Мейер Георгий Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мейер Георгий Андреевич

1894-1966

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Георгий Андреевич Мейер

Мейер Георгий Андреевич (7(19).02.1894, Симбирская губ. - 7.02.1966, Дьеп, Франция) - публицист, философ и литературовед. Родился в семье потомка ливонского рыцаря Мейера фон Зегевольта, перешедшего на службу в России при Иване Грозном, и внучки писателя С. Т. Аксакова. По окончании реального училища Мейер поступил на филологический факультет Московского университета, но через год оставил его. Гражданскую войну Мейер провел в Белой армии, в 1920 году эвакуировался в Константинополь. В 1923 году переехал во Францию и короткое время сотрудничал в журн. «Русская земля», в 1925-1940 годы стал сотрудником газеты «Возрождение», издававшейся в Париже П. Б. Струве. В начале 1950-х годов неофициально возглавлял журн. «Возрождение», но затем из-за идеологических разногласий вышел из редакции. В 1959 году он начинает печататься в журнале «Грани», где появляются отдельные главы его книги о Достоевском, оставшейся неоконченной. Литературное наследие Мейер анасчитывает несколько десятков публицистических и философских статей и 2 книги, изданные уже посмертно. Книга «Свет в ночи» (о «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения». Франкфурт-на-Майне, 1967) посвящена скрупулезному изучению всех главных персонажей и сюжетных линий романа. Мейер исходит из предпосылки, что «проникнутое мыслью художественное творение - живой духовный организм - через любую его деталь постигается в целом» (с. 18). Основной идеей романа Мейер считает мысль, что убивающий себе подобных казним призраками небытия Он либо должен продолжать грабить и убивать, либо убить самого себя, либо чистосердечно раскаяться и нравственно переродиться. Вторая книга Мейера «У истоков революции» (Франкфурт-на-Майне, 1971) состоит из ряда больших его статей, написанных в разные годы. Наиболее интересны: «Достоевский и всероссийская катастрофа», где Мейер анализирует публицистику Достоевского и ее соотношение с художественным творчеством писателя; «Дедушка русской революции», в которой автор дает критику мировоззрения Милюкова и в лице последнего всех «русско-европейских марксо-демократов, верующих в идею прогресса пуще, чем темный мужик верует в Господа Бога» (с. 105). В небольшом «Отрывке», которым заканчивается книга, Мейер формулирует свое понимание «народа» и «нации» и высказывает негативное отношение к славянофильству. «Нация» и «народ», считает он, слова, противоположные по смыслу. «Народ» - понятие биологическое, это совокупность всего населения данной территории, этнографическая масса, не имеющая качественных характеристик. Напротив, «нация» состоит из личностей, и, «чем больше индивидуумов похищает нация у народной гущи, одухотворяя их в процессе похищения, превращая каждого из них из индивида в человеческую личность, тем крепче в данной стране национальный слой, тем послушнее усмиренная, взнузданная народная толща» (с. 252). Такое понимание нации в XIX веке было свойственно, по мнению Мейер, только К. Н. Леонтьеву и до некоторой степени Чаадаеву. Только один Леонтьев, последователем которого считает себя Мейер, постиг всю сущность имперской идеи, создавшей Россию. Славянофильство же, напротив, «опиралось на бытовое исповедничество, но где быт, там начинается застой бытия, там снижается и ущемляется все истинно духовное» (с 253). Наследие Мейера изучено очень слабо. Между тем среди эмигрантских публицистов и писателей он занимает отнюдь не последнее место, хотя и на Западе его популярность не идет ни в какое сравнение с популярностью, например, Бердяева или Мочульского.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 372.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Баратынский и Достоевский // Возрождение. 1950. № 9;

Жало и дух: Место Тютчева в метафизике российской литературы // Там же. 1954. № 32;

На грани сна и бдения // Там же. 1957. № 61, 62;

ождение но мукам // Грани. 1960. № 47-48.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС