Васнецов Виктор Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Васнецов Виктор Михайлович

1848-1526

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Виктор Михайлович Васнецов

Михаил НЕСТЕРОВ (1862-1942). Портрет В.М. Васнецова.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 

Художник

Васнецов Виктор Михайлович (1848, с. Лопьял Вятской губ. - 1926, Москва) - художник. Брат А.М. Васнецова. Род. в патриархальной семье сельского священника. Детство прошло в с. Рябове Вятской губ. "Я жил среди мужиков и баб, - писал Васнецов В.В. Стасову, - и любил их не "народнически", а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины". Он рано начал рисовать, но был отдан в 1858 в Вятское духовное уч-ще, а в 1862 был переведен в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел в 1867 из предпоследнего философского класса. Делал рисунки, помогал художнику Андриолли расписывать Вятский собор. В 1867 написал первые работы маслом "Молочница" и "Жница". На полученные за них 60 руб. с разрешения отца отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Занимался в рисовальной школе И.Н. Крамского, освоил литографское дело и иллюстрировал кн. В академии писал многочисленные жанровые сцены и делал зарисовки городских типов. Борьба с нуждой, забота о семействе после смерти родителей не позволяли ему учиться систематически, что долгое время мешало Васнецову в его творчестве. Его жанровые картины ("С квартиры на квартиру", "Преферанс") были тепло встречены публикой. В 1873 работу Васнецова "Рабочие с тачками" приобрел П.М. Третьяков.

АвтопортретВ 1876 Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии рус. художников. Именно здесь он задумал "начать новый жанр своей деятельности" и сделал первый этюд "Богатырей". Вернувшись в Россию, Васнецов с семьей поселился в Москве. Здесь он и стал знаменитым художником-сказочником, воплотившим в жизнь "неясные исторические и сказочные грезы". Подружившись с семейством С.И. Мамонтова, Васнецов подолгу жил в Абрамцеве, где помимо картин писал декорации к спектаклям, спроектировал домашнюю церковь и шутейную избушку на курьих ножках, создал огромный фриз "Каменный век" для построенного в Москве Исторического музея, о к-ром И. Грабарь пистал: "Впечатление, произведенное на современников "Каменным веком", пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то "Помпеей" К. Брюллова. Как ее, так и "Каменный век" сочли новой эрой рассвета русского искусства".

В 1881 Васнецов начал работу над картиной "Богатыри", но завершил ее лишь через 18 лет, т.к. получил заказ расписать строящийся в Киеве кафедральный Владимирский собор. В 1885 - 1893 он работал в Киеве, создавая грандиозную роспись с величественной богоматерью, древнерусскими князьями и орнаментами. В 1893 был избран действительным членом Петербург, академии художеств. В 1893 - 1894 построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в Москве, где были закончены "Богатыри", "Царь Иван Васильевич Грозный", выполнены многочисленные религиозные композиции и сказочные "Царевна-лягушка", "Спящая царевна" и др. Во время рев. 1905 Васнецов вышел из Академии, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка, т.к. считал, что "все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой". Продолжая много трудиться, Васнецов выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Октябрьскую рев. принять не мог, но не эмигрировал, а жил, занимаясь "оканчиванием уже давно начатых картин из сказочного мира".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Богатыри  (1881-1889).


ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (3.05.1848-23.07.1926), живописец, автор жанровых и исторических полотен. Старший брат А. М. Васнецова. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858 — 67), в Петербурге в Рисовальной школе (1867 — 68) и в Академии художеств (1867 — 75), ученик И. Н. Крамского. Член Товарищества художников-передвижников (1878 — 97), с 1893 — действительный член Петербургской Академии художеств. Деятельно участвовал в работе Абрамцевского кружка художников (В. Д. Поленов, М. В. Нестеров и др.).

В 1880-х Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике и к историческим сюжетам. Широкую известность ему принесли полотна “После побоища Игоря Святославича с половцами”, “Царь Иван Васильевич Грозный”, картины на темы русских сказок — “Аленушка”, “Иван Царевич на сером волке”, и по мотивам былин — “Богатыри” (1881-89). В 1883-85 Васнецов работал над созданием панно “Каменный век” для Исторического музея, в 1885-96 над росписями Владимирского собора в Киеве, в 1883-1901 создавал мозаичные изображения в церкви храма “Спаса на крови” (Воскресения Христова) в Петербурге (на месте убийства в 1881 Александра II), писал иконы для Владимирского собора в Киеве (знаменитый запрестольный образ Богородицы и иконы русских святых) и для собора Александра Невского в Софии (1903-14). В 1902 им выполнен фасад Третьяковской галереи. По его проекту построен собственный дом в Москве (ныне музей его имени). В последние годы своей жизни Васнецов работал над картинами на сюжеты русских сказок.

В. А. Федоров

Русское небо


Васнецов Виктор Михайлович - живописец, род. в 1848 г., воспитывался в вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. По выходе из академии ездил в чужие края. Начал являться пред публикою со своими произведениями в 1869 г. и с тех пор весьма часто участвовал сначала на академических, а потом передвижных художественных выставках. Воспроизводит преимущественно сцены русского быта и сказочные сюжеты; в последнее время трудится над украшением стен Владимирского собора в Киеве религиозными изображениями. Из картин его особенно достойны внимания: "С квартиры на квартиру" (1876), "Акробаты" (1878, собственн. Государя Императора), "Витязь" (1878), "Дурочка Аленушка" (1881) и нек. др. 

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. 


Участник право-монархического движения

Васнецов Виктор Михайлович (15.05.1848-10[23].07.1926), великий русский художник, участник право-монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби».

Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В 1862 закончил Вятское ДУ и поступил в Вятскую ДС, откуда ушел в 1867 из предпоследнего философского класса. Рано   начал рисовать. Помогал   художнику Андриолли расписывать Вятский собор. Получив благословение отца, отправился в С.-Петербург, где учился в Рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (1867-1868, его наставником был И. Н. Крамской) и в Академии художеств (1868—1875). Член «Товарищества передвижников». Выставлять свои работы начал с 1869, сначала на академических, затем на передвижных выставках. В 1876 поехал во Францию, где проработал около года. Вернувшись в Россию, поселился с семьей в Москве. Он писал: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».

Первыми картинами, которые критики встретили как новое, национальное направление в русской живописи, стали «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), «Ковер-самолет» (1880) и «Аленушка» (1881). Панно «Каменный век» (1883—1885), исполненное художником для Исторического музея в Москве, впечатляло современников своей экспрессией. Принципы русского стиля мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881—1882) и Избушка на курьих ножках (1883). В 1881 Васнецов также начал работу над самой знаменитой своей картиной «Богатыри», которую завершил только через 18 лет. В 1883—1901 он работал над оригиналами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С.-Петербурге, построенного на месте смертельного ранения Императора Александра II. В 1885—1891 мастер работал в Киеве над росписью кафедрального Владимирского собора (по окончании этих работ в 1893 он был избран действительным членом С.-Петербургской Императорской Академии художеств). На своей первой персональной выставке в 1898 Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками.

С н. XX в. Васнецов активно сотрудничал с Комиссией по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих Москвы, созданной по инициативе начальника московского сыскного отделения знаменитого С. В. Зубатова в целях отвращения рабочих от революционной деятельности. В к. XIX — н. XX в. он сблизился с Л. А. Тихомировым, которому оказал помощь в издании его фундаментального труда «Монархическая государственность». Художник инициировал и профинансировал издание книги и даже лично подобрал шрифты, в результате чего издание получилось дороже и объемнее — в 3-х, а не в 2-х томах, как предполагалось Тихомировым изначально. Дружба художника с Тихомировым относится ко времени, когда Васнецов работал над картинами-иконами для Георгиевского храма мальцевского Хрустального завода Владимирской губ. (с. Гусь), а Тихомиров над книгой своей жизни. Васнецов ценил в Тихомирове государственный ум и русское публицистическое перо, Тихомиров же называл Васнецова «одним из немногих людей», с которыми он мог «говорить вполне по душе с полным взаимным пониманием».

Осенью 1905 революционизированное студенчество устроило митинг на выставке религиозных полотен Васнецова для Георгиевского храма в с. Гусь. Выставка, проходившая в С.-Петербургской Академии искусств, была сорвана и закончилась скандалом. Художник, справедливо полагавший, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой», был возмущен политиканством в стенах храма искусства и вышел из состава Академии. Ужасы кровавого террора 1905 года способствовали окончательному оформлению у художника твердой политической позиции: он примыкает к Союзу Русского Народа. Однако Васнецов не любил всякого рода заседания и общества, поэтому организационно не входил ни в одну из черносотенных организаций. Он был членом Редакционной комиссии «Книги русской скорби», иллюстрировал два выпуска Книги, в которой публиковались некрологи и жизнеописания жертв террора. Заметным событием в истории черносотенного движения стало создание Васнецовым Иконы Покрова Монархической, почитавшейся правыми. 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1—7 октября 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была исполнена по просьбе лидеров монархистов Васнецовым и московским иконописцем В. П. Гурьяновым и освящена сщмч. митр. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 в день открытия 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апреля — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа).

Знаменитым творением мастера стал памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря). Васнецов был также автором похожего по стилю памятника на могиле одного из вождей право-монархического движения В.А. Грингмута (1907) на кладбище московского Скорбященского монастыря.

Могила В. А. Грингмута. Крест-памятник,
исполненный по рисунку знаменитого русского художника В. М. Васнецова.

(Ранее в 1896 на том же кладбище по рисунку художника был изготовлен памятник крупному правому публицисту Ю.Н. Говорухе-Отроку). Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в создании фасада Третьяковской галереи (1906) и реставрации Московского Кремля. Он изготовил киот с образом Спасителя в терновом венце, который находился в полковой церкви во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы л.-гв. Семеновского полка, где были похоронены убитый террористкой командир полка генерал-майор Г. А. Мин и три солдата полка, павшие при подавлении бунта в Москве в дек. 1905. Художник был одним из самых активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, включавшем в свой состав всех видных деятелей национального направления в русской культуре.

После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»... Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.

Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

Архивы:

ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 7-11;

Дом-Музей B.М. Васнецова. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 299.

А. Степанов, С. Чесноков

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Автопортрет Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники -- все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

Исполнив две жанровые картинки -- "Молочница" и "Жница" (1867) -- и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. "Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым", -- вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.

Иван царевич на сером волке Его первые картины -- "Нищие", "Чаепитие", "Рабочий с тачкой", "Старуха кормит кур", "Дети разоряют гнезда" -- были показаны в 1872--1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы -- "Книжная лавочка" (1876, ГТГ), "С квартиры на квартиру" (1876, ГТГ) -- закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

Стасов справедливо писал, что Васнецов любил народ "не народнически, по-барски, с вышины некоторого искусственного народолюбчества, а попросту, как своих друзей и приятелей". Особый успех выпал на долю картины "С квартиры на квартиру", над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. "Я думаю, -- писал Стасов, -- каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!"

В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей "простых сословий" -- рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877, ГРМ).

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. "Когда я приехал в Москву, -- писал он, -- то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, -- Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным". Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз "Княжеская иконописная мастерская".

"Противоположения жанра и истории, -- писал он, -- в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило... Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

Плащаница Первая историческая картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание "Слово о полку Игореве" привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее "необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью", другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

В Москве художник сближается с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево -- имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений -- "Аленушка" (ГТГ) -- на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд -- все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина "Аленушка" -- одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке "Снегурочка", которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. "Никогда еще фантазия, -- писал Стасов о декорациях "Палаты Берендея",-- ,не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной". Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках". В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ -- фриз "Каменный век", созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет -- и в Москве, и в Абрамцеве -- продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

"Впечатление, произведенное на современников "Каменным веком", -- писал И. Грабарь, -- пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то "Помпеей" К. Брюллова".

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей -- Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Сирин и Алконост... Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину "Иван царевич на Сером волке" (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к "Песне про купца Калашникова" (1891).

В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту -- строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной "Богатыри", эскиз к которой был сделан много лет назад.

На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина "Царь Иван Васильевич Грозный" (ГТГ). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

Богоматерь с младенцемРешенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски -- зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году "Богатыри" заняли почетное место в Третьяковской галерее.

 "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", -- выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая "Бурлаков" Репина с "Богатырями", Стасов писал: "И тут и там -- вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там -- угнетенная и еще затоптанная... а здесь -- сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Максим Горький восторженно писал о художнике: "Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия".

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами -- "Баян" (1910, ГРМ), "Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917--1926), "Царевна Несмеяна" (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

В.М. Васнецов. Распятие Христа. 1902.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.


Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов. "Россия век XX". Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сочинения:

Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вст. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987.

Литература:

В. М. Васнецов и Д. Н. Ломан по письмам и документам из фондов РГИА // Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Автор-сост. А. С. Федотов. М., 1997;

Соловьев, о. И. И. Православно-христианская философия в русском искусстве. Харьков, 1910;

Удальцова М.«Я всегда только Русью и жил...» К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) // Голос совести. 2003. № 5 (9);

Успенский A. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906.

Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. Л., 1990.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС