Рейналь Гийом Томас Франсуа
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рейналь Гийом Томас Франсуа

1713—1796

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Гийом Томас Франсуа Рейналь

Рейналь Гийом Томас Франсуа (1713—1796), французский историк, социолог, представитель Просвещения; сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро, критиковал абсолютизм, католическую церковь, колониализм.

+ + +

Рейналь (Raynal) Гийом-Тома-Франсуа (11 апреля 1713, Сен-Женьез-ан-Руерг – 6 марта 1796, Шайо) – французский философ и историк, один из идеологов Просвещения. Получил религиозное образование. В 1748 году оставил карьеру священнослужителя и посвятил себя литературно-философской деятельности.

Философские взляды Рейналя близки мировоззрению таких просветителей, как Дидро и Гольбах. Широкую известность ему принесла изданная анонимно в 1770 году в Амстердаме шеститомная работа «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» («Histoire philosophique et politique des établissements et de commerce des européens dans les deux Indes»), содержавшая критику абсолютизма и обращения колонизаторов с коренным населением колоний. В короткий срок книга выдержала несколько изданий, но была осуждена парижским парламентом в 1781 года на сожжение. Рейналь был вынужден эмигрировать. В 1787 году он возвратился во Францию. Рейналь критиковал теорию общественного договора, причину возникновения частной собственности и социального неравенства видел в эволюции земледелия, промышленности и торговли. В 1789 был избран депутатом Генеральных Штатов от Марселя, но отказался от мандата из-за преклонного возраста. В 1790 году написал «Письма аббата Рейналя Национальному собранию Франции», где подверг критике основные акты конституционного собрания.

M.M. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 433.


Рейналь (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3. 1796, Париж), французский историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Рейналь поселился в Париже (1747), где занимался литературной работой и сотрудничал в  «Энциклопедии» Дидро. Главное произведение Рейналя — «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую критику феодально-абсолютистских порядков, католической церкви и колониализма. Книга была в 1781 году осуждена французским парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Рейналь бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 году вернулся на родину. Рейналь пропагандировал опыт буржуазных революций, изучал программу буржуазно-демократических преобразований. В период Великой французской революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюционных тенденций крупной буржуазии, то против углубления революционной борьбы.

Как философ Рейналь стоял на позициях метафизического материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количественные изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Рейналь был сторонником сенсуализма. Социологическая концепция Рейналя — своеобразный экономический материализм. Рейналь принадлежал к тем мыслителям, которые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм («робинзонаду»), Рейналь сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Рейналь считал эволюцию земледелия, промышленности и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Рейналь видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.

Идеи Рейналя оказали влияние на Сен-Симона, французских историков эпохи Реставрации, Радищева.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784.

Литература: Зельманова Г. Л., Рейналь — как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere Α., Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P., 1922; Wоlpe H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes» et ses perfectionnements, P., 1957.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, ч. 1–6, пер. с франц. М., 1805–11; 1834–35.

Литература:

Зельманова Е. Рейналь – историк философии. – «ВФ», 1961, № 5;

Плимак Е.Г. Злоключения буржуазной компаративистики (К вопросу о характере политических концепций А.Н.Радищева и Г.Рейналя). – «История СССР», 1968, № 3;

Lunet В. Biographie de l’abbé Raynal. Rodez, 1866;

Feugère A. Un précurseur de la Révolution : l'abbé Raynal. Angoulême, 1922;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС