Тьерри Огюстен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тьерри Огюстен

1795-1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Огюстен Тьерри

Тьерри (Thierry), Огюстен (10.V.1795 - 22.V.1856) - один из основателей романтического направления во французской историографии; идеолог буржуазии. В 1813 году окончил Высшую нормальную школу, член Академии надписей (1830). В 1814 году стал секретарем К. А. Сен-Симона. В сотрудничестве с Сен-Симоном Тьерри (называвший себя его «приемным сыном») занимался политической публицистикой. После разрыва со своим учителем (1817) Тьерри, стремясь обосновать притязания буржуазии на политическое господство, видя в истории оружие борьбы с реакционным правительством Реставрации, перешел к изучению средневековой Франции. Несмотря на стремление Тьерри отмежеваться от Сен-Симона, его статьи 1817-1821 годов в либерально-буржуазных газетах "Censeur européen" и "Courrier français" (впоследствии дополненные и изданные в сборнике «Письма по истории Франции» ("Lettres sur l'histoire de France", P., 1827) и «Десять лет исторических исследований» ("Dix ans d'études historiques", P., 1835) обнаруживают сильное влияние идей Сен-Симона: история должна быть «биографией массы», а не «биографией власти», ибо главный субъект истории – «народ», противостоящий дворянству; содержание исторического процесса - борьба двух классов: буржуазии и крестьянства (третьего сословия) с привилегированными сословиями дворян и духовенства, выросшая из борьбы «расы» побежденных галло-римлян против завоевателей-франков. В ранний период творчества демократические настроения Тьерри проявлялись в том, что он с гордостью объявлял предками французской буржуазии крепостных, прославлял Жакерию ("Histoire véritable de Jacques Bonhomme", "Censeur Européen", 1820, 12 mai), коммунальные революции 12-13 веков (в которых городское население, боровшееся против феодалов, по мнению Тьерри, представляло собой единое целое), союз национальной монархии Капетингов с городами и крестьянством против феодалов; разрыв этого союза при Людовике XIV сделал, согласно Тьерри, неизбежной буржуазной революцию конце 18 века. Для обоснования своей теории о том, что борьба классов вытекает из борьбы двух рас, Тьерри обратился к истории Англии. В его «Истории завоевания Англии норманнами» ("Histoire de la conquête de L'Angleterre par les Normands", v. 1-3, P., 1825) завоеванные англо-саксы (соответствующие галло-римлянам во Франции) противопоставляются победителям-норманнам (соответствующим франкам). В свете борьбы этих двух рас рассматривается Тьерри вся средневековая история Англии (так, в восстании Уота Тайлера Тьерри видит одно из проявлений ненависти англо-саксов к завоевателям - норманнам); «раса» завоевателей в дальнейшем становится привилегированным классом. В этой работе и еще более в «Рассказах из времен Меровингов» ("Récits des temps mérovingiens", v. 1-2, P., 1840) ярко выступают романтические черты творчества Тьерри: эмоциональность изложения, драматизация исторических событий, любовь к деталям, создающим «местный колорит». Тьерри привлекал в качестве основного источников хроники, легенды. Главную задачу историка Тьерри видел в художественном воссоздании прошлого с помощью интуиции; главенствующую роль, соответственно, Тьерри приписывал форме, стилю исторического произведения. Однако, в отличие от других историков-романтиков, Тьерри не идеализировал средневековье, он изображал его эпохой «военного деспотизма», господства грубой силы. После Июльской революции 1830 года Тьерри безоговорочно принял июльскую монархию. Эволюционировали вправо политические взгляды Тьерри, что вызвало и изменение его исторической концепции. Если ранее теория Тьерри была антифеодальной, антимонархической, то теперь, когда буржуазия достигла политического господства, он становится защитником союза третьего сословия с «национальной» монархией. Для нового этапа творчества Тьерри характерна работа «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» ("Essai sur l'histoire de la formation et les progrès du Tiers état", P., 1853), написанная им в последние годы июльской монархии. Эта работа явилась пересмотром некоторых его прежних позиций: Тьерри больше не подчеркивает непримиримой розни между двумя классами (а в прошлом между двумя расами), отмечает положительную роль дворянства, его военная доблесть, патриотизм; мятежному крестьянству, наоборот, дается отрицательная оценка - оно способно только к разрушению, Жакерия оставила "... по себе лишь ненавистное имя и печальные воспоминания" (Избр. соч., М., 1937, с. 41). Единственной прогрессивной силой на протяжении веков изображается буржуазия, восхваляется также и бюрократия, вышедшая из ее среды.

Революция 1848 года, обнаружившая внутри третьего сословия антагонизм между пролетариатом и буржуазией, глубоко потрясла Тьерри, опрокинув его историческую конструкцию (борьба классов, согласно Тьерри, прекращается с победой буржуазии, ибо третье сословие - единый класс); Тьерри писал: "... разразилась катастрофа февраля 1848 г. Я был потрясен ею вдвойне, прежде всего как гражданин, а затем как историк... История Франции, казалось, была опрокинута так же, как и сама Франция» (там же, с. 5). Т. пытался доказывать, что антагонизм внутри третьего сословия возник «только вчера» и не имеет исторических корней, что столкновение между буржуазией и пролетариатом в 1848 году явилось историческим недоразумением и не должно повториться в будущем.

К. Маркс, высоко оценив работу Тьерри по истории третьего сословия, отметил, что до этого никто не показал так хорошо историю возвышения класса буржуазии «по крайней мере по богатству материала». Отдавая должное заслугам Тьерри, меткого критика, «отца "классовой борьбы" во французской историографии», Маркс вскрыл буржуазную сущность тезиса Тьерри об единстве третьего сословия, об отсутствии исторических корней антагонизма внутри него; «... его собственная книга, - писал Маркс, - дает лучшее доказательство того, что эти "корни" возникли вместе с возникновением третьего сословия» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 321).

После революции 1848 года Тьерри больше уже в печати не выступал. Тьерри оказал сильное влияние на многих европейских буржуазных историков (в том числе на своего брата Амедея Тьерри - исследователя древней Галлии и позднеримской империи).

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Франции (биографический справочник).

Сочинения:

OEuvres complètes, v. 1-10, P., 1851;

Избр. соч., пер. с франц., М., 1937.

Литература:

Плеханов Г. В., О. Тьерри и материалистич. понимание истории, Соч., т. 8, М.-Л., 1923;

Алпатов М. А., Политич. идеи франц. бурж. историографии XIX в., М.-Л., 1949, с. 61-84;

Реизов Б. Г., Франц. романтич. историография, Л., 1956, гл. 4;

Косминский Е. А., Историография ср. веков, М., 1963, с. 370-82;

A. Thierry, 1795-1856, d'après sa correspondance et ses papiers de famille, P., 1922.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС