> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ссылка на XPOHOC

Мемед Джихашвили

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО

После отставки Шеварднадзе в Тбилиси приехал Леонид Жгенти. Он тоже из бывших, и из самых, самых приближенных. Ближе Леонида у Абашидзе была только жена, дети и шурин Сосо Гогитидзе. Жгенти запросто приходил в дом вождя, порой вел себя довольно развязно. Одному ему дозволялось появляться у диктатора без галстука, в бобочке и джинсах, иногда даже в шортах. Быть может потому, что Леонид был по физкультурно-спортивной части – президентом теннисного клуба, и вообще какое-то время он курировал в Аджарии весь спорт.

Если поведение Смирбы вполне понятно и даже примитивно, то истинная ро-ль бывшего президента теннисного клуба при дворе Абашидзе покрыта густым туманом. На каждую его выходку, а тем более на его отъезд из Аджарии в 1999 году и на все, что предшествовало этому отъезду, и на все что было по-том существует несколько версий. Рядом со Смирбой его можно поставить только по одной причине - оба они по гроб обязаны диктатору. Во всем дру-гом, включая образование, умение говорить, рассказывать анекдоты, быть ду-шой застолья, лавировать(ни элементарно, как бывший мэр, а хитро и при этом тщательно заметая следы) Жгенти и Смирба ни капельки не похожи.

Если Леонид Жгенти всем, кроме полученного образования, - он закончил юридический факультет Львовского университета, - был обязан Аслану Абашидзе, то и диктатор его не за одни лишь «красивые глаза» приблизил к себе. Я уже сказал, что бывший президент теннисного клуба мог быть душой компании, легко находил и открывал дверь к сердцу людей. Лидер автономии, видимо, решил, что ему можно доверять, и самое главное, в «денежных вопросах», иначе Жгенти не стал бы президентом фонда имени Мемеда Абашидзе.

Памятник Мемеду Абашидзе 

Кроме этого, вождь нуждался в человеке, владеющем русским языком, ведь дружба с Россией предусматривала и необходимость если не свободного, то, хотя бы удовлетворительного знания русского, для чего нужна была постоянная практика. Абашидзе любил приезжать в теннисный клуб и люди из обслуживающего персонала говорили, что вождь и Леонид Жгенти в общении используют в основном русский язык. И мы вскоре воочию убедились, что на диктатора влияют, и речь его меняется, а главное – он сам старается изменить ее к лучшему, - в силу своих способностей и возможностей учителя. Он стал приправлять телевыступления не свойственными ему ранее словами, устойчивыми оборотами, пословицами и даже цитатами из книг. Одно время он часто повторял выражение «Тяжела Шапка Мономаха», имея, конечно ввиду бремя своей весьма неограниченной власти. Правда, однажды он сказал «проскуратово ложе» вместо «Прокрустово ложе», и три раза повторил эту глупость. И я вспомнил случай из второй половины восьмидесятых годов, когда будущий фаворит диктатора работал помощником транспортного прокурора, а ваш покорный слуга – корреспондентом многотиражки «Моряк Грузии». Однажды Леонид принес в редакцию статью собственного сочинения, в которой были следующие слова: «кесарево кесарю, а цезарево цезарю», вместо «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»(Мф 22 17-21). Мы, конечно подумали, что автор материала допустил механическую ошибку и исправили ее, но, читая гранки статьи Жгенти ужасно разозлился и стал нам доказывать, что он не ошибся, короче всячески защищал свою нелепую тавтологию, а нашу га-зету обозвал салфеткой.

Подобные оплошности не смущали Леонида Жгенти и не стопорили его карьерный рост, равно как и не мешали повсюду совать свой нос и поучать других. Было время, когда фаворит диктатора влиял на все процессы, происходящие в Аджарии, явно или тайно вмешивался в работу всех ведомств, за исключени-ем министерства безопасности. Его боялись, потому что знали, - в любой момент он может донести на тебя вождю и тот ему поверит. Но здесь следует сделать небольшое отступление, вернуться к перечислению причин, по которым Жгенти так понадобился диктатору. Человеку, который не знает всех тонкостей нашей жизни, а главное всех нюансов межнациональных и межэтнических отношений, трудно понять, почему высшее руководство делает ставку на тех или иных людей. Дело в том, что Леонид Жгенти не является выходцем из аджарской семьи. По отцу он - гуриец, а по матери – мегрел. Но это не имело бы никакого значения, не будь в Аджарии во времена диктатуры клановой системы, то есть не опирайся Абашидзе в основном на своих родственников, а также на аджарцев - представителей этнического большинства автономии. На мой, субъективный взгляд, с Леонидом Жгенти вождю было легче работать, потому что президент теннисного клуба не имел надежного тыла в лице многочисленных родственников. За него никто б не вступился. При случае, Жгенти можно было бы упрекнуть в том, что он не аджарец, что приблизив его к себе, вождь сделал ему величайшее одолжение и исключение; к тому же радикальные представители этнического большинства могли быть недовольны тем, что «этот гуриец много на себя берет», следовательно, фаворит жил бы с постоянным ощущением того, что висит на волоске. Я предвижу вопрос: а как же информация о том, что он приходил к вождю в бобочке и джинсах, вел себя развязно?! Но давайте вспомним, как много позволялось при дворах королей и царей шутам.

Леонид Жгенти, кажется, и вправду висел на волоске. Было время, когда его ежедневно показывали по телевизору – он сам организовывал эти передачи. И вдруг президент теннисного клуба и глава фонда имени Мемеда Абашидзе исчез с телеэкранов. Объяснений могло быть два: либо он болен, либо попал в немилость. Говорили, что против Жгенти ополчились министр безопасности Сосо Гогитидзе и сын диктатора Гиоргий. Не исключалась высказанная выше версия – фаворит мог стать «этническим изгоем». Мы уже представляли Жгенти в камере рядом с бывшим мэром Тенгизом Асанидзе. Но как же все удивились, узнав, что лучший друг вождя улетел в США и собирается там обосноваться. Удивление вызвало даже не то, что Леониду дали возможность покинуть Аджарию, а выбор страны проживания, потому как доподлинно знали – у него в Москве есть большая, прекрасно обставленная квартира. К тому же фаворит организовывал в Аджарии гастроли российских артистов эстрады, и даже бомжам было известно - у Жгенти хорошие связи в российском шоу-бизнесе. И вообще, мы не сомневались, что в Москве он на короткой ноге со всей элитой, за исключением разве что президента Ельцина. Поэтому Америка нас сбила с толку. В действительности не Америка нас сбила с панталыку, а сам Леонид Жгенти. Не исключено, что вместе с Асланом Абашидзе. Даже скорее всего на пару с ним, потому что как ни хитер был фаворит, все зависело от решения вождя. Диктатор пришел к мысли, что Жгенти уж слишком мозолит глаза его родне и близким. Он мог действительно учесть мнение сына и шурина, которым надоел «этот вездесущий гуриец», но вычеркивать Жгенти из списка друзей или полезных людей правитель не захотел. Решено было отправить бывшего фаворита в США, напустив при этом туману, - пусть, мол гадают, по прежнему Леонид друг или уже недруг, а тем временем он будет в Америке тайным послом и агентом вождя. И присмотрит за недвижимостью, - по данным из ближайшего окружения диктатора, тот приобрел на родине Марка Твена и кока-колы квартиру, оформив ее на подставное лицо.

В 2002 году вождю удалось добиться приглашения в США от уроженца Бату-ми астронавта Федора Юрчихина, - аджарский лидер должен был присутствовать при запуске космического корабля Atlantis, в составе экипажа которого был приглашавший его земляк. Тогда и состоялась встреча Абашидзе и Жгенти, которую правитель Аджарии предпочел не афишировать.

Леонид Жгенти едва не обманул всю Грузию. Вскоре после отставки Шеварднадзе он прибыл в Тбилиси и поселился в роскошном отеле “Tbilisi-Marriott”. То ли им заинтересовались журналисты, то ли он им себя предложил, - в любом случае его лицо замелькало на экранах телевизоров. В одном из интервью Жгенти пытались спровоцировать на критику Аслана Абашидзе, но он не подался на провокацию. Потом стало известно, что новый премьер правительства Грузии Зураб Жвания, неоднократно встречавшийся с Леонидом в США и явно симпатизирующий ему, пристроил Жгенти в Совет Безопасности при президенте. Но друг Аслана Абашидзе не учел новые реалии – Саакашвили прислушивался не только к мнению премьер-министра, но и к советам аджарской оппозиции, знавшей и о темных сторонах деятельности бывшего президента Батумского теннисного клуба, и о том, что он скорее всего – агент Абашидзе. И вскоре Жгенти выставили за дверь…

Недавно его видели в Канаде…

Другие главы:

Предисловие

Город слухов

Последнее изобличение "Табачного короля»

Пришел, разрушил, проиграл

Диана здесь больше не живет

Конформисты

Учитель русского

Возвращение Нодара Имнадзе


Здесь читайте:

Джихашвили Мемед - Биография моей семьи (Нестор Лакоба в домашнем интерьере)

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС