Штраус Давид Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Штраус Давид Фридрих

1808-1874

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Давид Фридрих Штраус

Штраус (Straus) Давид Фридрих (27 января 1808, Людвигсбург — 8 февраля 1874, там же) — немецкий философ и теолог, представитель Тюбингенской школы историко-критического исследования христианства. Его книга «Жизнь Иисуса» (Das Leben Jesu, 1835—1836) положила начало левогегельянскому движению. Штраус отрицал историческую достоверность Евангелий, он рассматривал их как результат мифотворчества. Иисус — историческая личность, с точки зрения Штрауса, — имеет мало общего с мифологическим Христом веры. Позднее Штраус занимался созданием «новой веры», базирующейся на философских знаниях («Старая и новая вера» — Der alte und der neue Glaube, 1872) и представляющей собой разновидность пантеизма. Он подверг критике догматическую теологию. Штраус пришел к выводу, что перевод религиозных представлений на язык философских понятий, предпринятый им, может быть достигнут лишь посредством выявления содержания веры и признания того, что все исторические формы выражения церковной веры неприемлемы. Поэтому современный образованный человек нуждается в новой религии, отвечающей его запросам и критериям научности. Эта религия основывается на чувстве человеческой зависимости от мирового целого и выражает по отношению к универсуму тот пиетет, который «старая вера» питала по отношению к своему богу. Ф. Ницше подверг «новую веру» Штрауса критике как проявление «филистерского оптимизма» тех свободомыслящих, которые веруют в «идеал» и хотят «улучшить» человечество по собственному образцу (Несвоевременные, 2).

В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 399.


Штраус (Strauss) Давид Фридрих (27. 1. 1808, Людвигсбург, — 8. 2. 1874, там же), немецкий теолог и философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции 1848—1849 годов Штраус отстаивал принципы конституционной монархии; после 1866 года национал-либерал, монархист, противник социализма. Сочинение Штрауса «Жизнь Иисуса» (Bd 1—2, 1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907) было «первым произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперёд за пределы ортодоксального гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не отвергая исторической реальности Иисуса Христа, Штраус подверг критике достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и якобы совершённых им сверхъестественных чудесах. Применяя по отношению к Новому завету критерии исторического исследования, Штраус доказывал, что Священное писание является мифологическим, как и вероучения других религий. На поставленный им в сочинении «Христианское вероучение в его историческом развитии и его противоречии современной науке» («Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1—2, 1840—41) вопрос: христиане ли мы?— Штраус отвечал отрицательно. В сочинении «Старая и новая вера» (1872, рус. пер, 1906) Штраус, сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмоциональные корни религиозных верований, таящихся в чувстве человеческой зависимости от природной закономерности. Идеи Штрауса положили начало тюбингенской школе протестантской истории религии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1—12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Ж. Э. Ренаном и Д. Ш. в кн.: Лавелэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896;Чудеса Христа, СПБ, 1907; Вольтер, СПБ, 1909.

Литература: Энгель с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 21, с. 13—15; Zeller Ed., D.F.Strauss..., Bonn, 1874; Ziegler Th., Strauss, T I 1-2, Strassburg, 1908; Levi A., D.F. Strauss, P., 1910.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Жизнь Иисуса, 1907;

Чудеса Христа, 1907;

Старая и новая вера, 1906;

Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Zeller, 12 Bde., 1876—78;

Die christliche Glaubenslehre, 2 Bde., 1840—41;

Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte, 1864.

Литература:

Ницше Ф. Ecce Homo — Соч., т. 2. M., 1990, с. 733-35;

Zeller Е. David Friedrich Strauss in seinem Leben und seinem Schriften, 2 Bde., 1876-78.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС