Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы

ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 Автор

УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

7. Душа и космос

Новый порядок вещей утверждался в России под знаком того вопроса, который эпос относит к спору царя Водяника и царицы Водяницы, подслушанному Садко. "Что на Руси деется, - спрашивали они друг друга, - булат ли дороже золота, али красно золото дороже булат-железа?"37. Вот этим вопросом-образом питались инту- иции русской философии. Этот образ делает осмысленными вопросы типа "Что делать?", "Куда идти?", "Когда же придет настоящий день и откроются истинные пути человечества?"

В истинном направлении мы движемся или не в истинном? - на этот вопрос нет ответа. Вернее, на него, как утверждает русский эпос, нельзя ответить "по-царски", теоретически. Ведь жизнь - это не потусторонний процесс, а посюсторонний. И поэтому она не течет из "явленного здесь" в "неявленное там". О содеянном в жизни мы узнаем от свидетелей, от "Садко", а не от экспликации скрытых логических сущностей.

Понимание мира в русском космизме строится на основаниях, исключающих "потусторонние" сущности и неявленные субстанции бытия. Как заметил Циолковский, "Никто и никогда не обнаружил потустороннего мира, хотя всякого обмана была масса". Весь мир здесь и он явлен. Для того, чтобы он был здесь, на место неявленного бытия русским космизмом ставится "обладание небесным пространством". По этому знаку он узнается. "Отказавшись от обладания небесным пространством, - замечает Н.Ф.Федоров, - мы должны будем и отказаться... от нравственного существования человечества", от безусловной нравственности, т.е. души38. Смыслообразующая связь "души и космоса" описывается Федоровым в терминах идеи воскрешения. Циолковский же предпочитает в данном случае говорить о "Воле Вселенной", Холодный - о "Вселенной бесчисленных двойников". В.И.Вернадский, понимая, что в природе есть нечто такое, что не может быть сведено к энергии и материи, мучительно искал слово, которое стало бы обозначать это нечто. Для его обозначения, как писал Вернадский, "слово сознание не подходит" Но подходят ли, спрашивал он себя, такие слова, как душа, воля, энтелехия? Отвечая, он останавливается на "непроизвольной воле" человека, действующего в космосе натуралиста.

Устраивая свои земные дела, мы не можем не обнаружить (если верить былинам) "подводного царства", к которому у нас нет логически однородного перехода. Иными словами, мы не можем какое-то содержание нашей внутренней жизни перевести во внешний план, придавая ему устойчивость формально организованной действительности. То есть, сделать так, чтобы то, что живет в нас, срабатывало независимо от нас. Внешний план как бы уже заполнен сцеплением сил, имеющих иной (нечеловеческий) источник своего существования. "В мире, - с печалью говорил Циолковский, - неизмеримо больше камня, чем мысли, больше огня, чем мозговой материи"39. Вот этот образ "заполненности" внешнего мира, мешающий укорениться в нем содержа- ниям внутренней жизни, имеет решающее значение для понимания одной из особенностей развития русской мысли ХIХ в. и, следовательно, для понимания русского космизма. Нереализованные во внешнем мире содержания внутренней жизни не исчезают. Они остаются, накапливаются и дают о себе знать в плетении, как говорил В.В.Розанов, "чулка жизни". Для того, чтобы обозначить невидимую, но всеми ощутимую тяжесть нереали- зованного бытия, в русской философии использовались разные слова. Самым популярным из них стала "душа"40.

Неосуществленное, невыговоренное вовне бытие - это и есть душа, которую русская философия ХIХ в. ис- кала и никак не могла найти. Во всяком случае, в Европе. В конце концов, она нашла ее у себя дома, в России. Но не потому, что Россия страдала от избытка "мозговой материи". В ней было и внешнее, и внутреннее. Но не было механизмов осуществления внутреннего во внешнем. Существует же не только то, что выполнено, но и то, что не выполнено. Не сделано. Несделанное действует уже одним тем фактом, что оно просто есть. И это воздействие оставляет следы на физиономии жизни. Особенно в России, что подметил В.Соловьев.

В Европе внутреннее содержание сознательной жизни "выдавливалось" во внешний план бытия. И поэтому бытие у "бентамитов" (В.Ф.Одоевский) раци- онально. В нем есть сознание и воля, и все, что держится самосознанием и волей. Но у них нет души, т.е. нет "осадка", невыговоренного бытия. И поэтому мир для них - "машина", а жизнь - деятельность человека, пре- следующего свои цели. Душе нужна избыточность, рациональность же подчиняется правилу: "что полезно - то позволено"41. Способ реализации человека, испытанный бентамитами в Северо-Американских штатах, ведет, как заметил Одоевский, к "городу без имени", без безусловной нравственности.

Существование неосуществленного, воздействие несостоявшихся состояний бытия образует особую (мистическую, по словам А.С.Хомякова) сторону бытия, соизмеримого с человеком. В ХIХ в. русский космизм начинает поиски пространства, соразмерного душе человека; определение внешней величины, с которой сопряжена внутренняя жизнь людей. Для того, чтобы растворить "осадок" внутренней жизни человека, требуется космос. Более того, "...Для этого должны пройти миллиарды лет космической эры"42. В терминологии В.И.Вернадского это означает, что биогенный эффект ноосферы смогут увидеть только наши отдаленные по- томки: он проявится ярко и ясно только через сотни, едва ли десятки декамириад. Становление ноосферы естественный процесс, а не искусственный. Его нельзя ни ускорить, ни отменить. В искусственных средах души не растут и себя не проявляют. Душа и космос - однопорядковые величины, т.е. проявление души хотя бы в одном человеке - это космическое событие, а не земное.

Пока существуют нереализованные во внешнем плане бытия содержания человеческой жизни, не существует причин для того, чтобы была безусловная нравственность. Условное добро существует, а безусловного нет. И поэтому "овладение небесным пространством" - нравственная задача человечества, а не технологическая. По словам Н.Ф.Федорова, только дело, соразмерное с космосом, может преодолеть нечеловеческое в человеке и захватить всю его душу, реализуя ее полностью и без остатка.

Реализованная душа - это органическая душа. Но не в том смысле, в котором об "органике" говорят химики или биологи, а в ином, небиологическом смысле этого слова. То, что мир человеческих феноменов не имеет никакого отношения к материи, из которой вырос человек, знал уже Аристотель. Об этом он рассказал в своем учении о свойствах "растительной души". Но вот в новое время в разряд этих феноменов стало зачисляться только то, на чем стояла метка "воля", т.е. человеческое - это нечто волевое, произведенное с волей. Но воля разделяет людей, а произвол убивает человеческое в человеке. Ум, добро, совесть произведены не волей и держатся они не самосознанием. Если человек добр и знает о том, что он добр, то возникает опасность рефлексивной и волевой организации его добра. А организованное добро можно купить. Ведь всегда найдутся люди, которые за деньги готовы на все, даже на добрые дела. Орга- низованная совесть оставляет лазейку для того, чтобы ею кто-то водил нас за нос. Эта опасность исчезает, если человек добр и не знает о том, что он добр. Человеческие феномены возникают вне воли и самосознания. Они сами себя делают в нас. Вернее, в нас они делают нас, но независимо от нашей воли. Есть вещи, которые мы делаем не с напряжением воли, а само собой, спонтанно и без извлечения "Я" из содержания сделанного. И надо сохранять эту спонтанность, "чтобы, - как говорили в XVIII веке, - не ослабли все сопрягающие людей узы"43, т.е. чтобы люди не "съели" друг друга. Вот эти "сопрягающие людей узы", если на них нет следа воли и произведенного волей, в русской философии называли органической душой, тем, чем все держится. К.Э.Циолковский называл их "волей вселенной", т.е. безусловной волей. Между тем действия людей определяются их частной волей. "Условная воля есть воплощение наших мыслей и желаний в жизнь. Например, я хочу построить дом и строю, хочу изобрести какую-либо машину и изобретаю, хочу осуществить ее и осуществляю"44. Безусловная воля "порождена Вселенной". Частная (условная) воля зависит от многих побочных обстоятельств. Например, ей мешает обычная человеческая лень. Но вот когда мы что-то не можем не сде- лать, то это значит, что в нас, согласно Циолковскому, срабатывает безусловная воля. Она находит нас и мы уже невольны в выборе ума и глупости, добра и зла. В этот момент нас заселяют "духи давно прошедших времен", и мы слышим "голос Вселенной", т.е. какие-то времена проходят, а чувства и мысли проходящих времен остаются. И если мы живем этими чувствами и мыслями, то в нас, как писал В.И.Вернадский, "непроизвольно действует ум и воля"45. Только люди, как говорит Циолковский, ждут правды и хотят услышать голос вселенной.

В этих словах выражается соразмерность человека со вселенной, в них срабатывает интуиция целостного восприятия мира.


36 Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. С. 308.

37 Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. С. 28.

38 Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С. 361.

39 Чижевский А.Л. Указ. соч. С. 419.

40 Данилевский В.Я. Душа и природа. Харьков, 1897.

41 Одоевский В.Ф. Город без имени // Взгляд сквозь годы. М., 1977. С. 226.

42 Чижевский А.Л. Указ. соч. С. 420.

43 Лопухин И.В. Злоупотребление разума некоторыми новыми писателями и опровержение их вредных правил. М., 1787. С. 6.

44 Циолковский К.Э. Воля Вселенной // Грезы о Земле и небе. Тула, 1986. С. 307.

Оглавление

Перепечатывается с сайта

http://www.philosophy.ru 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 15.02.2003