Патрици Франческо
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Патрици Франческо

1529-1597

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Франческо Патрици

Патрици (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итальянский гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном сочинении «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органиченной целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органической связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божественным всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) Патрици в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость «божественным безумием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемических сочинений против аристотеликов и др.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975.

Литература: Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. Α., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; K r i s t e l l e r P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.


Патрици (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Кресе в Далмации – февраль 1597, Рим) – итальянский натурфилософ-платоник эпохи Возрождения. Происходил из знатной хорватской семьи. С детства много путешествовал, изучал в Падуе и Ингольштадте богословие и медицину, занимался книготорговым делом, издавая в т. ч. описания неведомых стран. С 1570 года – придворный философ герцога Феррарского и профессор платонической философии, позже перебрался в Рим, где ему покровительствовал папа Климент VII, его бывший ученик. Литературное наследие разнопланово: комментарии к лирике Петрарки, переводы сочинений Прокла и Иоанна Филопона, трактаты и диалоги о политике, поэтике, истории, военном искусстве, а также собственно философские труды «Перипатетические дискуссии» (1572 и 1581), «Новая философия Вселенной» (Nova de universis philosophia, 1591) и неоконченный диалог «Любовная философия». Подобно своему современнику Пьеру де ля Раме, Патрици выступил против безоговорочного признания авторитета Аристотеля в философии. Доказывая нерасторжимую связь всех вещей, он приходил к пантеистическому выводу о тождестве Бога (в качестве Всеединого) и мира. Соответственно, догмату о творении мира во времени «из ничего» Патрици предпочел неоплатоническую теорию эманации, объяснявшую и бесконечность мира, и его одушевленность в целом и во всех частях. В развиваемой Патрици метафизике света свет выступает как эманация, он все поддерживает, соединяет и различает. Всеединство Вселенной, первоначало, единое, благо, Бог тождественны; Бог повсюду и нигде. Бесконечная Вселенная включает в себя бестелесный божественный свет, переходящий в свет физического мира, все тела которого состоят из пространства, света, тепла и потока. Поток тождествен непрерывно изменчивой и движущейся материи, которая есть причина формы. Мир – откровение вечного божественного духа. В основе этики Патрици лежит учение о «филавтии», любви к самому себе, свойственной, как доказывал философ, всем сущностям и даже самому Богу.

О.Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 213-214.


Франческо Патрици. Последователь Телезио Франческо Патрици (1529—1597), сочинения которого также попали в индекс осуждённых книг, напоминает Кардано своей склонностью к пантеистической фантастике в духе платоновской «мировой души». Материалистическая тенденция Патрици выражается в том, что природа для него не отрицательное начало, искажающее духовную субстанцию мира, как у платоников, а, наоборот, высшее, наиболее полное и живое воплощение божественного разума.

Основная проблема философии Патрици — единство мира. Он понимает диалектическую связь единичного и всеобщего, конечного и бесконечного в природе. Сама идея бесконечности материального мира, которую твердо высказывает Патрици, считалась в эту эпоху опасной ересью. Патрици старался подтвердить её астрономическими соображениями. Как и Телезио, он принимает учение Коперника.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 142.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический указатель).

Сочинения:

De rerum natura. Ferrara, 1587;

L’amorosa filosofia. Firenze, 1963;

в рус. пер.: Любовная философия. – В кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М., 1981, с. 377–413;

Поэтика. Декада спора. – Там же, т. II. М, 1981, с. 123–171.

Литература:

Горфункель Л.X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977;

Brickman В. An introduction to Francesco Patrizi’s «Nova de universis philisophia». N. Y., 1941.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС