Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы

ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 Автор

УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

 Оглавление

Предисловие

Глава I. Экология. Вариации на современную тему

1. Экологический кошмар

2. Квазиантропологический подход к экологии

3. Онтология экологического умонастроения

4. В погоне за ускользающей сущностью

5. Ложное бытие. Структура проектного сознания

6. Второсортная субъективность. Ее симптомы

7. От упрощенного субъекта к бессубъектности

Глава II. Реабилитация природы человека

1. Человеческое в человеке: феномен субъективности или субъектности?

2. Человек как рабочая сила и феномен имморального человека

3. Существует ли нормальный человек?

4. Испытанное словом

5. Непубличная душа

6. Забвение избыточности бытия

7. Поддельная свобода

Глава III. Сила, обессилившая науку

1. Живое знание

2. Обитаемое бытие

3. Обживаемый мир

4. Доопределяющийся мир

5. Природа как индивид

6. Спонтанность бытия

7. Идеальный объект и бессубъектное изображение природы

8. Призраки рациональности

9. Ноосферные иллюзии

Глава IV. Иск истине

1. П.Фейерабенд: Прощание с позитивистской Касталией

2. Метафизические мечтания Вернадского

Глава V. Интуиции русского космизма

1. Космос

2. Дом

3. Интуиции

4. Три течения

5. Имена и история

6. Антропокосмизм и гуманизм

7. Душа и космос

8. Кочующее человечество

9. Множественность разумных миров и проблема понимания

10. От искусственного порядка к естественному ходу вещей

Глава VI. Страсти по грядущей цивилизации

1.Цивилизационный сдвиг

2.Третья волна - это еще не девятый вал

End Table C.  


Предисловие

Идея этой книги возникла после одной из лекций М.К.Мамардашвили, прочитанной о Канте. Понятно, что Кант запрятал бытие в сноски, в примечания. Но Мераб (как мы тогда называли Мамардашвили) повернул дело так, что уже и Кант оказался у него причастным к делу бытия, т.е. бытие у Канта в истолковании Мамардашвили представало в качестве всей полноты взаимодействия субстанций. Мне эта мысль понравилась (впрочем, как и многие другие мысли Мамардашвили). И я стал придумывать различные образы бытия.

Если я не могу сказать, что бытие было и не могу сказать, что бытие будет, то что из этого следует? Бытия не было и не будет. Оно есть. Вот экология. Каким оно (бытие) есть внутри этого феномена? Побочным, т.е. на обочине у чего? У деятельности. Бытие узнается по косвенным, непрямым результатам деятельности. А сознание, которое косит, т.е. смотрит не прямо, а на обочину, я назвал экологическим сознанием. Нельзя ли на обочину отправить деятельность, а не бытие? Вот в чем вопрос. То есть пусть бытие бытийствует, а человек действует, но как нечто незаконнорожденное бытием. Обсуждение всех этих проблем составило первую главу книги "Экология: вариации на тему".

Во второй главе я попытался засечь бытие на том месте, на котором бывает человек. Каким способом бытие дает о себе знать здесь? Безъязыким, немым. Почему? Потому что человек - существо слишком болтливое, разговорчивое. Но бытие есть то, что не было. У него нет прошлого. А все, что прошло, составляет сущность того, что есть. Что составляет сущность? То, что проходит мимо бытия. Бытия не будет. У него нет будущего. А будущее - это истина того, что есть. Истина ускользнула от бытия в будущем. Иными словами, в контексте рассуждений о человеке бытие появляется в качестве того, что есть без сущности и без истины. Оно ускользнуло от них. Сущность и истина - распятие чело- века. И висит человек на этом кресте, а под ним бытие. Висит и болтает, рождая своей болтовней науку. Каким же способом представлено бытие в феномене науки? Как сила, обессилившая науку. Что может обес- силить знание? То, что нельзя определить. Бытие неопределимо. Его нельзя знать заранее. В феномене науки бытие представляет себя как спонтанность. Бытие избыточно для науки.

В главе "Иск истине" обсуждается один вопрос: где же истина, если она в будущем? Там, где потеряли бытие, т.е. в науке, или там, где его нашли, т.е. вне науки? А кто вне науки? Колдуны. Существует ли различие между учеными и колдунами? Бытие все равно вне истины. Эта истина делает условным различие между учеными и колдунами. Наша жизнь неверная. Фейерабенд это понял и пошел к постмодернистам. Вернадский это тоже понимал. Но пришел он к русским космистам.

В главе "Интуиции русского космизма" бытие понимается вне времени. Бездомное бытие находит свой дом в просторе протяженного. А это космос, в котором нет ни развития, ни прогресса. А что есть? Возвращение. В последней главе "Страсти по цивилизации" бытие предстает в качестве того, что замещается. Что замещает? Цивилизация, которая узнается по замещенному бытию последнего человека. Ниже последнего человека уже нельзя упасть. Замещение возвращает нас к вариациям на тему экологии. Круг замкнулся. Что есть бытие? То, что ускользает в просторе протяженного.

В 1988 году я закончил работать над книгой и отнес ее в издательство. Прошло пять лет. И вот, кажется, книга издается. Но бытие меня уже не интересует. Вернее, я связывал его с истиной, знанием, сущностью, со- знанием и прочими премудростями, а русский язык связал все эти вещи не с бытием, а с общиной, с общим, с артелью, с миром. А где же бытие? Оно там, где быт. Совместное бытие и есть быт. Со-бытие оказалось не событием, а тишиной быта. В быте теперь мне важна избыточность относительно повседневности. Но это тема другой книги.

Хочу напомнить читателю, что первые три параграфа второй главы написаны мной вместе с Т.В.Костылевой. 


Выходные данные книги:

Научное издание

ГИРЕНОК Федор Иванович

Ускользающее бытие

Утверждено к печати Ученым советом

Института философии РАН

В авторской редакции

мл. редактор Е.Н.Федина

Художник В.К.Кузнецов

Корректор Т.М.Романова

Лицензия ЛР ь020831 от 12.10.93 г.

Подписано в печать с оригинал-макета

19.05.94.

Формат 70х100 1/32. Печать офсетная.

Гарнитура Таймс.

Усл.печ.л. 6,87. Уч.-изд.л. 10,26.

Тираж 500 экз. Заказ ь 031.

Оригинал-макет подготовлен к печати

в Институте философии РАН

119842, Москва, Волхонка, 14.

Оператор Л.А.Карамнова

Программист М.В.Лескинен

Отпечатано в ЦОП Института философии

РАН

118942, Москва, Волхонка, 14

Ответственный редактор кандидат философских наук В.И.Аршинов

Рецензенты: доктор философских наук А.А.Горелов; доктор философских наук Г.С.Гудожник  

Перепечатывается с сайта

http://www.philosophy.ru 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003