Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Роман-газета детская № 2, 2011

Галина Саксонова

Иван Вишняков

Портрет цесаревны Натальи Петровны. 1750-е гг.

Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761) — живописец-монументалист и портретист — был сыном «шатёрных дел мастера», с 1714 года жил в Санкт- Петербурге и получил дворянство только в силу своих заслуг. Начало его творчества пришлось на самый небла- гоприятный для российского искусства период правления Анны Иоанновны, когда правившие страной иностранцы боролись против всего русского.

В 40-50-е годы — время правления императрицы Елизаветы Петровны — культурная жизнь России изменилась. В Елизавете Петровне общество хотело видеть продолжательницу дела её отца. И действительно, в 1755 году был учреждён Московский университет, в 1756-м создан национальный театр, в 1757-м основана Академия художеств.

Портрет Ф.Н. Голицына. Ок. 1760 г.

Большое значение для подготовки русских художников в середине века имели архитектурная и живописная команды Канцелярии строений в Санкт-Петербурге. Художники живописной команды выполняли работы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Руководителем живописной команды в 30-е годы был Андрей Матвеев. Иван Вишняков поступает в 1727 году в подмастерья к Матвееву, в 1739 году он уже живописный мастер, а после смерти Матвеева становится руководителем живописной команды Канцелярии строений.

Вишняков участвует в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны, в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов Санкт-Петербурга, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева; писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой.

Портрет Вильгельма Фермора. Втор. полов. 1750-х гг.

Протоколы канцелярии фиксируют заказы, прошения, ход работ, каждый шаг мастеров. Но, к сожалению, в течение многих лет упоминавшиеся в них здания перестраивались, некоторые из зданий и часть их интерьеров не сохранились. Не уцелело ничего из декоративных работ, созданных И. Я. Вишняковым.

И, может быть, остался бы неизвестным и сам автор этих работ, если бы не сохранилось около десятка портретов, написанных Вишняковым. Он был автором парадных портретов, таких, как портрет императрицы Елизаветы Петровны и портреты супругов Тишиных.

Вишняков нередко писал детские портреты, которые ему особенно удавались. С них началась его известность.

Лучшие из них — портреты детей начальника Канцелярии строений Фермора — Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга.

Портрет маленькой графини Сарры Элеоноры Фермор написан по всем правилам «взрослого» парадного портрета — она изображена во весь рост, в нарядном расшитом платье, на фоне тяжёлой драпировки, в руке её веер.

Но характерно, что, несмотря на соблюдение всех условностей парадного портрета, мы обращаем внимание не на платье, а на грустное лицо девочки: она задумалась о чём-то нам неизвестном — это ребёнок с собственным миром и своими переживаниями.

Портрет С.Э. Фермор. Втор. полов. 1749 г.

Портрет брата Элеоноры Фермор был задуман как парный портрету сестры. Фермор изображён также в рост на фоне какого-то интерьера, в форме сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Цвета яркие. С зелёным кафтаном перекликается по цвету такого же тона занавес с золотой каймой. Лицо мальчика очень похоже на лицо сестры не только чертами, но и выражением строгой важности и достоинства.

Портрет М.С. Бегичева. Втор. полов. 1757 г.

Последнее произведение Вишнякова в портретном жанре — портрет князя Фёдора Николаевича Голицына «на девятом году своего возраста», как гласит надпись пером старинным почерком на подрамнике.

На портрете Голицын изображён девятилетним мальчиком в костюме конногвардейца времён Елизаветы Петровны: тёмно-васильковый мундир с красными отворотами и воротником с золотым позументом, красный камзол, чёрные сапоги и треуголка, белый бант и белый галстук.

Мушкет, сумка, шпага дополняют военное платье.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743 г.

Фигура как бы распластана в пространстве. Ноги широко расставлены, правая рука знакомым, как на портрете Фермора, движением засунута за борт, левая упёрлась в бок. Позой и, главное, серьёзным выражением лица, полным достоинства и важности, Голицын напоминает Фермора.

Но в портрете Голицына Вишняков, более, чем когда-либо, тяготеет к старой русской живописи: мальчик поставлен строго анфас, с равномерной опорой на обе ноги. Он напоминает лубочного солдатика, но более, чем в каком-либо другом произведении Вишнякова, в этом портрете живёт одно лицо, написанное любовно, с глубоким проникновением в детскую психологию.

Портрет Голицына завершает долгий путь Вишнякова в искусстве.

 

 

Старинные здания за прошедшее с момента их возведения время перестраивались, а некоторые из зданий и часть их интерьеров не сохранились до наших дней. И мы никогда не увидим, как жили люди того или иного слоя - дворяне, разночинцы, мещане - в XVIII - XIX веках. И сегодняшние находки в оформлении комнат могут быть утрачены. А какие порой замечательные идеи в них запечатлены! Положение можно исправить, если посмотреть фото интерьеров на сайте. По фотографии можно своими руками сделать кухню, спальню, детскую комнату или ванную.

 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ



Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА