Елена Черникова
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Елена Черникова

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"



К читателю
Авторы
Архив 2002
Архив 2003
Архив 2004
Архив 2005
Архив 2006
Архив 2007
Архив 2008
Архив 2009
Архив 2010
Архив 2011


Редакционный совет

Ирина АРЗАМАСЦЕВА
Юрий КОЗЛОВ
Вячеслав КУПРИЯНОВ
Константин МАМАЕВ
Ирина МЕДВЕДЕВА
Владимир МИКУШЕВИЧ
Алексей МОКРОУСОВ
Татьяна НАБАТНИКОВА
Владислав ОТРОШЕНКО
Виктор ПОСОШКОВ
Маргарита СОСНИЦКАЯ
Юрий СТЕПАНОВ
Олег ШИШКИН
Татьяна ШИШОВА
Лев ЯКОВЛЕВ

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Елена Черникова

Азбука журналиста 

Десять шагов к успеху

Четвёртый шаг. Бесценные привычки

         Бесценно умение работать... Оставаться при этом здоровым и довольным. Каждый день.

         «Умение работать» звучит расплывчато. А что такое каждый день? Ну пришёл,  поработал. Через месяц получил зарплату. О чём речь? А речь о том, что в журналистике «умение работать» и означает умение творить ежедневно. Не дожидаясь так называемого вдохновения. Оно капризно. Оно приходит к тем, кто… умеет работать.

         Попадёте ли вы в еженедельник или в ежемесячный журнал, в Интернет-издание или в печатную ежедневную газету, учитесь работать каждый день.

          Я могла бы сказать:  с утра садитесь за письменный стол и работайте. Но такой  совет выглядел бы издевательски. «Над чем работать-то?»

         Лучше давайте действительно поучимся.

          1. Начнём с простого упражнения, которое можно выполнять ежедневно,  везде и всегда, особенно если у вас каникулы или отпуск, и нет необходимости что-то писать, снимать, вещать. (Впрочем, и это не помеха.)

         Вы идёте по улице, гуляете по лесу, летите в самолёте, - всюду смотрите на людей, на дома и машины, на растения и элементы ландшафта, пытаясь назвать каждую вещь как можно точнее (с вашей точки зрения). Увидели некое здание - охарактеризуйте его, номинируйте: небоскрёб, развалюха, новодел, сарай, барский особняк, избушка для олигарха... И человека постарайтесь  показать одним словом или коротким выражением: гуляка, ирокез, офисный планктон, бомж, гранд-дама, стильная штучка, денди… Развлекайтесь. Это вообще-то больше писательское упражнение, но и журналисту не повредит.

         То же самое проделайте с предметами. Если на бампере джипа укреплён «кенгурятник» и вы не знаете, как эта блестящая изогнутая труба называется на нейтральном, техническом языке, приложите все усилия, чтобы  к завтрашнему дню  узнать это.

         NB!  Исключите абстрактные номинации типа «мужчина»,  «женщина», «машина» и тому подобные. Называйте образно, чтобы было зримо, даже если получится оценочный «хмырь», фривольная «модель», грубоватое «чмо» и затасканная «тачка». Никаких послаблений. Точно в цель  и, главное, очень быстро. Не размышляя.

         Старайтесь не повторяться, определяя однотипные объекты. Запишите.  Через неделю постарайтесь по вашим собственным шпаргалкам вспомнить виденное. Получается? А теперь ещё раз идите на охоту за словами.

         Предупреждаю: это очень жёсткое испытание, особенно для людей созерцательного склада, для тех, кто, будто ребёнок, ещё способен видеть мир как он есть, без слов, но по самой сути.

         Это упражнение на, можно сказать, взросло-городское поведение. Выдерживают его немногие: запас ёмких определений почему-то быстро заканчивается. Ну и что! Пробуйте  раз, потом ещё, потом вдвоём с другом, потом в компании, - поиграйте в слова. Можно сыграть на скорость. Через две-три недели будете чувствовать себя другим человеком.    

         Придётся попутешествовать по словарям, отыскивая новые сокровища, но вот это и хорошо. Ищите. (Словари и справочники вообще надо коллекционировать.)

        

         Следующее задание снимает напряжение, накопленное при игре в слова, и подтягивает интеллектуальные бицепсы в другой зоне. 

 

         2. Информационная диета. Подчеркнём: сесть на эту диету и продержаться хотя бы неделю – гораздо труднее, чем на пищевую.  Суть очень проста внешне: отключить все источники информации. Самому отключиться от всех источников. Не читать газет-журналов, не серфить в Интернете, не слушать радио, не смотреть и не включать телевизор, не пытаться узнать новости у друзей (в этот период с ними вообще лучше не встречаться). Всех домочадцев оповестить, что у вас очень срочная и чрезвычайно трудная работа, требующая абсолютной тишины.

         Никакой информации. Что бы в мире ни происходило...

         Каждый день записывайте свои ощущения, отслеживайте динамику. Что вы чувствуете на самом деле? Что начинаете вдруг делать, чего не делали раньше? Или делали давно, а теперь приятно вспомнить и возобновить. (Может, вас потянет неспешно перечитать «Войну и мир»? Сходить в консерваторию на концерт классической музыки? Вот так штука!)           

         Цель упражнения: определить степень вашей личной зависимости от мирового информационного потока. От новостей. От человеческой болтовни.  В идеале зависимость должна быть минимальной (если оценивать дело с чисто человеческой и гуманной точки зрения), но максимальной, если вы уже вполне сложившийся журналист. В конце испытания вы поймёте, сколько в вас «человека», а сколько уже «журналиста». Задание очень трудное, поэтому не пугайтесь собственных срывов, увиливаний, оправданий («да оно же невыполнимо!») и прочих уловок. Из тех студентов, кому я задавала его, справились далеко не все, но справившиеся - теперь прекрасные журналисты, увлечены любимым делом, отлично зарабатывают. А знаете почему? Потому что оказались в силах выполнять невыполнимое. Каждый день.

 

     3. Следующее задание ещё забавнее. Назовём его «Хвалебная рецензия». Каждый день вы что-то читаете, смотрите фильмы или беседуете с людьми. Попробуйте после цельного информационного поступления (книга, спектакль) или коммуникативного акта (встреча с подругой, соседом, лирическое свидание) написать короткую положительную рецензию. Пользоваться междометиями и восклицаниями запрещается. Оценки должны быть аргументированными, спокойными, даже если фильм был дрянной, книга дурацкая, статья в газете пошлая, а беседа перешла в драку. Найдите даже в таких обстоятельствах что-то хорошее и докажите, что оно тоже даёт вам позитивный опыт.

     Смысл этой работы отнюдь не в тренировке огульного щенячьего оптимизма, а в развитии умения анализировать явления с различных точек зрения. Ругать и подтрунивать – легко, это все умеют. А настоящий журналист, особенно мастер, всегда должен уметь видеть как минимум две стороны любого явления. Ничто не плохо вообще. У всего есть другая сторона. Ищите.

 

     4. Журналистика – молодая профессия (а вовсе не вторая древнейшая!).  В России ей чуть больше трёхсот лет. Многие журналисты, накопив солидный опыт, пишут воспоминания и учебные пособия, которые нередко противоречат друг другу. Один автор советует начинающим вести, например,  интервью в напористом стиле, забрасывая собеседника словами, а другой рекомендует быть сдержанным и дать интервьюенту как бы распуститься самому. Совет: прочитайте всё, что попадётся под руку. Наверняка кто-то из маститых окажется чем-то близок вам, или испытывал на старте похожие затруднения, или переживал такие же страхи и неудобства. Прочитав гору мемуаров, вы поймёте, что у вас – свой путь, свои радости и возможности. Читайте, читайте побольше. И не забывайте ежедневно расширять свой кругозор чтением художественной литературы, сообщениями о научных открытиях, книгах, пьесах, фильмах, - всё пригодится тысячу раз.

Вернуться к содержанию

 

 

РУССКАЯ ЖИЗНЬ



Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев