Грановский Тимофей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Грановский Тимофей Николаевич

1813-1855

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Тимофей Николаевич Грановский

Грановский

Грановский Тимофей Николаевич (9.III.1813 - 4.Х.1855) - русский ученый и общественный деятель. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839-1855). Родился в Орле в дворянской семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1835). Изучал труды Гиббона, Тьерри, Гизо и других; сблизился с Н. В. Станкевичем. Русская действительность, увлечение свободолюбивым творчеством Пушкина, Шиллера влияли на формирование антикрепостнических настроений Грановского. До 1839 года в Берлинском университете занимался у Л. Ранке, Ф. К. Савиньи, К. Риттера и других, изучал философию Гегеля. В 1839 году приступил в Московском университете к чтению первого курса истории западноевропейского средневековья, заложив основы его научной разработки. Принадлежал к кругу так называемых западников, активно выступал против реакционной идеологии, полемизировал со славянофилами, подчеркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Ломая рутинное отношение к науке, стремился связать ее с жизнью, поставить на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обреченности. Сущность прогресса понимал идеалистически, выражение его видел прежде всего в развитии идей, в распространении просвещения, в «нравственном совершенствовании людей». Уже в первых курсах, пользуясь материалами истории прошлого, Грановский смело выступил с кафедры университета против насилия над крепостным крестьянством, против николаевского деспотизма. Принимая диалектику Гегеля, отвергал реакционные черты его философской системы; выступал против национализма, расизма, подчеркивал историческую роль славянства, необходимость изучения жизни народов Востока. Демократические тенденции в творчестве Грановского, «пропаганда историей» послужили основой для сближения его с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, хотя Грановский не вышел за рамки буржуазно-либеральной ограниченности, не достиг уровня их материалистических и революционных идей. В 1845 году вышла в свет магистерская диссертация Грановского «Волин, Иомсбург и Винета», в 1849 году - докторская «Аббат Сугерий», в 1847-1848 годы - обозрение «Историческая литература во Франции и Германии в 1847 г.», ряд рецензий на русские исторические труды и др. В 50-е годы начал работать над учебником всеобщей истории (частично опубликован). В 1843-1844 годы Грановский читал свой первый публичный курс, который Герцен оценил как крупное общественное событие, второй курс - в 1845-1846 годы, третий - в 1851 году (опубликован в 1852 году).

Грановский как историк-просветитель покорял аудиторию не только ораторским талантом и глубокой разработкой исторических проблем, но и идейной направленностью лекций. Он подчеркивал необходимость разработки истории народа, одного «из самых живых вопросов современной науки». С нищетой и «пауперизмом», с обезземеливанием крестьян, с восстаниями рабов и колонов связывал кризис поздней Римской империи. Яркие картины феодального быта, рассказы о тяжкой судьбе рабов или французских виланов наталкивали слушателей на сопоставление с русской крепостнической деревней. Проявляя интерес к истории средневекового города, Грановский подчеркивал его внутренние социальные противоречия. С особым интересом изучал так называемые переходные эпохи. В лекциях 1845 года отмечал неизбежность таких исторических периодов, когда противоречие «может быть уничтожено только насилием». В то же время опасался решительных революционных действий народа и, полемизируя с Белинским, отдавал предпочтение не якобинцам, а жирондистам. Крестьянскую войну в Германии оценивал как крупнейшее выступление крестьян, с сочувствием говорил об их «ужасной участи» после поражения восстания, однако решит, характер действий восставших, радикализм идей Мюнцера смущали Грановского. Эта же противоречивость сказывалась в оценке роли государства в развитии общества, в идеализации отдельных государственных деятелей, в попытках увидеть в рыцарстве и церкви силы, способные смягчить антагонизм между феодалами и крестьянами. В то же время Грановский внимательно изучал конституционные формы правления, выступал против монархического деспотизма, обличал католическую церковь, душившую просвещение и науку. В конце 40-х годов в условиях развития общественной мысли в России и революционных событий на Западе Грановский переживал творческий подъем. Возмущался расправой реакции с французскими пролетариями в 1848 году. Возросла полемичность лекций Грановского, усилилось внимание к проблемам социальной и экономической истории, к народу, как создателю богатств «для немногих», борцу против национального порабощения. С особой силой в пору реакции конца 40-х годов звучали слова Грановского в защиту крепостного крестьянства, против принижения человеческой личности, против гонения на свободную мысль. «...Встречая Грановского на кафедре, - писал Герцен, - становилось легче на душе. "Не все еще погибло, если он продолжает свою речь", - думал каждый и свободнее дышал» (Собр. соч., 1956, т. 9, с. 122).

В 50-е годы Грановский не поступился основами своих передовых убеждений, хотя его идейные колебания усилились. Он стремился самостоятельно решить ряд теоретических проблем. В речи 1852 года «О современном состоянии и значения Всеобщей истории» Грановский искал новые основы для своей методологии истории, оставаясь, однако, идеалистом; критиковал Гегеля за его «произвольное построение Всеобщей истории», поставил вопрос о влиянии естественных условий на жизнь общества. В работе «О родовом быте у древних германцев» (1855), сохраняющей научное значение и поныне, Грановский полемизировал с немецкой шовинистической историографией; анализируя древнегерманскую общину, подчеркивал общность развития различных племен. Чернышевский, вопреки дворянским и буржуазным историкам, отрицавшим самостоятельность Грановского как ученого, видел в нем оригинального исследователя, прокладывавшего новые пути в науке, «просветителя своей нации». Герцен, создавший яркий образ Грановского в «Былом и думах», отмечал, что кафедра Грановского в свое время выросла «в трибуну общественного протеста». Грановский оказал большое влияние на развитие русской история, науки.

С. А. Асиновская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: Сочинения, 4 изд., М., 1900; Письма Т. Н. Грановского, "Звенья", 1935, (No) 5, 1936, (No) 6; Т. Н. Грановский-Герцену, "ЛН", т. 62, М., 1955; Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья, М., 1961.

Литература: Станкевич А. В., Т. Н. Грановский. Биогр. очерк, в кн.: Т. Н. Грановский и его переписка, 2 изд., т. 1-2, М., 1897; Ветринский Ч. (В. Е. Чешихин), Грановский и его время, 2 изд., СПБ, 1905; Герцен А. И., Собр. соч., т. 2, 9, М., 1954-56; Чернышевский Н. Г., Соч. Т. Н. Грановского, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Нифонтов А. С, Россия в 1848 г., М., 1949; Косминский Е. A., Жизнь и деятельность Т. Н. Грановского, "Вестник Моск. ун-та", 1956, No 4; Данилов А. И., Т. Н. Грановский и нек-рые вопросы социальной истории раннего средневековья, "Уч. зап. Томского гос. ун-та", No 16, 1951; КертманЛ. Е., Эволюция ист. взглядов Т. Н. Грановского, "Науковї записки Київського державного ун-ту", т. 6, в. 1, 1947; Асиновская С. A., Из истории передовых идей в рус. медиевистике (Т. Н. Грановский), М., 1955; Алпатов М. A., Труды Т. Н. Грановского, в кн.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955.


Вернуться на главную страницу Грановского

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС