Симпликий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Симпликий

490-560

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Симпликий

Симпликий, Симплиций (Σιμπλίκιος) (ум. 549) — древнегреческий философ, представитель неоплатонизма. Преподавал в Афинах и Александрии; после закрытия в Афинах Академии платоновской (529) до 533 г. жил в Персии, позднее вернулся в Грецию. Автор комментариев к сочинениям Аристотеля.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 389.

Симпликий — один из последних философов-неоплатоников. Родился около 490 г. в Киликии, умер в 560 г. в Афинах. Учился в Александрии у философа Аммония, затем приехал в Афины, где обучался у Дамаския, позже стал преподавать в Академии. В 529 г. афинская Академия была закрыта по распоряжению императора Юстиниана I, и вместе с главой Академии Дамаскием и другими академиками Симпликий бежал в Иран ко двору шаха Хосрова. Однако уже в 533 г. Симпликий вернулся и поселился в Харране, на восточной окраине империи. Последние годы своей жизни провел в Афинах. Написал комментарии к «Беседам» Эпиктета, содержащие нападки на христианство и императора Юстиниана I, и ценные комментарии к трудам Аристотеля, в которых сравнивает его философскую систему с философией Платона. Как комментатор Симпликий придерживался принятой в поздней Академии традиции примирять Платона с Аристотелем, но часто он отдает при этом предпочтение Аристотелю. Тексты Симпликия — важный источник по истории греческой философии: в частности, благодаря комментарию к «Физике» Аристотеля до нас дошло большинство фрагментов из сочинений досократиков, в особенности Гераклита и Парменида. Наибольший интерес в учении самого Симпликия представляют его размышления о пространстве и времени, а также полемика с Иоанном Филопоном по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера человеческого познания.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.295-296.

Симпликий (Σιμπλίκιος) Киликийский (ок. 490–560) – греческий философ-неоплатоник. Известен прежде всего как комментатор Аристотеля. Ученик Аммония, сына Гермия. Симпликий приехал в Афины и стал преподавать в Академии под началом Дамаския, по-видимому, незадолго до 529, когда Афинская Академия была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Вместе с Дамаскием и другими академиками Симпликий бежал в Персию ко двору царя Хосроя, однако вскоре вернулся и с 533 года жил где-то у восточных окраин Империи (вплоть до недавнего времени считалось, что последние академики вернулись каждый к себе на родину и школа распалась; в 80-е гг. появились работы М.Тардье и И.Адо, где доказывается, что они поселились в Харране и сохранили школу неоплатонической философии). Все известные нам сочинения Симпликия написаны после 533 года. До нас дошли комментарии Симпликия к аристотелевским работам «Физика», «О небе», «О душе» (как убедительно доказывает Г.Блюменталь (1996), этот комментарий не принадлежит Симпликию), «Категории»; к «Руководству» Эпиктета; к «Искусству» Гермогена и к трактату «О пифагорейской школе» Ямвлиха (последние два не изданы). Не сохранились комментарии к «Метафизике» и «Метеорологике» Аристотеля, «Началам» Евклида и «Физике» Теофраста.

К 6 веку в неоплатонических школах сложилась прочная комментаторская традиция; комментарии писались по-разному – в расчете на разные уровни подготовки слушателей. Симпликий пишет в рамках школьного канона; его комментарий к Эпиктету носит пропедевтический характер, к «Категориям» – предназначен для начинающих, а комментарии к аристотелевским «О душе», «О небе» и «Физике» рассчитаны на серьезно подготовленного читателя. Не исключено, впрочем, что последние писались вовсе не для школы, а «в стол, для будущих ученых» (Г. Дерри), настолько они основательны, подробны и изобилуют цитатами. Только благодаря комментарию Симпликия к «Физике» до нас дошло большинство фрагментов досократиков, в особенности Гераклита и Парменида; ср. замечание Симпликия о том, что вопреки принятым правилам он хочет процитировать 50 стихов Парменида о Едином полностью, ибо списки их редки и вскоре могут вовсе исчезнуть (In Phys. 144, 25–8).

До недавнего времени сочинения Симпликия исследовались гл.о. как источник по истории греческой философии. Как самостоятельный мыслитель он стал изучаться лишь в последние годы. По манере изложения, вкусу к детальной аргументации Симпликий ближе к мыслителям средневековой схоластики, нежели к классикам неоплатонизма, от которых его отличает подчеркнутая сдержанность и трезвость мысли – он никогда не воспаряет в метафизические и мистические высоты. Придерживаясь принятой в школе традиции примирять Платона с Аристотелем, в тех случаях, когда согласовать их точки зрения невозможно, Симпликий чаще отдает предпочтение Аристотелю. Наибольший самостоятельный интерес представляет учение Симпликия о пространстве и времени, а также его полемика с Иоаннам Филопоном по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера человеческого познания в комментарии к «Физике».

Т.Ю. Бородай

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 541-542.

Симпликий (Σιμπλίκιος) из Киликии, древнегреческий философ-неоплатоник 1-й половины 6 века. Комментатор Аристотеля, последний представитель афинской школы неоплатонизма. Учился в Александрии и Афинах, сочетал спекулятивно-метафизические интересы афинской школы со сциентизмом александрийской. Последний греческий философ, в своих сочинениях противостоявший христианству. После эдикта Юстиниана (529), запретившего преподавание философии в Афинах и закрывшего платоновскую Академию, вместе с Дамаскием и пятью другими платониками эмигрировал в Персию (покровительство Хосрова I) в надежде возродить закрытую школу; в 533 году вернулся в Византию, где написал большую часть своих комментариев. Основной из них — к «Метафизике» — утрачен; сохранились комментарии к: 1) «О небе», 2) «Категориям», 3) «Физике», 4) «О душе», а также 5) «Руководству» Эпиктета (возможно, написанный уже в Александрии). До сих пор не изданы комментарии к 6) «Ораторскому искусству» Гермогена из Тарса и 7) «О школе Пифагора» Ямвлиха. Тенденция к согласованию Платона и Аристотеля, изначально свойственная неоплатонизму и воспринятая им через средний платонизм от Антиоха из Аскалона и Посидония, доведена у Симпликия до тезиса об абсолютной гармонии их взглядов: любые противоречия (в том числе открытая полемика Аристотеля с Платоном) признаются мнимыми и относящимися к словесному выражению. Ненаучность этой установки не отразилась на исключительно высоком уровне комментариев к Аристотелю, интеллектуальная ясность, методическая строгость и герменевтическая трезвость которых ставят Симпликия, по традиционному мнению, на 2-е место после Александра Афродисийского. Уверенность Симпликия в том, что учения вообще всех греческих философов по своей сути тождественны и выражают ту же самую мудрость, что и Платон (различение чувственного и умопостигаемого мира), обусловила его интерес к ставшим уже большой редкостью текстам досократиков. Симпликий намеренно приводил пространные цитаты (особенно в бесценном комментарии к «Физике») из Парменида, Зенона, Мелисса, Эмпедокла, Анаксагора и Диогена Аполлонийского, составляющие почти все или наиболее существенные фрагменты этих философов, дошедшие до нас.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Комм. 1—4 изданы в серии CAG, v. 7, В., 1894; v. 8, В., 1907; v. 9—10, В., 1882—95, v. 11, В., 1882; комм. 5 — в кн.: Theophrasti, Characteres..., emend. F. Dübner, P.,

Литература: Praechter K., Simplicius, в кн.: RE, 1927, Hlbbd 5, col 204—13; H a do t I., Le Probleme du NeOplatonisme Alexandrin, Hierocles et Simplicius, P., 1978.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Тексты и переводы:

Simplicii In Aristotelis Categories commentarium, ed. К.Kalbfleisch. В., 1907 (CAG, VIII);

In De Caelo commentaria, ed. I.L.Heiberg. В., 1907 (CAG, VII);

In Physicorum libros... commentaria, ed. H.Diels, В., 1882–95 (CAG, IX–X);

In libros De Anima commentarium, ed. M.Hayduck. В., 1882 (CAG, XI);

Hadot I. (ed.), Simplicius: Commentaire sur le Manuel d’Épictete, introd. et éd. critique du texte grec. Leiden, 1996;

Commentaire sur les Catégories: trad., comm., sous la dir. de I.Hadot, fasc. l–4. Leiden, 1990–1997.

В серии The Ancient commentators on Aristotle, ed. by R.Sorabji. L., Duckworth & Ithaca: On Aristotle’s Physics 2, transl. by B.Fleet, 1996;

on Phys. 4.1–5, 10–14, transl. by J.O.Urmson, 1992;

on Phys. 5, transl. by P.Lautner, J.Urmson, 1997;

on Phys. 6, transl. by D.Konstan, 1989;

on Phys. 7, transl. by Ch. Hagen;

Corollaries on place and time, transl. by J.О.Urmson, 1992;

On Aristotle’s On the Soul 1.1–2.4, transl. by J.Urmson, P.Lautner; 2.5–2.12, transl. by J.Urmson, С.Steel, 1998;

On Aristotle’s Topics 1, transl. by J. M. van Ophuijusen, 1998.

Рус. пер.: Комментарий к «Физике» Аристотеля (кн. 1, гл. 1), пер. и вступ. ст. Т.Ю.Бородай. – В кн.: Философия природы в античности и в средние века. М., 1998, с. 101–140.

Литература:

Hadot I. Le problème du néoplatonisme alexandrin: Hiéroclès et Simplicius. P., 1978;

Sonderegger E. Simplikios: Über die Zeit. Ein Kommentar zum Corollarium de tempore. Gött., 1982;

Simplicius. Sa vie, son oeuvre, sa survie. Actes du Colloque international de Paris (28 sept. –  1 oct. 1985), ed. I.Hadot. B. – N. Y., 1987;

Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and their influence, ed. R.Sorabji. L., 1990;

Blumenthal H.J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity. N. Y., 1996;

Croese I.M. Simplicius on continuous and instantaneous change: neoplatonic elements in Simplicius’ interpretation of Aristotelian physics. Utrecht, 1998.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС