Якоби Фридрих Генрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Якоби Фридрих Генрих

1743-1819

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Фридрих Генрих Якоби

Якоби Фридрих Генрих (1743— 1819) — немецкий философ-идеалист, друг Гёте и X. Виланда. Выступил с критикой рационализма и обоснованием так называемой «философии чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку метафизически разграничить и противопоставить непосредственное знание, которое он отождествляет с верой, и опосредствованное знание. Для Якоби единственным истинным познанием является чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Реальность окружающего мира может быть гарантирована только верой, лежащей в основе чувственного опыта. Религиозное чувство, составляющее основание философии, с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиций рационализма. Отсюда философ делал вывод о связи рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 551.


Якоби (Jacobi) Фридрих Генрих (25.1. 1743, Дюссельдорф,- 10.3.1819, Мюнхен), немецкий писатель и философ-идеалист, представитель так называемой философии чувства и веры. Друг И. В. Гёте и К. М. Виланда, автор филос. романов "Из писем Эдуарда Альвиля" (1775-76) и "Вольдемар" (1779). Президент Баварской АН (1807-12). В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Б. Спинозы (1785) выступил против "рассудочного" рационализма Просвещения, классич. выражением которого считал спинозизм. Согласно Я., "рассудочное мышление" не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант). Критикуя Канта, выявил одно из осн. противоречий его учения: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Д. Юмом Я. полагал, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Якоби называл "верой", "откровением", "чувством", а также "разумом", противопоставляя его "рассудку". Содержанием веры у Якоби является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, в к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и спасённым в изначальной основе своей субъективности. Кантовскому категорическому императиву Якоби противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и "нигилизму" (ввёл самый термин). Иррационалистич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы философии жизни и экзистенциализма.

В. Ф. Асмус.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.


Якоби (Jacobi ) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюссельдорф,— 10.3.1819, Мюнхен), немецкий писатель и философ-идеалист, представитель так называемой философии чувства и веры. Друг Гёте, автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775—76) и «Вольдемар» («Woldemar», 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из основных противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Юмом Якоби полагал, что реальное существование вещий дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственная достоверность Якоби называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержание веры у Якоби является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, и котором человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и спасённым в изначальной основе своей субъективности.

Кантовскому категорическому императиву Якоби противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввёл сам термин). Иррационалистическая философия Я. предвосхитила мн. мотивы философии жизни и экзистенциализма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Werke, Bd 1—6, Darmstadt, 1968; в рус. пер.— О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

Литература: Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652; Фейербах Л., Я. и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, М., 1967; Levу - Вruhl L., La Philosophie de F. Jacobi, P., 1894; Bollnow 0. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg.—B., I960; Baum G., Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis, Bonn, 1969.


ЯКОБИ (Jacobi) Фридрих Генрих (25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен) — немецкий писатель и философ, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (Allwills Briefsammlung, 1775—76) и «Вольдемар» (Woldemar, 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Вслед за Юмом Якоби полагал, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Якоби называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержанием веры у Якоби является реальность как чувственного мира земных вещей, так и абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощенным в абсолюте, и спасенным в изначальной основе своей субъективности. Кантовскому категорическому императиву противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистическая философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.

А. В. Михайлов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, Т – Я, с. 511.


ЯКОБИ, ФРИДРИХ ГЕНРИХ (Jacobi, Friedrich Heinrich) (1743–1819), немецкий мыслитель, представитель философии «чувства и веры». Родился в Дюссельдорфе 25 января 1743. Получил образование в Женеве с намерением заняться коммерческой деятельностью, однако отказался от карьеры коммерсанта. Обладая блестящим умом и огромным личным обаянием, Якоби играл важную роль в литературных и философских собраниях и вместе с К.Виландом основал литературный журнал «Немецкий Меркурий» («Der Teutsche Merkur»), в котором появились некоторые из его первых сочинений. Опубликовал роман Из писем Эдуарда Альвиля (Eduard Allwils Briefsammlung, 1775–1776), за которым последовал роман Вольдемар: редкий случай из естественной истории (Woldemar: ein Seltenheit aus der Naturgeschichte, 1777); оба произведения сочетали литературу и философию. В 1779 он встретился с Лессингом, благодаря которому занялся философией Спинозы. В первой собственно философской работе Об учении Спинозы, в письмах к господину Мозесу Мендельсону (ber die Lehre des Spinoza, in Briefen an den Herrn Moses Mendelssohn, 1785) предпринял критику догматического, «рассудочного» рационализма Спинозы. Не устраивала его и система абсолютного субъективного идеализма Канта, которая, на его взгляд, не способна постичь последнюю реальность. В своем труде Дэвид Юм о вере, или Идеализм и реализм (David Hume ber den Glauben, oder Idealismus und Realismus, 1787) утверждал, следуя Юму, что истина постигается в интуитивном чувстве, а последняя реальность является предметом инстинктивного убеждения, или веры.

Философия Якоби подчеркивает, в противовес рациональной и субъективной традиции Канта и Спинозы, значение интуитивного и чувственного. Рассудок ограничен своим собственным непосредственно данным материалом, в то время как откровение истины в опыте, интуитивном чувстве и вере безгранично. Среди других важных философских трудов Якоби – Послание к Фихте (Sendschreiben an Fichte, 1799); О попытке критицизма привести разум к рассудку (ber das Unternehmen des Kriticismus, die Vernunft zu Verstande zu bringen, 1801) и О божественных вещах (Von gttlichen Dingen, 1811). В 1807–1812 Якоби был президентом Баварской академии наук. Умер Якоби в Мюнхене 10 марта 1819.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Neue Gesamtausgabe der Werke, des Nachlasses imd des Briefwechsels (in 14 Banden), Darmstadt, 1968 - ; в рус. пер.- О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

Литература:

Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. М., 1897;

Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965;

Фейербах Л. Якоби и философия его времени,— В кн.: Он же. История философии, т. 2. М., 1907;

Levy-Bruhl L. La philosophie de F. Jacobi. P., 1894;

Bollnow O. F. Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis. Stuttg —В., 1966;

Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis. Bonn, 1969.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС