Шанкара
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шанкара

788—820

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Шанкара

Шанкара 1) также Ади-Шанкара (т. е. Изначальный Шанкара, в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачарья (788—812 годы н. э.) — величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и главный представитель и классик направления адвайта-веданты в философии. Брахман родом из Кералы, учился в традиции Гаудапады, рано принял монашество (санньясу). Обошел всю Индию, выступая в многочисленных диспутах и побеждая сторонников иных даршан; обратил в веданту в том числе великого философа мимансы Мандана Мишру, учредил четыре монастыря (матха): в Гималаях (Бадринатх) в Пури на востоке, в Карнатаке (Шрингери) — на юге, в Двараке на западе Индии. Основал, наподобие буддистского монашества, 10 орденов санньясинов, 5 из которых сохранились. Блестящий философский писатель с превосходным стилем, мощный полемист, не всегда беспристрастный в своем отношении к буддийской философии, хотя и упрекаемый ортодоксами в «скрытом буддизме». Главные произведения: комментарии на «Брахма-сутры», 11 старших упанишад, «Бхагавадгиту»; великолепные религиозные философские поэмы «Вивекачудамани» («Жемчужина различения»), «Атмабодха» («Постижение самости»), «Апарокшанубхути» («Незаочное постижение»), «Анандалахари» («Волна блаженства» — тантрический текст); гимны Шиве и др. Многие произведения, приписываемые Шанкаре, в действительности принадлежат главам ведантистских орденов.

2) Шанкара — «Дающий благополучие», «Благостный» — один из эпитетов Шивы.

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 456.

Шанкара (Sankara) — индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта. В западной исследовательской традиции долгое время держалась датировка К. П. Тиле, относившего время жизни Шанкары к 788—820; однако в последнее время датировка сместилась к 7 — началу 8 в. Шанкара родился в селении Калади в Керале; в индийской агиографической литературе он считается воплощением самого Бога Шивы. Еще в детстве приняв обеты бродячего аскета-санньясина, Шанкара начинает свою литературно-философскую деятельность под руководством учителя Говинды. К предшественникам Шанкары традиция причисляет Гаудападу, автора трактата «Мандукья-карики», учителей Бхартрипрапанчу и Сундарапандью, а также отчасти грамматиста Бхартрихари.

Основные труды: Комментарий («Бхашья») на «Брахма-сутры» Бадараяны, комментарии к основным Упанишадам, Комментарий к «Бхагавадгите», трактаты «Упадеша-сахасри» («Тысяча учений»), «Вивека-чудамани» («Жемчужина различения»), «Атма-бодха» («Пробуждение Атмана»), стихотворные циклы «Дакшинамурти-стотра» («Восхваление благодатного [Шивы]»), «Шивананда-лахари» («Волна блаженства Шивы») и др. В традиционном сознании сущность учения Шанкары выражена в популярном санскритском стихе: «Брахман — истина, мир — ложь, душа неотличима от Брахмана». В целом адвайта Шанкары оказалась первой вполне оформленной и наиболее влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на тексты Священного Писания, Шанкара предлагает собственную интерпретацию отношений между Богом и миром; он стремится прежде всего примирить речения Упанишад о Брахмане как источнике вселенной с не менее авторитетными речениями о его неизменности. Согласно Шанкаре, Брахман — это высшая и единственная реальность; он не просто един — с точки зрения «высшей истины» (парамартхика) с ним никогда ничего не происходило, а все многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе, или «космической иллюзии». Майя — это творящая сила (шакти), или своего рода оборотная сторона самого Брахмана; в своем гносеологическом аспекте майя тождественна авидье, или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало, или Атман, каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману. Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекращение сансарного цикла перерождений возможно лишь как возвращение ее к Брахману как чистому знанию. Шанкара был не только философом-теоретиком, но и выдающимся религиозным деятелем, талантливым проповедником своего учения. Многочисленные агиографии повествуют о «дигвиджае» Шанкары, т. е. о «завоевании сторон света» — о странствиях адвайтиста, во время которых он участвовал в публичных диспутах и обращал в свою веру множество сторонников. Хотя упадок неортодоксальных учений в Индии начался еще до рождения адвайтиста, традиция связывает именно с именем Шанкары окончательное вытеснение буддизма из страны. Шанкара реформировал, а точнее, заново создал монастырскую организацию индуизма, во многом взяв за образец буддийскую сангху. В жизнеописаниях Шанкары перечислены десять основанных им индуистских монастырей и десять монашеских орденов аскетов-санньясинов; четыре из этих монастырей — в Шрингери, Канчи, Двараке и Пури — сохраняют свое значение и по сей день.

H. В. Исаева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 374.

Шанкара (кон. 8—9 вв.; традиц. даты 788—820 маловероятны), индийский мыслитель, ведущий представитель веданты, создатель системы религ.-филос. умозрения индуизма; религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. Родился в Малабаре. Учился у Говинды, ученика Гаудапады. Главные труды: комментарии к «Брахма-сутре» («Веданта-сутре») Бадараяны, к 11 упанишадам, к «Бхагавадгите», а также «Упадешасахасри», «Вивека-чудамани», «Атмабодха» и других. В условиях, когда традиционное индийское умозрение, укоренённое в Ведах, было сильно поколеблено буддизмом, Шанкара создал последовательно монистическую систему — адвайта-веданту.

По Шанкаре, единая и всепроникающая реальность — брахман (бог), им пронизано всё и он есть всё. В субъективном аспекте душа, «Я», атман, выступает как бог, как бесконечное сознание (джняна), ведущее к блаженству (ананда) от слияния познающего (атман), познаваемого (брахман) и познания. Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества, являющейся отражением божественной свободы воли. Майя — это иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Незнание (авидъя, аджняна) препятствует постижению единого брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Отрицая реальность изменений, Шанкара объясняет их видимостью. Точно так же нереален, по Шанкаре, и эмпирический мир, хотя он и объективен, ибо за любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (брахман). Равновесие между максималистской программой монизма и плюрализмом опытных данных достигается Шанкарой путём последовательного различения эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и с помощью правил перехода от одной точки зрения к другой, приводящих к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т. п.), которые суть функции человеческого незнания. Путь знания (джняна-марга) ведёт, по Шанкаре, к преодолению авидьи и освобождению: пребывая в собственном теле и продолжая жить в мире, человек становится свободным и от тела, и от мира. Система Шанкары завершается учением об имманентном божестве, творящем мир (сагуна брахман), о трансцендентном божестве, лишённом признаков (ниргуна брахман), и о спасении (мокша), достигаемом не уничтожением «Я», а осуществлением бесконечности и абсолютности этого «Я», осознанием его «сверх-эмпиричности» и единосущности брахману, что приводит к освобождению от зависимости ещё при жизни (дживанмукти), прекращению повторных рождений и бессмертию.

Универсальный характер философии Шанкары, сочетание напряжённого интеллектуализма с постоянным вниманием к миру опыта обусловили её исключительное место в истории индийской мысли; она учитывалась всеми последующими истолкователями веданты (Рамануджа, Мадхва, Валлабха, Нимбарка и др.) и образует один из существенных компонентов религиозно-философских концепций современной Индии. Труды Шанкары положили начало многочисленным комментариям внутри веданты: «Панчападика» Падмапады, ученика Шанкары, а также «Бхамати» Вачаспатимишры (9 век), «Виварана» Пракашатмана (около 1100), «Кханданакхан-да-кхадья» Шрихарши (12 век), «Панчадаши» Видья-раньи (14 век) и другим. Шанкара повлиял и на многие неведантистские направления индийской мысли; с деятельностью его связывают победу учений, исходящих из Вед, над буддизмом, вскоре после Шанкары вытесненным из Индии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Upanishads and Sri Sankara's commentary, v. 1—5, Madras, 1898—1901; Srimad bhagavad-glta with the commentaries, ed. W. Laxman, Bombay, 1912; Select works of Sri Sankara-charya, Madras, 1947; Prolegomenes au Vedanta, ed. L. Renou, P., 1951; Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brah-masutras, ed. by V. H. Date, v. 1—3, New Delhi, 19732; в рус. пер.— Атмабодха, в сб.: Идеологии, течения совр. Индии, М., 1965 (пер. А. Я. Сыркина).

Литература: Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Исаева Н. В., Полемика Ш. с неортодоксальными учениями в коммент. на «Брахма-сутры», «ВДИ», 1979, № 4, с. 126—52; Glase-n a p p H. v., Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Untersuchungen über Texte des frühen Advaitaväda, Mainz — Wiesbaden, 1951; его же, Vivarta, Wiesbaden, [1953]; S e n H. K., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; M e-n o n Y. K., Allen R. F., The pure principle. An introduction to the philosophy of Shankara, East Lansing, 1960; К a r-markar R. D., Sankara's Advaita, Dharwar, [1966]; M a r-tin-Dubost P., gankara et le Vedanta, P., [1973]; D a s-g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; см. также лит. к статьям Веданта, Адвайта-веданта.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Индии (биографический указатель).

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

Сочинения:

Snsankara-granthaval T. Madras, 1978—83;

Brahma-sQtra-bhasya, transl. by Swami GambhTrananda. Calcutta, 1972;

Eight Upanisads. With the Commentary of Sankara, transl. by Swami GambhTrananda. Calcutta, 1956;

Glta in Sankara's Own Wfords, transl. into english by V. Panoli, v. 1-4. Madras, 1979.

Литература:

Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983;

Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991;

Deussen P. Das System des Vedanta, nach den Brahma-Sutras des Badarayana und dem Commentare des Cankara uber dieselben als ein Compendium der Dogmatik des Brahmanismus vom Standpunkte des Cankara aus dar- gestellt. Lpz., 1883;

Max von Walleser. Die altere \fedanta. Hdlb., 1910;

Ghate V. S. Le Vfedanta: etude sur les BrahmasQtras et leurs cinq commentaires. P., 1918;

Lacombe O. L'Absolu selon le Vedanta. P., 1937; Devanandan P. D. The Concept of Maya. L., 1950;

Hacker P. Untersuchungen uber Texte des friihen Advaita-vada, Bd 1. Die Schiiler Sankaras.— «Akademie der Wissenschaften und der Literatur» (Wiesbaden), 1950, N 26, S. 1907-2072;

MahadevanN. M. P. Hymns of Sankara. Madras, 1970;

Halbfass W. Kumarila and Sankara. Reinbek, 1983.

Карты:

Индия в VI - нач. VIII вв.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС