Зайцев, Варфоломей Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зайцев, Варфоломей Александрович

1842-1882

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Варфоломей Александрович Зайцев

Зайцев Варфоломей Александрович (30.VIII.1842 - 8(или 6).I.1882) - русский публицист, критик. Родился в Костроме, в семье чиновника. Учился в Петербургском и Московском университетах (1858-1862). С 1863 года - сотрудник "Русского слова". Активно участвовал в полемике "Русского слова" с "Современником", известной как "раскол в нигилистах". Вместе с Г. Е. Благосветловым, Д. И. Писаревым защищал "нигилизм", выступал против "дворянской" литературы. Сыграл важную роль в борьбе с "антинигилистическим романом" (А. Ф. Писемского, Н. С. Лескова). В 1866 году в связи с покушением Д. В. Каракозова 4 месяца просидел в Петропавловской крепости. В 1869 году выехал за границу. Стал членом 1-го Интернационала, сблизился с М. А. Бакуниным, участвовал в деятельности русских бакунистов, работал в итальянской секции 1-го Интернационала. Переводил на русский язык произведения Лассаля, Вольтера, Дидро, Гоббса, Шлоссера. С 1877 года сотрудничал в эмигрантском журнале "Общее дело". Умер в Кларане (Швейцария). По своим воззрениям Зайцев был демократом-просветителем со сложными и противоречивыми взглядами. Его деятельность началась во время спада крестьянского движения, что определило неверие Зайцева в возможность народной революции в России. Зайцев явился сторонником политического освобождения и просвещения трудящихся, был пропагандистом естественнонаучных знаний. Критиковал капитализм, но не понимал законов общественного развития и классовой борьбы.

Б. С. Итенберг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Избр. соч., т. 1, M., 1934.

Литература: В. А. Зайцев за границей, "Минувшие годы", 1908, No 11; Антонович М. A., Избр. статьи, Л., 1938; Шишкина А. Н., Благосветлов, Зайцев, Ткачев, в кн.: История рус. критики, т. 2, М.-Л., 1958; Деятели революц. движения в России. Биобиблиографич. словарь, т. 1, ч. 2, М., 1928.


Зайцев, Варфоломей Александрович [30.VIII(11.IX).1842, Кострома, - 6(18).I.1882, Кларан (Швейцария)] – русский публицист и критик. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском университете на юридическом факультете и в Московском университете на медицинском факультете; уволился с 4 курса (1862). В 1863 году стал одним из сотрудников «Русского слова», вел в нем «Библиографический листок» и поместил ряд статей: «Гейне и Берне» (1863, № 9), «Белинский и Добролюбов» (1864, № 1), «Последний философ-идеалист» (1864, № 12), «Перлы и адаманты русской журналистики» (1863, № 4, 1864, № 6, 1865, № 2, 7) и др. Критические статьи З., по словам Н.В.Шелгунова, были «не сухим и скучным отзывом о книгах – это была пропаганда и публицистика в форме библиографии, живая, горячая, боевая, писанная кровью сердца и соком нервов». З. участвовал в непрерывной полемике «Русского слова» с «Временем», «Эпохой», «Отечественными записками», «Библиотекой для чтения», «Русским вестником» и другими реакционными и либеральными журналами. Выступил против антинигилистических романов – «Взбаламученное море» А.Ф.Писемского и «Некуда» Н.С.Лескова. Статья З. «Глуповцы, попавшие в «Современник» («Русское слово», 1864, № 2), вызванная замечанием Салтыкова по поводу романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (в «Современнике», 1864, № 1), послужила началом длительной полемики между двумя передовыми журналами, известной под названием «раскол в нигилистах». С 1865 года З. находился под негласным надзором полиции. В апреле-августе 1866 года содержался в Петропавловской крепости «за сотрудничество в журналах крайнего направления и за сношения с государственными преступниками и эмигрантами». В 1869 году эмигрировал за границу. З. был членом 1-го Интернационала, где примыкал к М.А.Бакунину, основал в Турине первую итальянскую секцию Интернационала. В последние годы жизни сблизился с Г.В.Плехановым, В.И.Засулич, С.М.Кравчинским и др. революционными народниками. За границей печатался в бакунинском «Бюллетене Юрской федерации», в «Колоколе» С.Г.Нечаева и Н.П.Огарева, во французских газетах. В 1877-1882 годах – сотрудник и один из редакторов «Общего дела» (Женева), занимал в редакции социалистические позиции. Острые политические памфлеты доставили ему прозвище «Русского Рошфора». З. перевел «Историю крестьянской войны в Германии» Циммермана (т. 1, СПб, 1865), Сочинения Лассаля (т. 1, СПб, 1870), роман И.Ньево «Исповедь старика» (СПб, 1875) и др. С 10-го т. З. заменил Чернышевского в качестве редактора перевода «Всемирной истории» Шлоссера (СПб, 1861-1868). В последние годы жизни З. составил руководства по всемирной истории: «Древняя история Востока» (СПб, 1879), «Древняя история Запада» (т. 1, СПб, 1882).

З. принадлежал к группе публицистов «Русского слова», представлявших своеобразное течение русской народнической социалистической мысли. Понимая неизбежность капиталистического пути развития России и сознавая относительную прогрессивность капиталистического строя, они выступали за максимальное промышленное развитие страны, которое считали ключом к решению вопроса о «голодных и раздетых людях». Будучи «индустриалистом», З. в то же время разоблачал капитализм как эксплуататорский строй, отрицательно относился к буржуазной демократии и парламентаризму, резко выступал против мальтузианства, пропагандировал рабочие ассоциации. Отказавшись от идеи общины, З. вместе с другими публицистами «Русского слова» развивал мысль о естественнонаучном обосновании социализма. Основываясь на воззрениях Чернышевского, З. считал, что социализм соответствует естественной природе человека. Антропологическое учение о человеке, теорию утилитаризма и «разумного эгоизма» З. и его товарищи по журналу развили в систему утопического социализма. Будучи сторонником революции, З. считал, однако, необходимым предварительное просвещение народа, распространение естественнонаучных знаний. З. популяризировал достижения европейской науки, особенно учение Дарвина. Он призывал освободиться от влияния авторитетов, требовал, чтобы каждый самостоятельно вырабатывал свое мировоззрение, основываясь на положительных знаниях естественных наук. Философский материализм З. носил черты вульгарного материализма и позитивизма. Его эстетические воззрения близки взглядам Писарева. З. признавал прекрасным такое произведение, в котором глубокий и честный взгляд на предмет, имеющий важность для наибольшего числа людей, высказан в удобной и красивой форме. Считал ошибочным суждение о произведении только на основании формы. С этих позиций З. боролся с искусством для искусства, с «чистой поэзией». З. отрицательно относился к творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, но восторженно оценил литературную деятельность Н.А.Некрасова, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Помяловского. Выступая с антиисторических и вульгарно-социологических позиций в эстетике, З. допускал парадоксальные и ошибочные суждения. Следуя Писареву, он утверждал, что искусство само по себе не имеет права на существование, так как ничего не может добавить к знаниям, которые человек черпает из жизни, считал, что искусство, отрывая людей от производительной деятельности, является орудием эксплуатации масс.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.


Сочинения:

Избранные сочинения, т. 1, М., 1934.

Литература:

Деятели революц. движения в России. Биобиблиографич. словарь, т. 1, ч. 2, М., 1928.

Писарев Д.И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956;

Писарев Д.И., Посмотрим!, Соч., т. 3, М., 1956;

Антонович М.А., Промахи, в его кн: Избранные статьи, Л., 1938;

Антонович М.А., Лжереалисты (по поводу «Русского слова», в его кн.: Литературно-критические статьи, М.-Л., 1961;

Шелгунов Н.В., Воспоминания, М.-П., 1923;

Варфоломей Александрович Зайцев, [Лондон], 1900;

Шелгунова Л.П., Из далекого прошлого, СПб, 1901;

М.З., В.А.Зайцев за границей (По его письмам и воспоминаниям его жены), «Минувшие годы», 1908, № 11;

Совсун В.Г., Зайцев как литературный критик, «Литература и марксизм», 1928, № 1;

Козьмин Б.П., Раскол в «нигилистах», в его кн.: Из истории революционной мысли в России, М., 1961;

Кирпотин В.Я., В.А.Зайцев, в кн.: Очерки по истории русской критики, т. 2, М.-Л., 1931;

Шишкина А.Н., Благосветлов, Зайцев, Ткачев, в кн.: История русской критики, т. 2, М.-Л., 1958;

Кузнецов Ф., Журнал «Русское слово» и народничество, в кн.: Из истории русской журналистики, [М.], 1959;

Кузнецов Ф., Журнал «Русское слово» и русская демократия, «Вопросы литературы», 1963, № 2;

Венгеров С.А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т.6, СПб, 1897-1904;

Добровольский Л.М., Запрещенная книга в России, М., 1962;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС