Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Роман-газета детская № 9, 2010

РУССКИЙ МУЗЕУМ

Мудрости покорный гражданин:

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г.

Дюрер Альбрехт (1471-1528) — немецкий живописец, гравёр, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения.

Родился в семье ювелира. Интерес к рисунку заро­дил в нём отец, обучивший сына основным приёмам гравировки на металле.

С 1486 по 1490 год учителем Дюрера был нюрнбергский гравёр и живописец Михаэль Вольгемут.

Значительное влияние на творческое становление мастера оказало путешествие по городам Германии (Франкфурт-на-Майне, Кольмар, Страсбург, Базель), где он знакомится с гуманистами и книгопечатника­ми, работами М. Шонгауэра.

Автопортрет. 1500 г.

Развитие искусства Дюрера происходит на заверша­ющем этапе немецкого Возрождения. С одной стороны, расцвет науки, книгопечатания, гуманистических идей, с другой — драматический общественный накал, связанный с антикатолическим движением и церковной реформой Лютера, ставшей началом Реформации, а впоследствии и Крестьянской войны (1524–1525), отра­жаются на характере творчества мастера.

Поклонение волхвов. 1504 г.

Алтарь Паумгартнеров. 1502–1504 гг.

Мадонна с Младенцем. 1512 г.

Портрет молодого человека. 1521 г.

Образы А. Дюрера далеки от классического идеала кра­соты, они воплощают в себе богатство и отличительные черты немецких художественных традиций, выраженных в острохарактерном, индивидуально-неповторимом изоб­ражении, в самоценности деталей.

Значительное место в живописном наследии художника принадлежит портретам. В своих работах Дюрер стремит­ся не только к передаче внешнего сходства с портретируе­мым, главным для него становится выявление отличи­тельных черт характера своих моделей и отражение их внутренней энергии.

В творческом наследии мастера насчитывается около 900 листов рисунков, по своему характеру и многообразию при­ближающих его искусство к искусству великого Леонардо да Винчи. Рисунок для А. Дюрера — это главный этап в ра­боте над композицией. Он имеет огромную образную силу, являясь основным средством познания мирового устройс­тва. В своих графических работах А. Дюрер впервые в истории немецкого искусства начинает пристально изучать об­нажённую натуру. Стремясь найти идеальные пропорции гармонически сложённого мужского и женского тела, он создаёт большое коли­чество рисунков, объединённых одним творческим замыслом («Адам и Ева», 1504; живописный диптих, ок. 1507, Прадо, Мадрид). Многие рисунки А. Дюрера представляют собой определённый человеческий типаж: крестьян, модниц, нарядных кавалеров. Среди его графичес­ких работ значительное место занимают путевые зарисовки и беглые наброски, передающие в пленительной естествен­ности открытое восприятие мира, трепет от непосредственного соприкосновения с ним («Моя Агнес», ок. 1494–1497, Аль-бертина, Вена; зарисовка гавани Антвер­пена, 1522, Альбертина, Вена).

В 1494–1495 годах во время путешест­вия по Италии А. Дюрер создаёт серию пейзажей акварелью с гуашью («Вид Инсбрука», Альбертина, Вена; «Дом у пруда», Британский музей, Лондон, и др.), отличающихся продуманной ком­позицией, со спокойными и величест­венными пространственными планами, плавно чередующимися друг с другом.

Живописные произведения художника 1515–1520 годов отмечены стремлением в простой, безыскусной красоте найти

Шельда у Антверпена. 1520 г.

Четыре апокалипсических всадника. 1498 г.

Меланхолия. 1514 г.

гармоничное равновесие форм, цвета и света («Алтарь Паумгартнеров», ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение волхвов», ок. 1504, Гале­рея Уффици, Флоренция). Для алтаря «Поклонение волхвов» характерна со­вершенная композиция: первый план со спокойными и величественными фигура­ми Мадонны и трёх волхвов, объединён­ными плавным круговым ритмом, через пространственный прорыв гармонично связан со вторым планом, изображаю­щим уходящий вдаль пейзаж.

Важнейшее место в творчестве А. Дюрера занимают гравюры, в которых ху­дожник наиболее полно выражает беспокойный, мятущийся дух немецкого Ворождения, находящийся в постоянных нравственно-философских поисках. Высшее творческое достижение молодого мастера проявляется в серии из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), со­звучной передовым идеям Германии конца XV века. Изобразительные приёмы гравюр значительно отличаются от живописных работ: усиливается экспрессия образов, напряжение движений, ритм стремительных линий, угловатость и жёсткость форм. События приобретают реальный земной смысл, что подчёрки­вается изображением персонажей в костюмах эпохи и с современным оружием в руках. Для цикла гравюр «Жизнь Ма­рии» (ксилографии, ок. 1502 — 1505) характерно следование немецким тради­циям: соединение житейской достовер­ности и вселенского величия.

Особенно популярными среди совре­менников становятся два цикла: «Большие страсти» (ксилографии, ок. 1498– 1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507–1513, 1509– 1511), отмеченные усилением драмати­ческой экспрессии.

После творческого спада (1514–1519), когда А. Дюрер работает только над офи­циальными заказами императора Мак­симилиана I, в 1520–1521 годах наступает активный подъём, связанный с его посещением Нидерландов. Этому периоду принадлежит целый ряд графических портретов, выполненных углём, серебряным и металлическим карандашом.

Искусство А. Дюрера, с максимальной полнотой отразившее его личность, пов­лияло не только на формирование твор­чества современных ему немецких мас­теров, но и на развитие немецкого искус­ства первой половины XVII века в целом. (По материалам книги «Энциклопедия мировой живописи», издательство «Олма-пресс», Москва, 2002)


Далее читайте:

Дюрер, Альбрехт (Dürer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер.

Художники (биографический справочник).


 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ



Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА