Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих

1772–1829

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Карл Вильгельм Фридрих Шлегель

Шлегель (Schlegel), Фридрих (1772-1829)— немецкий философ, критик, писатель, языковед. Учился в Гёттингене и Лейпциге. В 1798-1800 гг. в Йене вместе с братом А. В. Шлегелем издавал романтический журнал «Athenaeum». Был ведущим теоретиком йенского кружка романтиков. В 1808 г. перешел в католицизм. Шлегель создал одно из основных понятий романтизма — понятие иронии, которое является у Шлегеля онтологическим и одновременно гносеологическим принципом.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 518.


Шлегель Фридрих (1772—1829) — немецкий философ, критик, писатель, языковед, теоретик романтизма. Вместе со своим братом Августом Вильгельмом Шлегелем (1767—1845) разработал программные положения йенского кружка романтиков (его орган — журнал «Атеней», 1798—1800). Подвергая критике культуру нового времени, выдвинул идею создания мифологии, наподобие античной, древнеиндийской, в которой преодолевалась бы «расколотость» современного сознания и органически сливались бы воедино наука, философия, искусство, религия. Именно с помощью такой целостной, устремленной «к бесконечному универсуму» культуры может быть осуществлено, по его мнению, и эстетическое преображение действительности и самого человека в духе гармонии и красоты. В творческом процессе особую роль, полагал он, играет ирония как форма «указания на бесконечность», снятия всего застывшего и ограниченного. Если в своем раннем творчестве Шлегеля рассматривал приверженность романтическому идеалу культуры как своеобразную религию «бесконечного», то в поздних произв. обратился к принципам христианского спиритуализма, считая, что лишь при постижении «божественной жизни» становится возможной целостность духовной жизни человека. Основные сочинения: «О философии» (1799), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» (1800), «Философия жизни» (1828), «Философия истории» (1829), «Философия языка и слова» (1830).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 526-527.


Шлегель (Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму.

Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавершимости всякого творчества. "Пока не найдена единственно истинная система... систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины". Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как "золотым веком" единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти "эстетическая революция", очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к "объективной красоте" и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое Ш. и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия "поэзия", "классическое", "романтическое" и др. Bторой период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой "величие индивидуальности" превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий "ирония", "рефлексия", "цинизм", "либеральность", "игра", "остроумие". Центральным в этом списке является понятие иронии (см. Ирония, Романтизм). Ирония как форма "указания на бесконечность" является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом.

Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. "Иронична" природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, "...внутри которого возросло и созрело мироздание". Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе - "трансцендентальной поэзии", где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это "соединение двух абсолютов - абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности". Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взглядов Ш. во многом конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира.

Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как "сотворчество", ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как "жизни жизни", как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. "Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического". Но любовь - не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. "всякое конечное я - это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой". Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие "чувство" как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в "Философии жизни" (1828), "Философии истории" (1829) и "Философии языка и слова" (1830).

По Ш., "эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью... Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм... недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права..." В целом философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: "романтизм - падавшее христианство" и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

И.М. Наливайко

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Шлегель (Schlegel) Фридрих (10 марта 1772, Ганновер — 12 января 1829, Дрезден) — немецкий философ, критик, филолог, историк культуры, писатель, один из теоретиков романтизма. Учился в Ганноверском и Лейпцигском университетах, изучал право, философию и литературу. С 1773 занимается литературной деятельностью. Публикует труды по древнегреческой поэзии. В разные годы знакомится с Фихте, Гёте, Гердером, Виландом, Шеллингом, Якоби, Баадером, Тиком, дружит с Новалисом и Шлейермахером. Вместе с братом — А. В. Шлегелем издавал журнал «Атеней». Был редактором журналов: «Европа», «Немецкий музей», «Concordia», газеты «Osterreichische Zeitung». Изучал восточные языки. Читал лекции по истории, литературе, философии, лингвистике. Из изучения школ древнегреческой поэзии Шлегель постигает диалектику ее развития, ее этапы: возвышенная красота — совершенство — роскошь и элегантность — варварство. Древняя история являет собой «естественную историю нравственного и духовного человека». Изучение греков и римлян — это школа гуманности, оно имеет безусловную ценность для всего человечества. Сочинение Шлегеля «Об изучении греческой поэзии» (Uber das Studium der Griechischen Poesie, 1795—96) называли «программой немецкого романтизма»; здесь он формулирует основополагающие понятия «естественной» и «искусственной» культуры, «эстетической революции» и др. Он подчеркивает всемирно-историческое значение греческой культуры — этой «вершины естественной культуры», которая «остается поэтому высшим прообразом художественного развития всех времен» (Эстетика. Философия. Критика, т. 1. М., 1983, с. 145). Шлегель разрабатывает важнейшие для романтизма понятия «гений», «ирония» («ирония — форма парадоксального. Парадоксальное все хорошее и великое одновременно».— Там же с. 283), «юмор» («юмор имеет дело с бытием и небытием, и его подлинную сущность составляет рефлексия».— Там же, с. 308). «Французскую революцию», «Наукоучение» Фихте и «Вильгельма Мейстера» Гёте Шлегель считает величайшими тенденциями своей эпохи (там же, с. 300). Шлегель исследует генезис древнегреческой, римской, немецкой, французской, испано-португальской литературы и анализирует специфические особенности различных жанров (трагедия, комедия, эпос, лирика, драма). В «Развитии философии в двенадцати книгах» (1804—06) Шлегель анализирует различные типы философии и приходит к выводу о несостоятельности эмпиризма, материализма, скептицизма и пантеизма в силу противоречивости их первоначал, тогда как интеллектуальный дуализм, идеализм и реализм находятся, по его мнению, на пути к истинной философии (там же, т. 2. М., 1983, с. 139), под которой он понимает «определенное и глубоко укорененное познание высшего существа и всех божественных вещей» (там же, с. 223), или «философию самой жизни» (там же, с. 226). В «Философии жизни» (Philosophie des Lebens, 1828) в качестве подлинного предмета философии предстает «внутренняя духовная жизнь... во всей полноте» (там же, с. 336). Идеи Ф. Шлегеля оказали большое воз-действие на последующее развитие европейской эстетики, фи-лософии и культуры.

К. M. Долгов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 389.


Шлегель (Schlegel) Фридрих (10.3.1772, Ганновер,— 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х годов, написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т. п. («Об изучении греческой поэзии» — «Über das Studium der Griechischen Poesie», 1795—96). В конце 90-х годов сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков (журнал «Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798—1800). Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличие от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей мир, устремлённой к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию [прообраз такого слияния Шлегель видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии («Разговор о поэзии» — «Gespräch über die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе Шлейермахера раннеромантический идеал культуры истолковывается Шлегелем как пантеистическая религия «бесконечного» («Письмо о философии» — «Brief über die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen», 1799). Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума» — два полюса в картине мира у Шлегеля, 1799—1800 («идеал-реализм» как соединение Фихте и Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать в застывших понятиях, его можно только «открывать и созерцать» в символах — художественных образах и философских идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения («пойетического разума»), созидающего символы.

В кёльнских лекциях по философии (1804—1806) — первом систематическом изложении идей Шлегеля — мир предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из которых — только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это лишь некое «протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватывающую критику философских систем, или типов мировоззрений, каждое из которых (материализм, скептицизм, пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в «последовательном развитии» мировой философии.

После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой литературы» (Bd l—2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х годов сменились в 1810—1820-х годах консервативно-романтическим идеалом «истинной империи», олицетворяемой австрийской сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни» («Vorlesungen über die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesungen, insbesondere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философской системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д. ). Шлегель — один из основоположников нем. санскритологии и сравнительного языкознания («О языке и мудрости индийцев» — «Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).

Ю. H. Попов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler . a.), Bd 1 — 14, 18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.— Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем. романтизма, Л., 1934, с. 169—210.

Литература: Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в Германии, Л., 1973; Enders C., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels philosophische Entwicklung, Bonn, 1939; Anstett J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff, Müncli., 1971.


Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих (Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von) (1772–1829), немецкий критик, философ, филолог и поэт. Брат А.В.Шлегеля. Родился в Ганновере 10 марта 1772. Учился в Гёттингене и Лейпциге, опубликовал сборник эссе Греки и римляне (Die Griechen und Romer, 1797) и Историю поэзии греков и римлян (Geschichte der Poesie der Griechen und Romer, незаконч., 1798).

Характеристики и критические очерки (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1–2, 1801) стали образцом новой романтической критики, которая видела первоочередную задачу критика не в том, чтобы судить по априорным критериям, но понять и интерпретировать как само произведение, так и творческую индивидуальность автора. В ведущем периодическом журнале романтиков «Атенеум» (тт. 1–3, 1798–1800), который, собственно, был его детищем, Шлегель кратко сформулировал новые взгляды на литературу, искусство, философию и религию.

Незаконченный экспериментальный роман Люцинда (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935), иногда порицаемый как манифест романтической «аморальности», обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М. Мендельсона, 1729–1786), на которой он женился в 1804.

В 1802 Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы «Европа» (1803–1805) и «Поэтический дневник» (1805–1806). В 1808, приняв католичество, он переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой.

Эпохальный труд Шлегеля О языке и мудрости индейцев (Von der Sprache und Weisheit der Inder, 1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат. В венский период Шлегель читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами, – О новой истории (Uber die neuere Geschichte, 1811); История древней и новой литературы (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1–2, 1815), ставшая вехой в истории мировой литературы; Философия жизни (Philosophie des Lebens, 1828) и Философия истории (Philosophie der Geschichte, тт. 1–2, 1829). Растущий консерватизм Шлегеля ярко проявляются в издаваемых им влиятельных журналах; он даже переработал многие свои прежние работы, примиряя их с католицизмом. Последний цикл лекций, читанный в Дрездене и опубликованный в 1830 под названием Философия языка и слова (Philosophie der Sprache und des Wortes), оборвала смерть Шлегеля, последовавшая 11 января 1829.

Фридрих Шлегель был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной «истории идей», или «истории духа» (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Далее читайте:

Мифологическая школа - научное направление , возникшее в эпоху романтизма.

Сочинения:

Samtliche \Vferke, Bd. 1 — 10. Wien, 1822—25;

Kritische Friedrich Schlegel Ausgabe, Bd. 1-35. Miinch.-Paderborn-Wien, 1958-80; в рус. пер.: История древней и новой литературы, т. 1—2. СПб., 1829— 30;

Эстетика. Философия. Критика, т. 1—2. М., 1983.

Литература:

Wirz L. Friedrich Schlegels philosophische Entwicklung. Bonn, 1939;

Anstett J.-J. La pensee religieuse de Fr. Schlegel. P., 1941;

Prang H. Die romantische Ironie. Darmstadt, 1972.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика, тт. 1–2. М., 1983

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС