Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА

Галина Уланова в русской и мировой культуре

К 100-летию со дня рождения прославленной балерины

Галина Сергеевна Уланова не просто выдающаяся, всемирно известная балерина. Уланова – целая эпоха в истории русского балета и национальная гордость России.

Она стала олицетворением особой магии русского советского балета.

Она – гений русского советского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия.

Как-то Галина Сергеевна оборонила фразу: « К сожалению, от балерины ничего не остается». К счастью, это не так, ибо от гения всегда всё остается людям. Улановой повезло больше, чем Анне Павловой: во времена Галины Улановой танец уже можно было записать на видео. Подумать только! Маленькие видеоролики в интернете сохранили и передают неповторимую пластику балерины Улановой! А документальные фильмы о ней, можно считать пособием для начинающей балерины. «Глядя на Одетту, Аврору, Джульетту Улановой, почему-то всегда думаешь о красоте России, о ее березах, полях, северных белых ночах. Чтобы ни танцевала Уланова, она была всегда русской, в ней именно русское очарование, русская застенчивость, русская духовная сила, русская «меланхолия». Наверное, поэтому она и есть наша национальная гордость», - так написала об Улановой ее ученица Нина Тимофеева.

Впервые эпитет «гениальная» в сочетании с фамилией русской танцовщицы «Уланова» появился после триумфальных выступлений балерины за границей. Это произошло после гастрольных успехов балерины, равных которым не видели со времен Анны Павловой. В лондонском Ковент-Гардене, где собралась вся элита Англии, произошло невероятное событие; после окончания балетного спектакля почти вся публика, сидящая в партере, бросилась к сцене, забыв о том, что по традициям страны, сначала нужно проводить королеву и потом уже давать волю своим чувствам. Но всем так хотелось увидеть ближе актрису, владеющую редким даром перевоплощения, а перевоплощалась она невероятно, что, пожалуй, доступно только гению. Эта советская актриса на время спектакля перенесла весь зрительный зал в волшебный мир вымысла, и заставила поверить в его существование. Это потрясло публику! Это было чудом!

Характерно, что всеобщее признание мировой критики творчества Улановой как крупнейшего явления хореографического искусства, вынуждало большинство искусствоведов отойти к известному отступлению от негативных позиций к признанию прогрессивной роли и значения советской педагогической школы и хореографии. «Давайте поймем - как много нам следует поучиться у Улановой», - призывал Джемс Монахан, утверждавший, что она «оставила позади себя всех западных танцовщиц».

Справедливости ради, нужно отметить то, что и в России блистательный дар балерины был давно замечен, хотя она была окружена целым сонмом ярких танцовщиц, таких, как Лепешинская, Стручкова, Вечеслова, Семенова, Дудинская. Тогда к эпитету «гениальный» относились с осторожностью. Однако, Алексей Толстой безошибочно выделил именно Уланову, назвав ее «обыкновенной богиней», а композитор Сергей Прокофьев одним из первых назвал ее гением русского балета. Святослав Рихтер вспоминал о ней так: « Тихая, скромная, элегантная женщина, с редким тактом, воспитанная в ту эпоху, когда ценили дар и душевную красоту».

В этом году мы празднуем юбилей гениальной балерины. Фонд Галины Улановой, которым руководит народный артист СССР Владимир Васильев, разработал ряд инициатив, по празднованию столетнего юбилея великой русской балерины. В связи с эти фонд обратился к Президенту страны Д.А. Медведеву с предложением проведения юбилейных торжеств на государственном уровне и ряд мероприятий.

Вот главные из них:

- присвоить одной из улиц Москвы и Санкт-Петербурга имя Галины Улановой;

 - принять обращение к ЮНЕСКО о включении 100-летия Галины Улановой в список знаменательных дат и объявить 2010 г. годом Галины Улановой;

- создать мировой центр танца имени Галины Улановой;

- присвоить морскому или воздушному судну имя Галины Улановой;

- провести гала-концерты в Большом и Мариинском театрах ;

- организовать юбилейные туры с гала-спектаклем «Галина Уланова: жизнь и творчество»;

- поставить памятник Галине Улановой в Москве;

- выпустить печатную и видеопродукцию об Улановой;

- организовать фестиваль фильмов о балете;

- выпустить юбилейную серебряную монету серии «Выдающиеся личности России» с изображением Улановой.

 8 января, в Мариинском театре, где начинался творческий путь Галины Улановой, в день рождения балерины состоялся вечер, на котором труппа театра представила самые известные произведения из репертуара великой балерины. В программе были «Бахчисарайский фонтан», «Жизель», «Ромео и Джульетта». В рамках вечера были показаны видео-фрагменты записей о Галине Сергеевне.

В Москве, в Большом театре, 16 января состоялся гала-концерт в честь 100-летия балерины, проработавшей в нем более полстолетия. .Программу, гала-концертов Владимир Васильев назвал «Мона Лиза русского балета. Галине Улановой посвящается».

Концерты с участием звезд Большого театра начались в ноябре 2008 года выступлением в Красноярске и Абакане. Почетными наградами стали: ежегодная стипендия фонда Улановой и приз «За беззаветное служение искусству танца», который представляет собой фарфоровую статуэтку Галины Улановой в роли Одетты, работы Е.Янсон-Манизер.

10 декабря, в музее им.Глинки состоялся вечер памяти Галины Улановой. На нем присутствовали люди, работавшие с Улановой и некоторые из ее учеников. После просмотра документального фильма режиссера Тихонова «Уланова навсегда», с воспоминаниями о балерине выступали Б.Б.Акимов, Светлана Адырхаева, Нина Семизорова, Геннадий Ледях, заслуженный врач России Борис Богомолов, семнадцать лет опекавший Уланову.

Но неожиданным сюрпризом для всех поклонников Улановой станет присвоение одной из улиц небольшого городка Осташкова на Селигере имени великой балерины. Эту инициативу проявили сами жители городка, так как Селигер был любимым местом отдыха балерины. «Селигер – это самое лучшее, что было в моей жизни», - говорила она.

 

 Два города, ставшие близкими балерине

 

По признанию самой Галины Сергеевны, Петербург был родным и любимым, там прошло детство, там состоялась великая балерина Галина Уланова. К Москве же пришлось привыкать…

Петербург… Она родилась 8 января 1910 года в Петербурге, став единственной дочерью артистов балетной труппы Мариинского театра – Марии Федоровны Романовой и Сергея Николаевича Уланова.. Галя была застенчивым и послушным ребенком, но это была девочка, подобная айсбергу, большая часть которого скрыта от людских глаз. В девочке, предпочитавшей мальчишеское окружение с их шумными и воинственными играми, в девочке, мечтавшей стать «мальчиком» и «моряком» никто бы не разглядел будущую гениальную танцовщицу. Это случится позже, на экзаменационном концерте восьмиклассниц, когда Мария Федоровна, привлеченная особой одухотворенностью исполнения и необыкновенно выразительной пластикой одной из воспитанниц старших классов, будет напряженно всматриваться, не узнает и спросит: «Кто эта девочка?», не признав в юной балерине свою дочь. Это, безусловно, был знаковый концерт, потому что пятнадцатилетняя Галя начинала к этому времени проявлять в танце нечто свое, отличающее ее манеру от остальных танцовщиц. Этим «нечто» оказалась гениальность.

Для Галины мать станет и первым учителем, и лучшим образцом в отношении своей профессии балерины. Она по праву станет для девочки самым большим авторитетом в балетном искусстве. Наблюдая жизнь своих родителей, целиком посвятивших себя танцу, Галя поймет самую главную правду о настоящих артистах, которую можно уложить в одно емкое слово труд. Один из журналистов, писавших об Улановой, иронизировал, что труд в очерках о великой балерине склоняется по всем падежам. Что ж, он видимо не знаком с известным выражением: «Гений это труд».

Гале навсегда запомнится суровый послереволюционный 1918 год в Петрограде. Позже Галина Сергеевна в своих воспоминаниях назовет 1918 год «прекрасным». И это несмотря на все трудности, с которыми приходилось бороться семье артистов! Более того, она напишет такие слова: « И я горжусь тем, что среди людей искусства, с первых шагов революции решивших посвятить ей свое творчество, были мои родители». Эти слова были написаны Улановой уже в зрелом возрасте.

Да, Галина Сергеевна не солгала ни на йоту, потому что ее взгляды были взглядами цельного человека, и навязать ей чужое мнение было абсолютно невозможно. Она обладала сильным и независимым характером. Об этом говорят все, кто знал ее близко и работал с ней.

Она прекрасно запомнила это трудное для страны время. В то время артисты академических театров по просьбе руководителей молодой страны начали выступать в кинематографах перед сеансами: тогда это был единственный способ дать возможность народу познакомиться с творчеством больших мастеров, так как кино посещало огромное количество людей. То была бескорыстная работа на будущее советского искусства. Современным деятелям культуры это не дано понять.

Вечерами свободные от работы в театре артисты шли в кинотеатры. То же самое делали и родители маленькой Гали. Часто ребенка не с кем было оставить, и девочку брали с собой. Да, это было тяжелейшее время : трамваи не работали, другого транспорта не было, и приходилось идти через весь город в любую погоду! И после столь изнурительного пути артисты танцевали так, что люди, по воспоминаниям Галины Сергеевны, « сидевшие в нетопленном зале, - рабочие, солдаты – улыбались, счастливые тем, что они видят красивый и легкий танец, полный радости, света и поэзии». После концертов между сеансами, которые маленькая Галя смотрела с обратной стороны экрана, спящего ребенка отец нес на руках через весь город…Возвратившись домой, мама укладывала Галю спать, а сама занималась домашней работой: прислуживать им было некому. Фея Сирени ( ее часто исполняла на сцене «Мариинки» Мария Федоровна) сама стирала и развешивала белье, штопала носки, шила… У маленькой Галины на всю жизнь останется уважение к подлинной и гармоничной духовности, которая не чурается любой работы.

Огромное влияние на Галю оказывало и благоговейное отношение к театру ее отца. Сергей Николаевич никогда не занимался с дочерью танцем, но его замечания, иногда сделанные мимоходом, ценились Галей «на вес золота». За всю свою долгую службу в театре отец смотрел выступления своей дочери не иначе как из первой кулисы. И только после войны, когда, отдав балету всю жизнь, отец вышел на пенсию, он пошел смотреть свою дочь из зала. В результате дочь услышала скромное поощрение: «В общем, ты ничего танцевала». Потом, Галина Сергеевна напишет в своих воспоминаниях, что она восприняла слова отца, как высшую похвалу. «Надо было знать его, как я его знала, знать, что скрывается за его внешней суровостью и замкнутостью, как много любви скрыто в его сердце, чтобы понять мои чувства». Думается, что Галина Сергеевна унаследовала характер отца, ведь все, кто ее знал, в один голос твердят о ее немногословности, замкнутости, молчаливости. Зато все, кипящее внутри в ее богатой натуре, выплескивалось на сцене, и появлялись незабвенные образы Жизели, Джульетты, Марии.

 

«…Мое первое слово благодарности – школе, моим учителям, моей Родине»

 

 Подруга чистых дум и юношеских лет,

 Ведь наша дружба родилась за партой,

 Пройдут века, а ты оставишь след,

 Как музыка бессмертного Моцарта.

 Т.Вечеслова

Такие трогательные стихи посвятила своей подруге Татьяна Вечеслова, однокурсница и лучшая подруга Галины Улановой.

Сама Галина Сергеевна всегда считала, что Ленинградское хореографическое училище, называвшееся в годы ее учения техникумом, дало ей очень много. Время было трудное, дети замерзали в холодных классах и спальнях, получали весьма скромное питание в столовой, однако учебный процесс шел полным ходом. Галя жила в интернате – так было удобнее для нее и родителей. Поначалу было трудно привыкать к новой жизни, и Галя, которой едва исполнилось семь лет, «горько плакала со страха», когда ее привели в Петроградскую хореографическую школу. Мама была ежедневно рядом с ней, так как являлась педагогом ее класса, и на первом же уроке эмоциональная девочка бросилась к матери с требованием взять ее домой. Галя не успокоилась до тех пор, пока не получила обещание выполнить ее просьбу к Новому году. Однако когда наступил срок выполнения обещанного, Галя сама уже не захотела уходить из школы и интерната: у нее появились хорошие друзья - Таня Вечеслова и другие девочки, и она уже научилась неплохо делать первые экзерсисы у палки. К тому же появились первые серьезные профессиональные радости, когда Галю Уланову и Таню Вечеслову выбрали из многих первоклашек для участия в настоящем спектакле Академического театра оперы и балета. Потом пришла и первая роль – птицы в «Снегурочке» Римского-Корсакова. К тому же трудолюбивая девочка научилась получать радость от ежедневной работы, когда каждый урок приносил новые достижения и новые трудности, которые хотелось преодолевать, чтобы стать настоящей балериной, такой же, как мама. Позже Галина Сергеевна напишет о появившемся столь рано чувстве долга: «…Я должна…Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем стремление к творчеству, чем желание играть и танцевать на балетной сцене, чем понимание своих задач и каждой роли… И этим развитием чувства долга я всецело обязана советской школе, самому близкому для меня примеру родителей, неутомимых тружеников балетного театра…»

Последние пять лет Галя училась в классе Агриппины Яковлевны Вагановой, чья прославленная школа, основанная на равномерном развитии пластики всего тела, способствовала быстрому выявлению и органическому развитию природных данных юной Улановой. К тому же ученица оказалась восприимчивой к эстетическим принципам своего педагога. Успехи девочки росли, и она шла одной из первых в классе. Для Улановой выпускной спектакль 16 мая 1928 года оказался дебютом. Этот день Галина Сергеевна будет отмечать всю жизнь. Воздушная, лирическая Уланова танцевала Сильфиду – основную партию «Шопенианы» в постановке Фокина, возобновленной Вагановой, и в дивертисменте партию феи Драже в адажио из балета «Щелкунчик». Первая «Шопениана» с Улановой открыла в ней не только многообещающую виртуозную танцовщицу лирического склада, но и художника с большой потенциальной индивидуальностью. Первый спектакль Улановой стал светлым провозвестником необыкновенного творческого пути гения.

Все бывшее в годы хореографической учебы и первые пять лет в театре Галина Сергеевна назвала в своих воспоминаниях «детской школой». Следующим периодом удивительной жизни балерины станет, по ее выражению, «взрослая школа». В эти годы у великой балерины будет много встреч и разговоров с большими взыскательными художниками, каковыми были ее новые друзья – Е.И.Тимме, ведущая актриса театра им. Пушкина и ее муж- Н.Н.. Качалов, родственник знаменитого артиста Качалова. Они совместно обсуждали роли Галины Сергеевны, давали советы и делали очень нужные замечания. Помимо дружбы с домом Качаловых-Тимме, сохранивших старые петербургские традиции и высокую культуру прошлого, Галину Сергеевну окружала бурлящая театральная жизнь Ленинградского театра оперы и балета( позже театра Кирова) Такая замечательная среда давала пищу к размышлениям, но главное – собственные более глубокие раздумья об искусстве и о своей работе над образами.

Надо отметить, что ленинградцы очень переживали, что Галину Сергеевну перевели в Большой театр, но по прежнему считали ее своей землячкой. 30 мая 1984 года в Ленинградском парке Победы был открыт бронзовый бюст Галины Улановой (Скульптор Аникушин, арх.Бухаев). Таким образом, ленинградцы «оставили» у себя облик великой балерины. А в 2004 году педагоги Академии им.Вагановой восстановили на собственные деньги памятник Галине Улановой, находящийся во дворе Академии.

Москва. Будучи человеком высокой ответственности и строгой дисциплины, Галина Сергеевна отнеслась к своему переводу в Большой театр спокойно. Появились новые партнеры: М.Габович, А.Лапаури, Ю.Жданов и другие. Вместе со всеми артистами балета Большого театра она стала заниматься в классе знаменитого педагога и балетмейстера - Асафа Мессерера, который, переняв традиции Х!Х века от своего учителя А.Горского, передал их в ХХ век Улановой. Уланова великолепно их усвоила.

Во время Великой Отечественной войны Уланова вместе с другими артистами балета танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска в госпиталях перед ранеными. Любимой артистке писали письма фронтовики, видевшие балерину на сцене до войны. Галина Сергеевна на всю жизнь запомнила письмо с фронта от солдата, который писал: «Нашел Вашу фотографию в роли Одетты из «Лебединого озера». Фотография в нескольких местах прострелена, но бойцы забрали ее себе, и, пока мы на отдыхе, у дневального появилась дополнительная обязанность: вступая в дежурство, сменять цветы, которые ежедневно ставятся возле этой фотографии. Ваш Алексей Дорогуш». .. После войны, вместе с Большим театром она стала выезжать на гастроли за границу. Именно в Большом театре она последний раз выйдет на сцену в 50 лет, чтобы оттуда уйти в легенду.

Искусствоведы утверждают, что слава Галины Улановой как лучшей советской танцовщицы утвердилась за рубежом еще до первых ее выступлений в Европе. Она возникла из восторженной всенародной оценки, сложившейся на Родине балерины и благодаря зарубежным знатокам балета, посещавшим нашу страну. Известности балерины способствовали фильмы «Большой концерт» и «Ромео и Джульетта», появившиеся на зарубежных экранах. Так сложилось, что ко времени первых выступлений Улановой в Европе – на концертах фестиваля «Четырнадцатый музыкальный май» во Флоренции в 1951 году – ее известность в международных музыкальных кругах была огромной.

Мир узнал Галину Уланову, когда ей было за сорок лет, что не помешало ей воцариться на балетном Олимпе.

Мнение всех западных критиков слилось в единодушном признании того, что Уланова – танцовщица, в отношении которой слово «техника» теряет смысл. И это понятно, ведь гением становится тот художник, который сумел вобрать в свое искусство суть народного духа, художник, любящий свою землю и свой народ. Как –то Галина Сергеевна высказала свое мнение о заграничной жизни: « У них все так толково и рационально устроено».Но, на последовавший тут же вопрос: «А вы бы могли жить за границей?» ответила твердо: - Нет, никогда».

Народное признание творческой деятельности Галины Сергеевны Улановой нашло свое выражение в правительственных наградах. Начиная с 1939 года, когда артистка была награждена орденом Трудового Красного Знамени и ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, высокие звания и награды последуют одна задругой: дважды герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственной премии. Зарубежное признание в виде премий имени Анны Павловой Парижской академии танца и Оскара Парселли. Уланова была почетным членом Американской академии искусств, была награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства. Еще один памятник при жизни Галины Сергеевны был установлен в Швеции, в г.Стокгольме в 1984 году. На нем Галина Сергеевна изображена в роли лебедя . Памятник находится перед зданием Музея танца. Его автор Елена Янсон- Манизер.

Восхищенный поклонник творчества Улановой, известный голландский цветовод Теодор Лефевр назвал выведенный им новый вид белых тюльпанов именем Галины Сергеевны Улановой. Они высажены перед Большим театром при жизни Галины Сергеевны. Говорят, что когда она проходила мимо цветов, она всегда улыбалась и говорила: «Это мои тюльпаны».

Галина Сергеевна всю себя отдала Большому театру. Вне искусства для нее жизнь не существовала. Перестав танцевать, Галина Сергеевна посвятила себя ученикам, вырастив целую плеяду великолепных танцовщиков. Россия по праву может гордиться Людмилой Семенякой, Ниной Семизоровой, Екатериной Максимовой, Светланой Адырхаевой, Ниной Тимофеевой и другими. Ведь все они в силу своих творческих возможностей понесли эстафету, переданную им Галиной Улановой дальше, чтобы, в свою очередь, передать своим ученикам, которые тоже не должны сойти с высот, достигнутых великим русским балетом.. Чтобы слава русского балета была вечной! Многие из них помнят, наверное, ее секрет, которым она поделилась со своими учениками: « Нужно иметь внутри заветную шкатулочку и опускать в нее все впечатления жизни, природы, все… Чем больше у актера накоплено в этой шкатулочке, тем скорее он найдет в ней что-то для своих ролей, тем интереснее будет он зрителю, который почувствует, что у него внутри есть свое, никому не ведомое и недоступное богатство…»

Увы, научить танцевать так, как танцевала она сама, было невозможно, ибо Уланова неповторима.

 

 «Жизнь моей души принадлежит только мне»…

 

Галина Сергеевна от одиночества не бежала и любила говорить, что самое комфортное для нее состояние – побыть наедине с самой собой. Впрочем, гению нередко сопутствует одиночество. Вспомним, как ценили одиночество Пушкин и Лермонтов.

Она жила в высотном доме № 1/ 5, что на Котельнической набережной, в квартире номер 185. Сейчас здесь находится музей-квартира Улановой, который отрылся 23 декабря 2004 года. Теперь каждый может зайти в дом своего божества. Войти, чтобы убедиться в том, что в доме царствовала высокая духовность: ничего лишнего - мебель, оставшаяся в наследство от мамы и большая библиотека, в которой 2400 томов книг! Да еще вас там встретит огромный Щелкунчик в человеческий рост, которого подарили в театре Галине Сергеевне на 70 –летний юбилей. Многие современные журналисты пишут с упоением о том «несметном» богатстве, которое «само ложилось под ноги Улановой»:о подарках из всех стран мира, приходящих на имя балерины. Вот уж, они бы распорядились богатством как надо…Что ж…Вечно актуальный сюжет из «Аленького цветочка» Аксакова. Мне жаль их, ибо они не в состоянии своими меркантильными душами прочувствовать главного - уникальную одухотворенность и ни с чем несравнимое счастье высокого творчества. Ради которого и жила Галина Сергеевна.

Московское правительство тоже не осталось в долгу перед балериной: присвоив ей Почетного гражданина Москвы, а на доме, в котором жила балерина 26 марта 2008 года была укреплена памятная мемориальная доска.

Я умышленно ничего не сказала о личной жизни Галины Сергеевны. Да, она была прекрасной женщиной во всех смыслах, и конечно ее любили и, конечно же, она любила сама. Галина Сергеевна не пряталась от жизни. Мне думается, что Галина Сергеевна Уланова, подобно К.Марксу, ответила бы: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Да, она стала легендой, нашим вечным символом подлинного высокого искусства. А с годами, думается, ее образ станет еще ярче. Но делать из нее мифическую фигуру – это дань фривольному и, порой пошленькому, представлению о жизни великих людей. Я с удивлением обнаружила, что в 1999 году в пресловутой серии «женщина-миф» вышла книга и о Галине Улановой. Да не была она мифом, она была «обыкновенной богиней». Гением.

На мой взгляд, в статье, посвященной 100-летнему юбилею интереснее всего гражданственная позиция человека, о котором пишешь. А Галина Сергеевна Уланова была почетным гражданином не только Москвы, но и всей нашей страны не случайно. Кто ищет везде невероятные любовные истории, того наверное заинтересует вышеназванная серия.

Главное - Галина Сергеевна в «наш жестокий век» сумела чувства добрые пробуждать танцем. И преуспела в этом как никто другой, убедив весь мир в том, что можно танцевать Пушкина и Шекспира и разговаривать с людьми безмолвным яыком жестов и движений. И люди будут не только понимать, но и сочувствовать, переживать, пропуская через свое «я» горе и радости героев Улановой, теряя грань между искусством и жизнью.

 Однако, всегда найдутся (особенно в наше время) журналисты, которые «жадно читают исповеди, записки,etc,.потому что в подлости своей радуются унижению высокого, слабостям могущего». Одному такому журналисту, в 2000 году, в журнале «Знамя», возмущенная развязным тоном по отношению к ушедшей великой балерине Ольга Лепешинская написала отповедь. В конце письма, было трогательно сказано: «Уланова у нас одна, она единственная».Я бы добавила от себя: «И не касайтесь ее нечистыми руками». Мы же, поклонники великой Улановой, будем заодно с Пушкиным и постараемся защитить ее от «бессмертной пошлости людской» и скажем: «Какое счастье, что она родилась и жила в России»!

Судьба подарила Улановой долгий век. Она умерла на 89 году жизни и похоронена на Ново-Девичьем кладбище Москвы. На ее могиле стоит памятник, выполненный скульптором Ф.Фивейским и архитектором А. Тихоновым.

 Написав статью, я заглянула в Интернет и сразу же наткнулась на восторженные слова молодого человека: «Ну, пока в России рождаются такие гении как Уланова, мы не пропадем!».

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев