Энн Мойр и Дэвид Джессл. Пол мозга.
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Энн Мойр и Дэвид Джессл. Пол мозга.

2007 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Энн Мойр и Дэвид Джессл

Пол мозга

Истинные отличия мужчин от женщин

(выборочный перевод)

Глава вторая. «Зарождение отличий»

Ребенок определяется с выбором пола только на шестую-седьмую неделю после зачатия, именно тогда наблюдается начало организации мозга по мужскому или женскому лекалу. То, что происходит на этом важнейшем этапе развития будущей личности, определит самую её суть.
Часть этой таинственной и прекрасной истории была известна достаточно давно. Мы знаем, что так называемые гены, несущие в себе набор наших уникальных черт, делают нас либо мужчиной, либо женщиной. Этот набор состоит из 46 хромосом, половина из которых предоставляется отцом, а другая – матерью ребенка. Сорок четыре из них разбиваются по парам и определяют физические черты будущего индивида, такие как цвет волос и глаз, длину носа и т.д. Но последняя пара от них отличается.
По материнской линии ребенку достается Х-хромосом («Х» определяет неровную его поверхность). Если отец, со своей стороны, также предоставит Х-хромосом, то, при нормальном течении дел, родится девочка, если же это будет Y-хромосом, то, опять же при нормальном стечении обстоятельств, будет рожден мальчик.
Но дело в том, что гены сами по себе не гарантируют пол будущего человека. Каков бы ни был генетический набор эмбриона, ребенок будет мальчиком только в присутствии мужских гормонов, и девочкой – только если мужские гормоны будут отсутствовать. Доказательства этому были найдены при обследовании людей с врожденными отклонениями. Было доказано, что если женский зародыш, тип «ХХ», подвергается воздействию мужских гормонов, ребёнок родится в теле нормального мальчика. И наоборот, если мужской зародыш, тип «XY», лишен такого воздействия, новорожденный будет выглядеть обычной девочкой.
Присутствие гормонов, помимо других факторов, и в основном, зависит от развития половых органов человека. В возрасте около шести недель, если все идет нормально, гены, в зависимости от своего типа, способствуют развитию либо мужской, либо женской репродуктивной системы, которые в свою очередь, производят (мужской тип), либо не производят (женский тип) мужские гормоны, наиболее значимый из которых – тестостерон.
В этом же возрасте происходит и формирование мозговой структуры человека. Если эмбрион принадлежит к генетически женскому типу, глобальной перестройки этой структуры не последует. Иными словами – естественная организация мозга является женской. Совсем по-другому дела обстоят в случае с мальчиками. Также как развитие мужских половых органов зависит от присутствия мужских гормонов, так и их массированное вторжение необходимо, чтобы перекроить естественно женский мозг зародыша на мужской лад. Как раз для обеспечения этого массированного вторжения природа и дает мужские половые органы в столь раннем возрасте: именно они производят необходимое количество мужских гормонов, уровень которых в четыре раза выше такового во время детства и отрочества. Такое увеличение притока гормонов мужчины испытывают дважды на протяжении своей жизни: как уже было сказано на шестой недели своей внутриутробной жизни и во время полового созревания.
Однако, как и в случае с другими органами, процесс развития может пойти с отклонениями. Может быть достаточно мужских гормонов для того, чтобы спровоцировать развитие мужских половых органов, но они, в свою очередь, могут быть не способны произвести достаточное количество гормонов для развития мужской организации мозга. Соответственно мозг новорожденного останется женским, в то время как тело будет мужским. Аналогичным образом если девочка подвержена внутри утробы воздействию ненормально высокого уровня мужских гормонов, она окажется в женском теле, но с мужским мозгом. Ученые относительно недавно, в течение последних двадцати лет, подтвердили эту теорию практическими знаниями, черпая их из анализа развития детей, которые по той или иной причине пострадали от ненормальной дозы гормонов в утробе, а также из экспериментов над животными. Крысы в этом отношении являются самым удобным материалом благодаря особенности развития мозга, который окончательно формируется только после рождения этих животных.
Выводом из этих наблюдений стало не только то, что есть прочная связь между уровнем мужских гормонов во время развития мозга и последующей мужественностью или женственностью человека, но и то, что на нормально и окончательно сформированном женском мозге никак не отражается введенные впоследствии дозы мужских гормонов. Так же, как и мужчина с нормально развитым мозгом не изменит свои поведенческие реакции, даже если его мозг «замочить» в женских гормонах.
Были также обнаружены отличия структуры мозга у мужских и женских особей крыс. Прежде всего в гипоталамусе – центре головного мозга, контролирующем сексуальное поведение. Нервные клетки в мозге формируют «дорожки», по которым химические «гонцы» несут информацию в различные части мозга. Направление и толщина этих «дорожек» зависят от половой принадлежности их владельца. В коре головного мозга (cerebral cortex) – где расположены центры, контролирующие достаточно сложный комплекс поведенческих реакций – также наблюдаются отличается по структуре в зависимости от пола. У мужских особей толще его правая часть, у женских – левая.
Насколько значимы такие, различимые даже глазом, вооруженным микроскопом, особенности строения мозга, может показать такой пример. В некоторых видах певчих птиц вокальным даром обладают только мужские особи. Однако если женской особи сделать инъекцию тестостерона, она тоже начинает петь. В мозге самочки отсутствуют нейроны, соединяющие определенные клетки, которые дают ей вокальные возможности. Однако введение мужского гормона кардинально меняет ситуацию.
Инъекции мужского гормона беременным обезьянам предопределяют и корректируют поведение их потомства. Женские особи будут более агрессивными и самоуверенными в своих действиях. Особое внимание ученых привлекло то, что гормональное воздействие на плод на различных стадиях беременности приводило к различным поведенческим схемам новорожденной обезьяны. Например они могут взбираться на своих сверстниц, либо быть более агрессивными в своем поведении. Иными словами формирование мужского поведения происходит постепенно, гормоны формируют структуру различных отделов мозга шаг за шагом, функцию за функцией.
В мире людей ненормальное развитие почек, так называемая гиперплазия надпочечников (adrenogenital syndrome), у не рожденной ещё девочки выражается в повышенном содержании в крови похожего на мужской гормона. Это может вылиться в то, что будучи генетически женщиной (тип «ХХ»), ребенок может родиться с мужскими половыми органами одновременно при наличии женских. Хирургическим путем можно удалить ненужные части, но нельзя повернуть вспять изменения, которые произошли в мозге.
Как показывают исследования, чем выше уровень мужских гормонов, воздействующих на зародыш, тем более мужественно поведение рожденного. Чем он меньше, тем более он или она будет женственной. В 1950-60-х годах гормоны, как мужские, так и женские, активно использовались в медицине при различных проблемах протекания беременности. Женщины, больные диабетом, часто страдают от выкидышей. Было известно, что происходит это в результате низкого уровня женского гормона, что является побочным эффектом этой болезни. Таким женщинам прописывали синтетический гормон – диэтилстильбэстрол (diethylstilbestrol - синтетический нестероидный эстроген). Это решало проблему выкидышей, но, как выяснилось с течением времени, приносило другие осложнения. Они проявлялись у мальчиков, рожденных у таких матерей. Дополнительно введенный женский гормон не позволял их мозгу развиться согласно мужской схеме. В результате мальчики вырастали нерешительными, физически слабыми, неспособными защитить себя, незаинтересованными в обычных мальчишеских забавах.
Мужской гормон давали беременным женщинам, страдающим от заражения крови (toxaemia). Как и в предыдущем случае, эта попытка обмануть Природу лечила одно, а калечила другое. Если от этих матерей рождались девочки, их поведение мало отличалось от женщин с дефектом надпочечной железы, при котором вырабатывается избыточное количество мужского гормона. Их не занимают обычные женские дела и увлечения.
Возвращаясь к теории о том, что это не биология, а воспитание и культура определяют половую принадлежность человека, можно заявить, что последним гвоздем в ее гроб были результаты исследования случаев, когда из-за сбоев химических процессов в организме, были рождены мальчики с женскими половыми органами и которые соответственно были воспитаны как девочки. Большинство из этих случаев наблюдались в Новой Гвинее и в Доминиканской Республике. Их особенностью было то, что недоразвитые мужские половые органы присутствовали скрытыми внутри тела и окончательное их формирование и проявление приходилось на подростковый период. Некоторые из этих мальчиков были рождены в деревнях с традиционно строгим разделением занятий и обязанностей по половому признаку, но не смотря на воспитание и «предрассудки» примерно к двенадцати годам у них формировалась неуверенность по поводу половой принадлежности. Далее, с приливом мужских гормоном, характерным для мальчиков подростков, их голос грубел и происходило завершение формирование половых органов. Они просто «не чувствовали» себя девушками. В том, что их окружало не было и намека на то, каково это «чувствовать себя мальчиком» и строгие социальные табу удерживали их внутри приписанной им половой принадлежности, однако, они знали и чувствовали – они не принадлежали к женскому полу.
И они были правы. Теперь мы знаем, что существуют различные мужские гормоны, ответственные за различные аспекты «маскулинизации» в утробе. Гормон, который ответственен за проявление половых органов, присутствовал, но уровень его был слишком низок, и поэтому их проявление пришлось на подростковый период. С другой стороны гормоны, ответственные за формирование мужского мозга, сделали свою работу полностью, поэтому поведение и сексуальные приоритеты были мужскими на протяжении всей их жизни.

Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев