разума. В понимании природы идей Мальбранш близок к платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Спинозе, для Мальбранша не бог существует в мире, а мир в боге. Идеализм Мальбранша был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма Локком и французскими просветителями 18 века. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres completes, v. 1—20, P., 1958—68; в рус. пер.— Беседа христ. философа с философом китайским..., в сб.: Православный собеседник, Каз., 1914. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, ч. 1, с. 141; Ε ρω о в М. Н., Проблема богопознанин в философии М., Каз., 1914; О 1 1 ё - L a p г u n e L., La philosophic de Malebranche, t. 1—2, P., 1870; Gueroult M., Malebranche, t. 1—3, P., 1055—59; R o d i s - L e w i s G., N. Malebranche, P., 1963. Далее читайте:Мальбранш Н. Разыскание истины (Статья О.В. Суворова о трактате Н. Мальбранша). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Oeuvres complètes, ѵ. 1–20. P., 1958–67. Литература:Ершов M.H. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Казань, 1914; Ollé-Laprune L. La Philosophie de Malebranche, t. 1–2. P., 1870; Guéroult M. Malebranche, t. 1–3. P., 1955–59; Alquié F. Le cartésianisme de Malebranche. P., 1974; McCracken C.J. Malebranche and British philosophy. Oxf., 1983.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |