Лесков Николай Семенович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лесков Николай Семенович

1831- 1895

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Семенович Лесков

Лесков Николай Семенович (1831/1895) — русский писатель, публицист, критик, сочетавший в своем творчестве принципы реализма, сатиры, фольклора, сказочности и мистики. Нередко в произведениях выступает с критическим осуждением власти, общественно-социальных канонов, разносторонне показывает русскую действительность, используя при этом самые разнообразные жанры и стили — от драматических, трагедийных до утопических и сатирических. Романы «Некуда», «На ножах»; повести «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» и т.д.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 153.


Лесков Николай Семенович (4.02.1831-21.02.1895), русский писатель, публицист. Родился в Орловской губ. в семье статского советника, дед — сельский священник. Получив домашнее образование в доме состоятельных родственников, работает писцом в судебной палате, а в 1850 приезжает в Киев, служит в казначействе. Посещает религиозно-философский кружок. С интересом всматривается в паломников, старообрядцев, сектантов, стекавшихся в Киев со всей России. Увлекается реставрацией (София Киевская) и иконописью (в Киево-Печерской лавре).

В 1862 появляются его первые нравоописательные рассказы о русском народе (“Погасшее дело”, “Разбойник”, “В тарантасе”).

Писатель выступает резко против попыток либерально-космополитической интеллигенции разжечь в России революционный пожар. В статье о петербургских поджигателях Лесков показывает облик революционных провокаторов, сеющих смуту в русском обществе. В романе “Некуда” (1864) писатель раскрывает образы врагов русского народа нигилистов — убогих духовно-нравственно, морально нечистоплотных, слепцов, ведущих Россию в тупик, в “некуда”.

В 1860-е появляется замечательный по психологизму и социальной точности цикл о сильных женских характерах: “Житие одной бабы” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866), “Котин доилец и Платонида” (1867).

Несмотря на травлю либерально-космополитической критики, Лесков продолжает вскрывать тупиковый характер русского революционного движения. Он пытается осмыслить пути пореформенного развития России, уповая гл. обр. на олицетворяющих православную этику народолюбцев из всех сословий: романы “Обойденные” (1865), “На ножах” (1872), хроника “Соборяне” (1872).

В повестях 1873 года — “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” — поиски положительного национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских натурах.

В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников: “У нас не переводились, да и не переведутся праведные”. Убеждаясь, что в моменты “общего бедствия” сама “среда народная” выдвигает на подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с “человечкиной душой”, — Лесков подходит к выводу о “праведности всего нашего умного и доброго народа”.

Русское небо


Памятник Н.С.Лескову.

ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895), русский писатель. Родился 16 февраля 1831 в Орловской губернии. Его называли самым национальным из писателей России, однако в его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А.Скоттом. В Санкт-Петербурге, где Лесков прожил с 1861 до самой смерти, он разыгрывал роль провинциального литератора, постоянно противостоящего главным течениям столичной литературной жизни. Художественное творчество Лескова весьма разнообразно. Непреходящий интерес Лескова к религии отображен в романе-хронике Соборяне (1872), повестях Запечатленный ангел (1873) и На краю света (1875). Левша (1881) – знаменитый образец его комического, оригинального языка. Напротив, Леди Макбет Мценского уезда (1865) – жестокая повесть о незаконной страсти и убийстве, отличающаяся от всех других сочинений Лескова. Очарованный странник (1873) – русский плутовской роман, в котором, впрочем, сам рассказчик не плут, а скорее жертва плутов. В рассказе Несмертельный Голован (1880) выводится один из многочисленных комических персонажей Лескова, вписанных в красочные сцены российской провинциальной жизни. Полунощники (1891) – развернутая защита толстовства, где собраны воедино все существенные черты Лескова-повествователя: его народный сказ, где сказителем выступает центральный персонаж; языковая виртуозность, юмор и его особое умение обойти цензуру. Последний шедевр Лескова – Заячий ремиз (1894) является провидческим изобличением охоты на инакомыслящих. Умер Лесков в Санкт-Петербурге 5 марта 1895.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


В.А. Серов. Писатель Николай Лесков.

Лесков Николай Семенович (1831- 1895), прозаик. Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохово Орловской губернии в семье чиновника судебной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им имении Панино. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками...", "Я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841-46 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в орловскую палату уголовного суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков поселяется в Киеве, который, как говорил Лесков, был его "университетом": под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробуждается горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, увлекается старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства.

В 1857 выходит в отставку и поступает на частную службу в крупную торговую компанию, по делам которой изъездил почти всю европейскую часть России.

Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начинает печататься в "Отечественных записках".

В русскую литературу пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865).

В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" едет за границу - в Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.

Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в повести "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами.

В 1870 - 80 многое переоценивает; знакомство с Л.Толстым оказывает на него большое влияние. В творчество Лескова входит национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел".

Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887).

В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. 21 февраля (5 мартал.с.) 1895 Н.Лесков скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Лесков Николай Семенович (4[16].02.1831—21.02[5.03]. 1895), писатель. Родился в с. Горохово Орловской губ. Отец Лескова — мелкий чиновник из семинаристов, служил заседателем орловской палаты уголовного суда. Детство Лескова прошло в поместье его родственников, затем в Орле, потом в купленном отцом сельце Панино Кромского у. Мать Лескова была глубоко верующим, православным человеком, воспитавшим сына на духовных ценностях Нового Завета. После смерти отца Лесков вследствие материальной нужды поступил в 1847 в орловскую палату уголовного суда, давшую ему обильный материал для будущих зарисовок. В 1849 перевелся в Киев, где его дядя проф. медицины С. П. Алферьев ввел его в просвещенный круг киевского общества. В качестве вольнослушателя Лесков посещал в Киевском университете лекции по агрономии, криминалистике, государственному праву, анатомии. В Киеве его пленили образцы древнерусской архитектуры и живописи. Лесков овладел украинским и польским языками. Он лично знал Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, А. А. Котляревского, ценил А. Мицкевича, В. Сырокомлю, Ю. Крашевского, в некоторой степени повлиявших на формирование его стиля. Киевский период жизни дал Лескову материал для «Печерских антиков» (1883), «Последней встречи и последней разлуки с Шевченко» (1861) и др. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу к своему родственнику со стороны матери, обрусевшему англичанин А. Я. Шкотту, управлявшему крупными поместьями. Исполняя его поручения, Лесков сопровождал большую партию крестьян-переселенцев из Орловской губ. по Оке и Волге в саратовские степи. Лесков навсегда запомнил картины распродажи крестьянского хозяйства, тяжелые сцены «навечной разлуки», бедствия самого путешествия на переселенческой барке. На эту тему позднее написан рассказ Лескова «Продукт природы» (1893). Письма-отчеты, которые Лесков посылал во время деловых разъездов, через Шкотта стали известны публицисту Ф. И. Селиванову, заслужили лестные отзывы литераторов и ученых. С 1860 Лесков начал печататься в столичных изданиях. В 1861 переехал в Петербург, всецело отдавшись литературной работе.

Писательскую деятельность Лесков начинал как журналист очерками и статьями на темы крестьянского расселения, социальной гигиены, искоренения пьянства. С горечью он писал о «тяжелых отношениях, в которые у нас поставлен труд к капиталу, работник к хозяину», призывал к уважению «неотъемлемых прав человеческой свободы». В это же время Лесков сблизился с Артуром Бенни, о драматической жизни которого он впоследствии написал повесть «Загадочный человек», и с П. И. Мельниковым (Печерским), оказавшим на него литературное влияние. С дифференциацией идейных групп в 60-е и с выступлением нигилистов Лесков примкнул к писателям, группировавшимся вокруг «Отечественных записок» и противостоявшим «Современнику» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В 1862 распространились слухи о том, что происшедшие в мае петербургские пожары организованы студентами под влиянием прокламации «Молодая Россия». Лесков выступил тогда же в «Северной пчеле» со статьей, в которой требовал от полиции либо опровергнуть слухи, либо обнаружить и наказать виновников. Статья вызвала резкий отзыв Д. И. Писарева, Лескова обвиняли в натравливании органов власти на студентов.

Первыми художественными произведениями Лескова были крестьянские рассказы «Погасшее дело» (1862), «Язвительный» (1863) и др. Наиболее значителен в этом ряду «опыт крестьянского романа», как назвал сам писатель «Житие одной бабы» (1863), впоследствии переработанный и получивший название «Амур в лапоточках». Интерес Лескова к народному творчеству сказался на построении этой деревенской биографии, в которой звучат русские песни — святочные, свадебные, бытовые, любовные, «веселые-разудалые». Трагическая история безответной Насти, «песельницы», насильно выданной за немилого, бежавшей с возлюбленным, арестованной, поротой розгами в полиции, ставшей «бесноватой» и, наконец, замерзающей в лесу, развертывается в условиях патриархального семейного быта и жестокого произвола полицейских чиновников.

В сер. 60-х Лесков создает особый жанр «русской новеллы», изображающей глухой, но не лишенный живописности быт уездной Руси. «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) — история страсти и преступления Катерины Измайловой. Лесков достиг в ней сильного драматизма и замечательной выпуклости в изображении героев. Ф. М. Достоевский высоко оценил этот рассказ, напечатав его в своем журнале «Эпоха».

Общественная позиция Лескова и его отношения с нигилистами в 60—70-е определились в результате опубликования антинигилистических романов «Некуда» (1864, под псевд. М. Стебницкий) и «На ножах» (1870—71). Несколько ранее (1863) появился рассказ «Овцебык». Овцебык — прозвище семинариста-агитатора, отказавшегося от монашества ради пропаганды социализма. Погибая в глубокой тоске по оставленному духовному призванию, он приходит к убеждению, что по избранному им пути социалиста-реформатора идти некуда. Вывод этот лежит в основе романа «Некуда», в котором дана сатирическая галерея «новых» людей. Материалом для романа послужила реальная история девушки, поселившейся в «знаменской коммуне», устроенной В. А. Слепцовым. Полемика с нигилистами и особенно с Чернышевским содержится и в романе «Обойденные» (1865). Героиня его, подобно Вере Павловне из романа Чернышевского «Что делать?», руководит швейной мастерской, но не стремится организовать по-новому труд и быт девушек. Ее внутренняя жизнь сосредоточена на любви к молодому литератору Долинскому (автопортрет Лескова). Оба они затеряны в эпохе и обойдены общественным вниманием, направленным на нигилистов и «лженигилистов». Наиболее отчетливо памфлетная тенденция сказалась в романе Лескова «На ножах» — резком обличении нигилистов. После опубликования романа литеральные нигилисты начинают травлю Лескова.

В 70-е и особенно в 80-е Лесков сближается с Л. Н. Толстым, и это оказывает на него как на художника большое влияние. Роман «Соборяне» (1872) положил начало серии сказаний о народных праведниках («Несмертельный Голован», 1880, «Однодум», «Пугало», «Фигура» и др.). Лесков изображал в них верных чад Русской церкви. Его герои были сильные духом люди из народа, борцы за справедливость. Таков в «Соборянах» протопоп Савелий Туберозов — бесстрашный борец с церковными чиновниками и столичными ревизорами. К нему близок и дьякон Ахилла Десницын, «стихийный исполин», у которого сердце «билось верно». Образу этому Лесков придавал особое значение, как выразителю подспудных национальных сил, могучих, но до времени скованных. Широкой разработке этого же замысла посвящена повесть «Очарованный странник» (1873). Художественность натуры ее героя Ивана Флягина, беглого крепостного, знатока лошадей в иноческом подряснике, влечет его к скитаниям по Руси. Артистизм и страстность его необузданной натуры проявляются в поступках благородных и героических, а порой в жестокостях и диких запоях. В поисках красоты жизни он «всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть».

Лесков написал и несколько повестей о художниках — «Чертовы куклы», «Островитяне», «Запечатленный ангел» (1873). Последняя — это как бы художественный трактат о старинной иконописи, мастерски развернутый на фоне рабочей жизни артели каменщиков-староверов. Устами простонародного живописца автор рассказывает о мастерах Палеха и Мстеры, о чудесном письме Андрея Рублева и Ушакова, о школах устюжских и вологодских, о росписях новгородской и киевской Софии.

Тема высокой одаренности русского народа получила развитие и в сказании «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881). Сам писатель сообщал, что история стальной блохи выросла из народной пословицы, но выражает «гордость русских мастеров ружейного дела». «Сказ о косом Левше» — образец стилизации под лубок, под раешник. Единственная пьеса Лескова «Расточитель» (1867) также выдержана в духе плакатного лубка, что придавало балаганную яркость трагической истории о стяжательстве. Чертами подлинного мастерства отмечены и хроники Лескова из жизни XVIII в. — «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874), в которых колорит эпохи передан тонким воспроизведением характерных типов и самобытных нравов. В сер. 70-х усиливается тяготение Лескова к жанру рассказа, иногда объединенного в циклы.

К жемчужинам русской литературы принадлежат «Тупейный художник», «Человек на часах», «На краю света», «Владычий суд». Особую группу составляют легенды на материале древнерусских житий и назидательных новелл. В этих сказаниях («О богоугодном дровоколе», «О Федоре-христианине и Абраме-жидовине», «Скоморох Памфалон», «Совестный Данила», «Прекрасная Аза», «Аскалонский злодей» и др.) художественная археология сочетается с нравственной философией. Лесков стремится соединить, по собственным словам, стиль Флобера-историка с манерой Толстого-моралиста.

В наследии Лескова большое место занимает сатира. Свойственные его дарованию черты юмора, а порой и острого сарказма часто приводили к созданию разоблачительных произведений. Сатира Лескова претерпела за 40 лет значительную эволюцию. В 60-е она была обращена против нигилистов. В 70-х меняется не только содержание его сатиры, но и самый ее характер. Он сам определял свою позднюю иронию как «добрую», «незлобливую и снисходительную». Его юмор укладывается в рамки шутки, анекдота, иронического рассказа, близкого к шаржу. Иные из таких сатирических «мелочей» (как он сам их называл), сильные по началу повествования, получали в дальнейшем неожиданное искривление и не достигали намеченной цели. Таковы «Отборное зерно», «Бесстыдник», «Пустоплясы», «Уха без рыбы» и др., в которых изображение «калейдоскопической пестроты» и «сюрпризов» русской жизни затемняет направленность его иронии. Под конец жизни Лесков обращается к бичующей и гневной сатире. Он писал: «Мои последние произведения весьма жестоки: “Загон”, “Зимний день”, “Дама и фефела”… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике… Я хочу бичевать ее и мучить».

Из произведений 70-х к типу разящего памфлета близок рассказ «Железная воля» (1876), направленный против высокомерной ограниченности и тупого педантизма, враждебного живой жизни (повесть «Заячий ремиз» (1891—94)).

За 4 десятилетия литературной деятельности Лесков выработал свою теорию прозы. В основе ее — провозглашение идейного искусства и его служебного значения для жизни. Лесков искал новые жанры, отходил от общепризнанных канонов. Его таланту были близки такие жанры, как мемуары, биография, хроника, притча и анекдот, но в смелом изображении и яркой расцветке. «Человек живет словами», утверждал Лесков, и полнее всего может быть изображен своей речевой характеристикой. Живая лексика — вернейший путь к постижению психологии образа. Лесков изучал безбрежную стихию народного языка для выработки новой повествовательной манеры, расцвеченной всевозможными наречиями и жаргонами, варваризмами, неологизмами, обильной технической терминологией и богатым лексиконом вымышленных слов, придающих особый колорит, пестроту и веселость его неповторимо выразительной речи.

В последние годы жизни творческий путь писателя был омрачен глубоким духовным затмением. В 1891 в 11—12-м номерах возглавляемого масонами журнала «Вестник Европы» он опубликовал пасквиль на великого русского святого Иоанна Кронштадтского. В памфлете «Полунощники» он пытался очернить старца, выполняя заказ масонов «низвести с пьедестала народности “народного святого”», представляя его в виде аморального сектанта. Почему Лесков взялся за этот пасквиль, сейчас понять трудно. Возможно, сказались обида на то, что св. Иоанн Кронштадтский справедливо осудил др. пасквильное произведение Лескова «Мелочи архиерейской жизни», вышедшее в масонской газете «Новости» (1878). Есть сведения, что перед смертью Лесков глубоко сожалел о совершенном им поступке.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Н.С. Лесков. Торговая кабала. 1861 г.

Ясинский И.И. Н.С. Лесков (По поводу статей А. Волынского в «Северном вестнике»).

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Антинигилистический роман – вид романа в 60-70-е годы 19 века.

Сочинения:

Собр. соч. 2-е изд., с критико-биографич. очерком Р. И. Сементковского и библиографией соч. Лескова за 1860—89 / Cост. П. В. Быковым. Т. 1—12. СПб., 1889—96;

Полн. собр. соч. 3-е изд. Т. 1—36. СПб., 1902—03;

Избр. соч. / Вступ. ст. Б. М. Другова. Биография и коммент. А. Н. Лескова. М., 1946;

Собр. соч. Т. 1—11. М., 1956—58;

Собр. соч. Т. 1—6 / Вступ. ст. В. В. Троицкого. М., 1989.

Литература:

Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С.Лескова). Л., 1978

Лесков Н.С. Собрание сочинений, тт. 1–8. М., 1981–1983

Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982

В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983

Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л., 1984

Лесков А.Н. Жизнь Н.Лескова, тт. 1–2. М., 1984

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС