Леонтьев Константин Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Леонтьев Константин Николаевич

1831-1891

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Константин Николаевич Леонтьев

С марксистской точки зрения:

Леонтьев Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого района Калужской области,—12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне Загорск Московской области], русский писатель, публицист и литературный критик. Известность приобрёл статьями о практической политике и на культурно-исторические темы (сборник статей «Восток, Россия и славянство», т. 1—2, 1885—1886), а также литературно-критическими этюдами (о романах Л. Толстого, об И. С. Тургеневе и др.). Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что служит у Леонтьева дополнительным  обоснованием идеала «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставленной западным «всесмешению» и «всеблаженству».

Мировоззрение Леонтьева имело охранительную направленность. Предугадывая грядущие революционные потрясения и считая одной из главных опасностей буржуазный либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, Леонтьев проповедовал в качестве организующего принципа государственной и общественной жизни «византизм» — твердую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жёсткое сословно-иерархическое деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульманскими странами, Индией, Тибетом, Китаем) и политической экспансии на Ближнем Востоке как средства превращения России в новый исторический центр христианского мира Леонтьев надеялся затормозить процесс «либерализации» России и уберечь её от революции.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя лит. судьба. Автобиография, в кн.: Лит. наследство, т. 22—24, М., 1935.

Литература: Памяти К. Н. Л., в кн.: Лит. сб., СПБ, 1911; Преображенский П. Ф., А. Герцен и К. Л.,«Печать и революция», 1922, кн. 2; Бердяев H.A., К. Л., Париж, 1926; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; К о l o g г i v o v I. v., Von Hellas zum Mönchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le prevision! di C. Leorit'ev, Venezia, 1957.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Русский писатель, литературный критик и социолог (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Русский религиозный философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Бажов С.И. Участвовал в Крымской войне (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Авдеева Л. P. Европа видится Леонтьеву безнадежно устаревшим, разлагающимся организмом (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Зеньковский В. Писатель, философ и социолог (Большая энциклопедия русского народа).

Бочаров С. Мыслитель и публицист, прозаик, литературный критик (Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. М., 1994. Т. 3).

Соловей Т., Соловей В. Потенциальный революционер (Т. Соловей, В. Соловей. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. М., 2009).

Неравенство почитал за благо (Энциклопедический словарь Русской цивилизации).

Русский философ, писатель, публицист (Энциклопедия "Мир вокруг нас").

Далее читайте:

Леонтьев Константин Николаевич. Византизм и славянство. (Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993).

Ирина РЕПЬЕВА. Возвращение на Афон. (МОЛОКО).

Татьяна БАТУРОВА. К. Н. Леонтьев. Под Покровом Пресвятой Богородицы. 28.12.2011 ("ПАРУС")

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1—9. М.; СПб., 1912—13;

Египетский голубь. М., 1991;

Кто правее? Письма к В. С. Соловьеву. Письмо третье // Наш современник. 1991. № 12.

Цветушая сложность. Избр. статьи. М., 1992;

Восток, Россия и славянство. М., 1996.

Литература:

К.Н.Леонтьев: Pro et contra, кн. 1–2. СПб., 1995.

Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992.

Розанов В. В. Эстетическое понимание истории // Русский вестник, 1892. № 1;

Розанов В. В. Теория исторического прогресса и упадка // Там же. № 2, 3;

Бердяев Н. А. Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926;

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 246-265;

Иваск Ю. Константин Леонтьев (1831-1891). Жизнь и творчество. Берн; Франкфурт-на-Майне, 1974;

К. Н. Леонтьев: pro et contra: В 2 т. Спб., 2002;

Косик В. И. Константин Леонтьев: Размышления на славянскую тему. М.. 1997;

Корольков А. А.. Пророчества Константина Леонтьева. Спб., 1991;

Аггеев К. М. К. Н. Леонтьев как религиозный мыслитель // Труды Киевской духовной академии. 1909. Кн IV-VIII;

Долгов К. М. Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 2007;

Авдеева Л. Р. К. Н. Леонтьев. Пророк или «одинокий мыслитель»? М., 2012;

Gasparmi Е. Le previsioni di Constantino Leont'ev. Venezia, 1957;

Thaden E. C. Conservative Nationalism in Nineteenth-Century Russia. Seattle, 1964.

Архив:

РФ ГЛΜ, ф. 196, оп. 1.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС