Латыши
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > >

ссылка на XPOHOC

Латыши

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Язык и история

Латыши – этим словом в современном русском языке обозначается коренной народ теперешней Латвии. Однако этот народ образовался только в 16-м – 17-м столетиях путем слияния четырех балтских народностей (см. латгалы, курши, земгалы, селы), а также ассимиляции одной финно-угорской народности (см. ливы). Но слово «латыши» гораздо старше 16-го века (как в русском языке, так и, тем более, в тех языках, откуда оно было позаимствовано). В таком случае можно спросить, кто же обозначался этим словом до того, как сформировался нынешний латышский народ?

Н.М. Карамзин во второй главе своей «Истории государства Российского» пишет: «Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.»

Итак, здесь «латышским народом» названы вообще все балты: включая и пруссов, и литовцев.

С другой стороны, по-особенному «латышами» именуются латгалы (летгола = ливонские латыши, а земгалы и курши – не ливонские латыши!).

Таким образом, видно, что во времена до формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле – все родственные им балтские народы.

Именно латгалы принесли корень «лат» в современную Латвию и тем самым дали ей имя; но сами они получили это имя отнюдь не в Латвии, а еще там, откуда они пришли, – в верховьях Даугавы (Зап. Двины). Именно там, на территории современной Белоруссии и приграничных областей России жил тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши); именно там пришедшие славяне впервые с ним встретились и приняли его самоназвание в качестве слова своего языка: «латыши»; именно там находилась их страна Латва.

Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э.: частично был истреблен на войне, частично был оттеснен в бесплодные места и вымер, частично был ассимилирован в русском (и особенно в белорусском) народе, а одна его часть в виде латгалов ушла на запад и в конце концов влилась в другой, в новый народ – «вторых латышей». Но «первые латыши» оставили заметный след в России и русском языке – в виде множества балтских («латышских») топонимов, и во множестве русских и белорусских прозвищ и фамилий типа Латышев, Лотыш и т.п., и даже отмеченного В. Далем слова «латышать» (происходящего, очевидно, от того, как «первые латыши» неправильно и с акцентом говорили по-русски).

Вновь образовавшийся у моря в низовьях Даугавы народ унаследовал (через латгалов) его имя и начал другую жизнь в современном мире.

Современные латыши как народ образовались путем слияния пяти прежних народностей – четырех балтских и одной финно-угорской.

Территориальное размещение пяти этнических элементов:

Расселение племен и государственные образования на территории нынешней Латвии ок. 1200 г. (в начале вторжения крестоносцев).

курши

земгалы

ливы

латгалы

селы

Карта из Латвийской Советской энциклопедии (1984).

О едином латышском народе (уже без племенных различий) можно говорить с 16-го века, но окончательно народ сформировался только в 20-м веке (см. латгальцы). Об особенностях хода этногенеза см. в статьях, посвященных отдельным этническим элементам (латгалы, латгальцы, курши, земгалы, селы, ливы).

После немецкого завоевания Ливонии (в т.ч. современной Латвии) в 13 веке местная аристократия, ставшая вассалами архиепископов и Ливонского ордена, смешалась с пришлыми рыцарями и онемечилась, образовав то сословие, которое позже стало называться «немецкими баронами» (прибалтийскими немцами). Латышский же народ консолидировался как народ почти исключительно крестьянский (не считая немногочисленных ремесленников в Риге и других городах).

Численность латышей сильно колебалась, сокращаясь после таких потрясений как Ливонская (1558–1583), Польско-шведская (1600–1629) и Северная (1700–1721) войны, и возрастая в мирное время. Число латышей в 1800 году можно оценить в 500.000. За 19-е столетие, когда Латвию почти не затронули никакие войны (даже Наполеон прошел в общем-то мимо) численность народа утроилась и достигла к концу 19-го столетия (перепись 1897 года) более 1,6 миллиона, из них 1,5 миллиона в Латвии и более 110 тысяч в других областях России. (Эмиграция на Северный Кавказ, а потом и в Сибирь, Башкирию, Петербург началась с 1840-х годов, когда Латвию поразили неурожай и жестокий голод).

1905 год, когда общее число латышей могло достигнуть 1,7 миллионов, был первым сильным потрясением после мирного и плодородного 19-го столетия – с этого момента прирост населения оборвался; потом следовали еще большие потрясения – Первая мировая и Гражданская война. В 1935 году число латышей все еще 1,7 миллионов – 1,5 миллиона в Латвии и около 200 тысяч в России. Новым потрясением были геноцид против латышей в России в 1930-х годах (среди примерно 200 тысяч находившихся в России латышей было расстреляно все взрослое мужское население почти поголовно) и Вторая мировая война, также сопровождавшаяся репрессиями и депортациями. Перепись 1959 года в СССР зафиксировала 1,4 миллиона латышей, из них неполных 1,3 миллиона в Латвии и 100 тысяч в России. Кроме того, в Западных странах находилась диаспора численностью около 200 тысяч – беженцы 1944 года, оставившие Латвию при приближении Красной армии. Перепись 1989 года зафиксировала в Латвии 1.387.000 латышей, что все еще на 79 тысяч меньше, чем в 1935 году.

Среди российских и западных латышей происходила ассимиляция, и сокращалось число людей, еще считающих себя латышами. В результате в 2005 году – столетие спустя – латышей в мире около 1,6 миллиона – меньше чем в 1905 году.

После восстановления независимости Латвии в 1991 году ожидаемое улучшение не наступило. Демографические показатели отрицательны – численность народа продолжает сокращаться. Кроме того, после падения «железного занавеса» и особенно после вступления Латвии в Европейский союз началась массовая эмиграция латышей на Запад.

Валдис Эгле


Основное население Латвии

Латыши, латвиеши (самоназв., восходит к имени латгалов), народ, осн. нас. Латвии (1390 тыс. чел.). Живут также в Рос. Федерации (46,8 тыс. чел.), Литве, Эстонии, Белоруссии, США, Канаде, Австралии и др. Общая числ. 1540 тыс. чел. Говорят на латышском яз. балтекой группы индоевроп. семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Лит. яз. на осн. среднелатыш. диалекта. Письменность с кон. 16 в. на лат. графич. основе. Верующие Л,— в оси. протестанты (гл. обр. лютеране), в Латгалии - католики.

Предками Л. были балтекие племена, поселившиеся на терр. Латвии в 3-2-м тыс. до н.э. В нач. 1-го тыс. н.э. сформировались близкие в культурном отношении этнич. образования: на побережье Балт. моря - курши, севернее р. Даугава — латгалы, в басе. р. Лиелупе — земга-лы, в юго-вост. Латвии - селы. В 10-12 вв. на землях латгалов возникают первые гос. образования - княжества Та-лава, Ерсика и Кокнесе. С кон. 12 в. началась нем. колонизация Латвии, завершившаяся включением ее в земли Ливонского ордена и других нем. княжеств. На терр. Латвии распространилось католичество, с 1-й пол. 16 в.- протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Вел. княжества Литовского, позднее - Речи Посполитой. В 1629 зап. часть отошла к Швеции. В 18 в. в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Рос. империи. В сер. 19 в. на осн. среднелатыш. диалекта сложился лит. яз. В 1920 Латвия получила независимость (в 1940-90 - Латв. ССР в составе СССР). В 1990 ВС Латвии принял Декларацию о её независимости.

Традиц. занятия - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии - лён) и животноводство (кр. рог. молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье -рыболовство. Традиц. ремёсла - обработка дерева, колеи, металла, янтаря, ткачество. У Л. различных областей - Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре. Традиц. поселения - однодворки (виенсетас), на В.- деревни рядовой и уличиой планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом - истаба, хоз. постройки - клеть, рига, хлев, баня) в разл. р-нах различно. Осн. тип традиц. жилища - сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Вид-земе и Курземе - и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (иамс) с кухней. Латгальская иста-6а, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печыо, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920-30-х гг. распространились многокамерные сел. дома типа коттеджей. В кон. 1940-х гг. началось переселение Л. с хуторов в посёлки, местонахождение к-рых в осн. совпадало с бывшими волостными центрами.

Традиц. жен. костюм - длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки - белые, головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, замужних - белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка - особым браным («цветочным») узором, накидка - богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних -под подбородком; девушки также носили металлич. венки, замужние женщины -тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до сер. 20 в.) отличался металлич. поясами, ярко-синими накидками с металлич. украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлич. или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на С— белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (спатене). Головной убор девушек - красный вышитый бисером венок, замужних — полотенчатый. Аугшземский костюм отд. чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латыш, жен. рубах) украшалась красной вышивкой, юбка — клетчатая или в светлую полоску, головной убор - полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник.

Муж. одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь - сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа — ратене. И муж. и жен. рубахи скалывались у ворота металлич. пряжкой. Со 2-й пол. 19 в. традиц. костюм начал выходить из употребления.

Традиц. пища — мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в осн. из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили т.н. молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиц. блюда - похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники - пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (напр., на Рождество и Новый год - свиная голова с кислой капустой, на Пасху -яйца и студень), на Иванов день (Ли-го) - «янов сыр» из творога. Традиц. напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.

Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество.

Наиб, развитые виды прикладного иск-ва - художеств, ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное нар. творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор - дайны (песни трудовые, сатирич., бытовые, календарные и др.).Осн. муз. инструменты - коклс (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Нар. песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 праздников песни.

Использованы материалы кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000.


Далее читайте:

Латгалы - древнелатышская народность в восточной части современной Латвии.

Латвиеши (latvieši; ед.число – latvietis) – самоназвание латышского народа.

Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») – коренное население восточной части Латвии (Латгалии).

Курши (по-латышски kurši, более древняя форма kursi, ед. число kursis; в древнерусских летописях корсь, кђрсь; немецко-латинское Curones) – балтская народность.

Земгалы - (Земигола), древнее латышское племя в средней части Латвии, в бассейне р. Лиелупе.

Селы - древнелатышский племенной союз, занимавший к 13 в. территорию на юге современной Латвии и соседний район на северо-востоке современной Литвы.

Ливы - финноязычный народ, живший в древности в северных и западных частях современной Латвии.

Штыков Г.В. Формирование полоцких кривичей.

Аполлон КУЗЬМИН. Проблема происхождения славян. 27.04.2009

Ухов Сергей. История Вятки как часть этнической истории восточной Европы. (в статье упоминается понятие  «летьгола».)

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС