Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы

ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 Автор

УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

3. Обживаемый мир

Быть в мире значит его обживать, т.е. делать его приемлемым для себя и на уровне этой приемлемости обрастать знанием знаков внутренней подкладки. Например, если на Крещение выпал снег, то известно, "коли снег приваливает вплоть к заборам - будет неурожай; коли не вплоть - урожай". Нет снега, посмотри на небо (ведь это та же "занавеска") и определи цвет облаков. По цвету узнаешь, урожайный или неурожайный тебя ожидает август. На окна - занавески, на стол - ге- рань, в озеро - водяного, в избу - домового, и вот мир начинает оживать. Все получает свой смысл, чин и по- рядок. Приметы, пословицы, загадки навешивались на окна мира, и он обживался, т.е. человек помещал себя в пространство, образуемое внешней и внутренней сторонами мира. Интуиция обживаемости в русской культуре связана с чувством завершенности мира. Ведь определить себя можно в мире, если он дан полностью и цели- ком, без изъятий и недоделок. В неполном мире все наши действия будут проваливаться без следа в "яму" становления. Закидать эту яму (или, как говорят физики, "черную дыру") нельзя в силу закона полноты. До- делывание мира, распределение существования - это вид зависимости человека от мира, способ его попадания в "черную дыру". Неопределенный мир нельзя определить, т.е. обжить.

Все, что не имеет начала и не имеет конца, стоит вне условий воспроизводства человека. Почему? Ответ на этот вопрос дан в рассказе о Егории Храбром, действия которого имеют смысл, если даны начала и концы мироздания, как даны начало и конец законченного музыкального произведения. Попасть в историю без конца - это значит попасть в ад действия, которое совершается без завершения. Земля - не ад, а люди живут на Земле. Это настроение передают следующие стихи:

"Гой, земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная!
Всех еси нас породила,
Выпоила, вскормила,
И угодьем наделила;
Ради нас своих детей,
Земля еси народила
И злак всякий накопила,
Вольчей беса отгоняти,
И в болезни помогати"6.

Если нам плохо и нет у нас уже сил, нам слова этой песни рекомендуют обратиться со своими бедами к Земле. Этому телесно-конечному принципу человеческого существования. История же выговаривается без умолку, без конца, т.е. без надежды когда-либо выговорить себя. Становящийся мир - это идея беспочвенного человека, ибо этот человек может жить при условии, что мир становится на ноги, никогда на них по-настоящему не встав.


5 Бессонов П. Калики перехожие. С. 270.

6 Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 145.

Оглавление

Перепечатывается с сайта

http://www.philosophy.ru 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003