Тэн Ипполит-Адольф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тэн Ипполит-Адольф

1828-1893

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ипполит-Адольф Тэн

Тэн (Taine) Ипполит Адольф  (1828-1893) — французский философ, историк, искусствовед, психолог, родоначальник культурно-исторической школы в искусствознании и психологии. Исследования. Представитель позитивизма первой «классической» формы, испытал на себе влияние О. Конта. Исходил из допущения о первостепенной роли в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым предпринял попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика — в отличие от морали — должна опираться на то, что создание или восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом. Будучи сторонником ассоциативной психологии, пытался ввести в психологию момент двигательной природы психики. В 1876 г. опубликовал свои «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», где дал последовательное описание освоения речи своей дочерью, на основании чего сделал вывод о соответствии между культурной историей человечества и процессом развития детского мышления.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 616.

Сочинения: Philosophic de l'art, 1865, в рус. пер.: Философия искусства, 1933; Английский позитивизм. СПб., 1866; De intelligence, 1870, в рус. пер.: Об уме и познании. СПб., 1872; Les origines dela France contemporaine. V. 1-6, 1877-1894; Французская философия первой половины XIX века. СПб., 1896; Sa vie et sa correspondance. V. 1-2.

Литература: Cresson A. Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie. P., 1951.


Тэн (Taine) Ипполит-Адольф (21 апреля 1828, Вузье, Арденны — 5 марта 1893, Париж) — французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841—52), преподавал в Невере, в 1864—1869 — профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» — Essai sur Tite-Live, 1856, «Басни Лафонтена» — La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850—60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et d'histoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1—4, 1863—1864, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характе-ром», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophies frangais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De ['intelligence, v. 1—2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свой ственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и поли-тических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1—3, 1876—93, рус. пер., т. 1—5, 1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

M. M. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 120-121.


Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны,—5.3.1893, Париж), французский философ, историк, психолог, эстетик. Тэн испытал влияние античной философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, французского материализма 18 века, особенно Кондильяка, а также французского и английского позитивизма.

В теории познания в центре внимания Тэна природа заблуждения, абсолютное и относительное в познании, критерий истины. В сочинении «Об уме и познании» (v. 1—2, 1870, рус. пер., т. 1—2, 1872) Тэн вслед за Кондильяком развивает материалистическую точку зрения в противовес агностицизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Тэну,— «преодоление галлюцинаций и иллюзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реальным вещам, а потому «наши познания суть факты ...Наша задача — определить, как они рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Тэну, критерий истинности — «взаимная согласованность представлений».

Тэн — родоначальник культурно-исторической школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетический анализ искусства. Наибольшее влияние оказало его сочинение «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в котором искусство рассматривалось как общественное явление. Методологии Тэна присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Тэну, искусство обобщает и выражает «господствующий тип», «типичный характер», воплощающий «наиболее существенные черты эпохи», «дух времени». Тэн призывал художников отражать субстанциональные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетических ценностей, предполагая её существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения искусства, по Тэну, — степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в искусстве). Искусство, по Тэну, не только средство познания истины, но и средство ощущения, чувствования мира, доля эмоционального момента в искусстве велика. Искусство «так же вечно, как и цивилизация».

Социологически ориентированная эстетика Тэна — первая попытка изучения функционирования искусства в общественном организме, хотя Тэн не смог преодолеть идеалистического понимания истории. Основные факторы развития искусства — раса, среда и исторический момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Тэна в установлении причинно-следственной связи между общественным строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

В исторических взглядах Тэна проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он считал «дитём общего возбуждения». В основном историческом труде «Происхождение современной Франции» (v. 1—3, 1876— 1893, рус. пер., т. 1—5, 1907) Тэн нарисовал неприглядный социальный портрет якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал исторического значения Парижской Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sa vie et sa correspondence, v. i—2, P., 1908—144; в рус. пер.— Англ. позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ, 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О методе критики и об истории лит-ры, СПБ, 1896; История англ. лит-ры, т. 5, М., 1904; Путешествие по Италии, т. 1—2, М., 1913—16; Лекции об иск-ве, ч. 1—3, 5, М., 1919.

Литература: Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967; Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976; Lасоmbе P., Taine historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Pages choisies. P., 1909; Philosophie de l'art, v. 1—2. P., 1948; в рус. пер.: Новейшая английская литература в современных ее представителях. СПб., 1876; Философия искусства. М., 1996.

Литература:

Barzellotti С. La philosophie de Н. Taine. P., 1900; AulardA. Taine, historien de la revolution fran?aise. P., 1907; ChevrillonA. H. Taine, formation de sa pensee. P., 1932; Cresson A. H. Taine. P., 1951.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС