Ширяев Борис Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Ширяев Борис Николаевич

1889-1959

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Борис Николаевич Ширяев

Ширяев Борис Николаевич (27.10[7.11].1889—17.04.1959), писатель, публицист. Родился в Москве. Происходил из семьи крупного помещика. Закончил историко-филологический факультет Московского университета, учился в Геттингенском университете (Германия), потом окончил в России Военную академию. Участник первой мировой войны; дослужился до звания штабс-капитана. В 1917—1920 годы несколько раз арестовывался большевиками, был приговорен к расстрелу. В 1922 году смертная казнь была заменена на 10 лет заключения в недавно созданном в Соловецком монастыре концентрационном лагере. Здесь наряду с каторжными работами участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», где в 1925—1926 годы опубликовал повесть «1237 строк» и несколько стихотворений: «Соловки», «Диалектика сегодня», «Туркестанские стихи» и др. Вместе с В. Н. Глубоковским (писателем, актером, узником Соловков) Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником тиражом 2000 экземпляров.

В 1929 заключение было заменено ссылкой на 3 года в Среднюю Азию, где Ширяев работал журналистом. По возвращении в 1932 в Москву Ширяев был снова арестован и сослан на 3 года в слободу Россошь (Воронежская область). Затем вплоть до 1942 года жил в Ставрополе и Черкесске, преподавал русский язык и литературу в педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны был редактором ставропольской газеты «Утро Кавказа», во время отступления гитлеровских войск попал через Берлин в Белград, где издавал газету для казачьих отрядов. В февр. 1945 Ширяев выезжает в Италию и основывает там новый русский печатный орган. Здесь он остался после окончания войны, оказавшись на некоторое время в лагере для перемещенных лиц («Ди-Пи»). Он пишет прозу и литературоведческие статьи, публикуется в журналах «Возрождение» и «Грани». «Ширяев не получил религиозного воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру, а в Италии пришел к католической церкви» (Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988).

Первые 3 книги Ширяева — «Ди-Пи в Италии» (1952), «Я человек русский» (1953) и «Светильники Русской Земли» (1953) вышли в Буэнос-Айресе, где жил его единомышленник и «сосиделец» по Соловкам И. Л. Солоневич; теория «Народной монархии» Солоневича вдохновляла и Ширяева. В статье «Тропинки и путь» Ширяев писал: «Идея Российской Народной Монархии — не “экспортный товар”. Она выношена всей жизнью многоплеменной русской нации, и я не представляю себе ни одного другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для этого нужно иметь Дух Российской Нации: ее религию, ее историю, ее величие, ее падение, ее скорби, ее радости — ее трагический величавый путь во времени и пространстве» («Наша страна» [Буэнос-Айрес]. 1951. 9 февраля).

Наиболее известное произведение Ширяева — «Неугасимая лампада» — одно из первых художественно-исторических описаний трагедии Соловков 20-х. Автор обозначил время и место работы над книгой: Соловки, 1925 — Капри, 1950. Она была издана в 1954 в Нью-Йорке, а к российскому читателю пришла в 1991. Творческий замысел в «Неугасимой лампаде» на протяжении четверти века претерпел существенное изменение. Во время работы на Соловках и в Ср. Азии мысль автора была сосредоточена на безмерных мучениях человека-узника, на проблеме зла («Я писал тогда о слезах и крови, страдании и смерти. Только о них»). Позднее, уже после второй мировой войны, всматриваясь в ушедшее, писатель открывал для себя в прошлом новые глубины духовной жизни: «Давняя несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного тумана, ибо дух свободен и вечен».

«Неугасимая лампада» состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Страшна окружающая действительность, но Ширяев показывает людей — реальных лиц из разных сословий (напр., «фрейлину трех императриц» и др.), противостоящих тотальному насилию, сохраняющих веру и совершающих подвиг служения страдающим ближним. В книге нераздельно сливается реальное и легендарное. Ширяев использует соловецкие легенды, которые, по его мнению, «несут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифе»; а услышанные Ширяевым устные рассказы открывают красоту и богатства родного языка. Легенда об «Уренском царстве», написанная в форме сказа, которым блестяще владел автор, повествует о судьбе простого костромского крестьянина, в годы революционного лихолетья избранного местными жителями царем и до конца пронесшего мученический венец этого избрания. Завершает книгу описание трагедии 1945 в Линце (Австрия), где союзники выдали органам СМЕРШа русских казаков и членов др. воинских антикоммунистических формирований. Повествование Ширяева посвящено художнику М. В. Нестерову, сказавшему автору перед его отправкой на Соловки: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Религиозная идея отразилась в концепции книги, в названиях отдельных частей. «С образом Неугасимой лампады связан у автора образ Китежской Руси, то есть Руси потаенной, ушедшей в глубину, но которой суждено воскреснуть и воспрянуть. А пока она проявляется во всем, где есть крест и страдание» (Г. Русский).

Ширяевым также написаны повести «Последний барин» (1954), «Ванька-Вьюга» (1955) (о дореволюционной России), «Овечья лужа» (1952) и во многом автобиографический роман «Кудеяров дуб» (1958), в котором поднимается больная проблема судьбы русского патриота, ради пользы своего народа готового сотрудничать с немцами. Исследование Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» издано уже после смерти автора.

П. Паламарчук, А. Филатова

Использованы материалы Большой энциклопедии русского народа.


Ширяев Борис Николаевич [27.10(7.11).1889, Москва — 17.4.1959, Сан-Ремо, Италия] — прозаик, публицист.

Происходил из семьи крупного помещика. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, учился в Геттингенском университете (Германия), потом окончил в России Военную академию. Участник Первой мировой войны; дослужился до звания штабс-капитана. В 1917-20 несколько раз арестовывался большевиками, был приговорен к расстрелу. В 1922 смертная казнь была заменена на 10 лет заключения в недавно созданном в Соловецком монастыре лагере. Здесь наряду с каторжными работами участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», где в 1925-26 опубликовал повесть «1237 строк» и несколько стих.: «Соловки», «Диалектика сегодня», «Туркестанские стихи» и др. Вместе с В.Н.Глубоковским (писателем, актером, узником Соловков) Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником тиражом 2000 экземпляров.

В 1929 заключение было заменено ссылкой на 3 года в Среднюю Азию, где Ширяев работал журналистом. По возвращении в 1932 в Москву Ширяев снова был арестован и сослан на 3 года в слободу Россошь (Воронежская обл.). Затем вплоть до 1942 жил в Ставрополе и Черкесске, преподавал русский язык и литературу в педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны был редактором ставропольской газеты «Утро Кавказа», во время отступления гитлеровских войск попал через

Берлин в Белград, где издавал газету для казачьих отрядов. В феврале 1945 года Ширяев уезжает в Италию и основывает там новый русский печатный орган. Здесь он остался после окончания войны, оказавшись на некоторое время в лагере для перемещенных лиц (Ди-Пи). Он пишет прозу и литературоведческие статьи, публикуется в журналах «Возрождение» и «Грани». «Ширяев не получил религиозного воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру, а в Италии пришел к католической церкви» (Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988. С.856).

Первые три книги Ширяева — «Ди-Пи в Италии» (1952), «Я человек русский!» (1953) и «Светильники Русской Земли» (1953) — вышли в Буэнос-Айресе, где жил его единомышленник и «сосиделец» по Соловкам И.Л.Солоневич; теория «Народной монархии» Солоневича вдохновляла и Ширяева. В статье «Тропинки и путь» Ширяев писал: «Идея Российской Народной Монархии — не "экспортный товар". Она выношена всей жизнью многоплеменной русской нации, и я не представляю себе ни одного другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для этого нужно иметь Дух Российской Нации: ее религию, ее историю, ее величие, ее падение, ее скорби, ее радости — ее трагический величавый путь во времени и пространстве» (Наша страна. Буэнос-Айрес. 1951. 9 февр.).

Наиболее известное произведение Ширяева — «Неугасимая лампада» — одно из первых художественно-исторических описаниё трагедии Соловков 1920-х. Автор обозначил время и место работы над книгой: Соловки, 1925 — Капри, 1950. Она была издана в 1954 в Нью-Йорке, а к российскому читателю пришла в 1991. Творческий замысел в «Неугасимой лампаде» на протяжении четверти века претерпел существенное изменение. Во время работы на Соловках и в Средней Азии мысль автора была сосредоточена на безмерных мучениях человека-узника, на проблеме зла («Я писал тогда о слезах и крови, страдании и смерти. Только о них»). Позднее, уже после Второй мировой войны, всматриваясь в ушедшее, писатель открывал для себя в прошлом новые глубины духовной жизни: «Давняя несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного тумана, ибо дух свободен и вечен».

«Неугасимая лампада» состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на соловецкой каторге. Страшна окружающая действительность, но Ширяев показывает людей — реальных лиц из разных сословий (например, «фрейлину трех императриц» и др.), противостоящих тотальному насилию, сохраняющих веру и совершающих подвиг служения страдающим ближним. В книге нераздельно сливается реальное и легендарное. Ширяев использует соловецкие легенды, которые, по его мнению, «несут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифе»; а услышанные Ширяевым устные рассказы открывают красоту и богатство родного языка. Легенда об «Уренском царстве», написанная в форме сказа, которым блестяще владел автор, повествует о судьбе простого костромского крестьянина, в годы революционного лихолетья избранного местными жителями царем и до конца пронесшего мученический венец этого избрания. Завершает книгу описание трагедии 1945 в Лиенце (Австрия), где союзники выдали органам СМЕРШа русских казаков и членов других воинских антикоммунистических формирований. Повествование Ширяева посвящено художнику М.В.Нестерову, сказавшему автору перед его отправкой на Соловки: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Религиозная идея отразилась в концепции книги, в названиях отдельных частей. «С образом Неугасимой лампады связан у автора образ Китежской Руси, то есть Руси потаенной, ушедшей в глубину, но которой суждено воскреснуть и воспрянуть. А пока она проявляется во всем, где есть крест и страдание» (Русский Г.- С.416).

Ширяевым также написаны повести «Последний барин» (1954), «Ванька-Вьюга» (1955) (о дореволюционной России), «Овечья лужа» (1952) й во многом автобиографический роман «Кудеяров дуб» (1958), в котором поднимается больная проблема судьбы русского патриота, ради пользы своего народа готового сотрудничать с немцами. Исследование Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» издано уже после смерти автора, в 1960; глава «Возрождение духа. С.Есенин» опубликована в книге: Русское зарубежье о Есенине. М., 1993. Т.2. С.142-149.

П.Г. Паламарчук,
А.И. Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 722-723.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Ди-Пи в Италии. Буэнос-Айрес, 1952;

Я человек русский! Буэнос-Айрес, 1953;

Светильники Русской Земли. Буэнос-Айрес, 1953;

Современная российская интеллигенция: статья. Мюнхен, 1955;

Кудеяров дуб. Франкфурт-на-Майне, 1958;

Религиозные мотивы в русской поэзии. Брюссель, 1960;

Неугасимая лампада. М., 1991, 1998, 2000.

Литература:

Савельев П. (Казанцев Ю.). Писатель-монархист // Наша страна. Буэнос-Айрес. 1989. 4 нояб.;

Русский Г. Правда и легенда соловецкая // Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991;

Беляев С.А. [Предисл.] // Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991;

Путь к спасению. Беседа с русским писателем Олегом Волковым. Наш современник. 1991. №4;

Лапков Е. Встречи с Борисом Ширяевым // Наша страна. 1994. 21 мая;

Лапков Б. Читая Ширяева // Наша страна. 1994. 12 нояб.;

Филатова А.И. Б.Н.Ширяев и его «Неугасимая лампада» // Гумилевские чтения: Материалы литературной конференции филологов-славистов. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. СПб., 1996;

Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 2000. Т.VI. С.515-520.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС