Вивекананда
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вивекананда

1863—1902

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Вивекананда

Вивекананда (настоящее имя — Нарендранатх Датта) (1863—1902) — индийский философ-идеалист, ученик Рамакришны. В 1880—1884 изучал философию в Калькуттском университете. В 1893 выезжал в США для участия во Всемирном конгрессе религий и пропаганды идей веданты. В 1897 основал религиозную «Миссию Рамакришны». Вивекананда пытался «сблизить» идеи адвайта-веданты с положениями современной ему науки. Подобно Рамакришне, он отстаивал основанную на веданте «единую религию». Однако деятельность Вивекананда перерастала узкие рамки религиозного реформаторства. Он выступил как крупный общественный деятель, призывал к борьбе за национальное освобождение, осуждал политику апелляций к британским властям, проводимую индийскими либералами. Все это делало его предшественником идейных лидеров крайне левого крыла индийского национально-освободительного движения начала 20 века. Вивекананда отстаивал теорию четырех стадий общественного прогресса, различающихся в зависимости от господствующей варны (сословия): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. «Царством вайшьев» Вивекананда называл современное ему буржуазное общество, «царством шудр» — будущее «социалистическое». Он осуждал империалистическое угнетение наций, расизм, милитаризм. В то же время его «социализм» носил утопический характер.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 65.


Вивекананда (Vivekananda) Свами (настоящее имя Нарендранатх Датта) (12 января 1863, Калькутта — 4 июля 1902, Белур) — индийский религиозный философ и общественный деятель, реформатор индуизма. Ученик к последователь Рамакришны. В 1893 участвовал в работе Всемирного конгресса религий (Чикаго), инициатор создания ряда ведантистских центров в США, основатель «Миссии Рамакришны» (1897). Философское учение Вивекананды (т. н. неоведанта) во многом исходит из основных идей адвайта-веданты: основа вселенной есть Брахман как неопределенное и «всеисключающее» духовное начало; мир вещей есть нечто «неподлинное»; мировая и индивидуальная душа по своей сути полностью совпадают. Вместе с тем выступил против применения адвайты для оправдания социального неравенства, монополии брахманов на «священное знание», непогрешимость Вед, проповедовал необходимость общественно полезной деятельности. Стремился сблизить три основные школы веданты, представляя их как «ступени» в постижении истины, соотносил с ними различные мировые религии и строил на этой основе учение об «универсальной религии». Вивекананда выдвигал идею «коллективного освобождения» и «общества освобожденных при жизни» как цели исторического процесса, в котором выделял четыре последовательные стадии («царства» сословий брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр). Грядущее «царство шудр» понимал как воплощение идеалов социализма, трактуемого в утопическом духе. Философское учение Вивекананды оказало значительное влияние на развитие индийской мысли в 20 в. (Б. Г. Тилак, Гхош, Тагор, Ганди, Радхакришнан).

В. С. Костюченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 395-396.


Вивекананда Свами (монашеское имя Hapенд-ранатха Датта) (12.1.1863, Калькутта, — 4.1. 1902, Белур), индийский мыслитель, религиозный реформатор и общественный деятель. В 1882 году встретился с Рамакришной и с тех пор всю жизнь занимался развитием его идей, ведя интенсивную пропаганду реформированного индуизма не только в Индии и странах Азии, но и в Европе и Америке. В 1897 году организовал религиозно-реформаторское общество «Миссия Рамакришны» — центр религиозной активности в Индии (имеет отделения в ряде стран Европы и Америки). В отличие от Рамакришны, Вивекананда был хорошо знаком с западноевропейской культурой.

Считая, как и Рамакришна, что единственным средством «спасения» современного человечества является обращение к духовно-религиозному опыту, Вивекананда особенно подчёркивал значение индийской национальной традиций. Поэтому, говоря о духовном единстве всех религий, Вивекананда одновременно настаивал на преимущественном значении индуизма, провозглашая его «матерью всех религий». Философской основой индуизма Вивекананда считал веданту, которую он синтезировал, с одной стороны, с философскими идеями санкхьи и йоги, с другой — приближал к понятиям европейской философии. Как и Рамакришна, Вивекананда отрицал иллюзорность эмпирического мира и трактовал творение как божественную игру. Однако наибольшим преобразованиям подверглась у Вивекананды этическая доктрина веданты. Выдвигая идеалом личности духовную отрешённость, он одновременно проповедовал идею «мужественного индуизма», активного служения человечеству (в «моральном бессилии» индуизма он видел результат влияния буддизма). В основе социальных воззрений Вивекананды — теория четырёх стадий общественного прогресса, в ходе которого последовательно возвышаются варны брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Современное общество, по Вивекананде,— «царство вайшьев», будущее — «царство шудр», примирение сословий, к реализации которого и призывал Вивекананда.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The complete works, pt 1—8, Mayavati, 1923—324; в рус. пер.—Философия йога, Сосница, 1911; Прантич. веданта, [М. 19121; Бхакти-йога, СПБ, 1914; Карма-йога, П., 19162.

Литература: Ρоллан Р., Жизнь В., Собр. соч., т. 19, Л., 1936; Nehru J., Sri Ramakrisima and Swami Vivekananda, Gale., 1960;


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Всё об Индии и индусах.

Сочинения:

Практическая веданта. М., 1993.

Литература:

Роман Р. Жизнь Вивекананды. — Собр. соч., т. 19. Л., 1936;

Костюченко В. С. Вивекананда. М., 1977.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС