Вадим ДЕМЕНТЬЕВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

Русский Кавказ

Вадим Дементьев.

НЕ ЗАВОЕВАНИЕ, А СОБИРАНИЕ

Посмотрим, как наши предки добивались взаимопонимания между народами, учета их этнических и политических интересов.

Южное русское тмутараньское княжество было пожаловано в 988 году Мстиславу Удалому (Храброму). Само прозвище князя о многом говорит. Ставший после смерти отца, киевского князя Владимира Святославича, разгромившего в 965 году Хазарский каганат, владетелем юго-восточной части Руси, он привел сюда свою дружину, обустраивал этот край политически и экономически. Заключал союзы с Дербентом, крупнейшим тогда городом-крепостью на всем Кавказе, дружил с народами Дагестана, вместе с ними воевал против персидских войск, ходил походами в Закавказье. Мстислав Владимирович распространял среди горских язычников христианство, проводил умную и гибкую властную политику.

В те времена роднились не только народы, но и княжеские дома. Сын Владимира Мономаха Ярополк был женат на Елене – дочери осетинского князя Сварна. Всеволод Георгиевич, брат великого князя владимирского Андрея Боголюбского, женился на осетинке Марии, сестра которой  была замужем за сыном великого киевского князя Мстислава.

Русско-кавказские союзы складывались в то время, когда Древняя Русь и христианские страны Закавказья переживали недолгий период благополучия и мира. Они и тянулись друг к другу, чувствуя, что без взаимной поддержки в окружении недругов, обречены на гибель. Так было раньше и так происходило в будущем. «С VI столетия, – писал дореволюционный историк М.Литвинов, – история единоверных нам царств есть история непрерывных неприятельских вторжений, кровопролитий, пленений и опустошений. Особенно опустошительные нашествия были: в 626 году – хазар, в 731 году – арабов, в 1226 году, вскоре после нашествия Чингисхана, страшное нападение султана Джалаль-Эддина, вырезавшего все население пройденных им областей; в 1388 году – Тимура, когда по выражению армянского историка, «без числа и счета» побив жителей, завоеватель во всей Грузии не оставил камня на камне; в 1616 году – шаха Аббаса, выведшего одних пленных свыше 100 000 человек. Только редкие периоды составляют исключение. К таким эпохам следует отнести царствование грузинской царицы Тамары (1184–1212 гг.), которая находилась в браке с русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, составляющее блистательнейшую страницу в истории Грузии».

Не меньшие драматические бедствия испытывали в те же столетия и народы Северного Кавказа: то под властью персов, то под игом турок, то в результате собственных раздоров. Страшную память по себе оставили на Кавказе четыре похода золотоордынского хана Тимура, планомерно уничтожавшего предков нынешних народов, живущих в Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. К концу XIV века резко сократилось горское население, исчез ряд городов, аулов и крепостей, пришло в окончательный упадок народное хозяйство. Русь не могла прийти на помощь: она также изнывала под гнетом иноземцев и слабела от внутренних удельных войн.

В Русском государстве и на Кавказе три столетия крепло убеждение, что если плохо одной стороне, то еще хуже будет другой, что только объединение может остановить внешних врагов, только союз народов реально избавит от внутренних кровопролитий и межнациональных усобиц. Еще при Мстиславе Удалом была сформулирована русская политическая стратегия на Кавказе: с друзьями и соседями жить в согласии, бескорыстно им помогать, а врагов принуждать к миру силой оружия. При кабардинском князе Редеде в те же десятилетия кавказцы поняли, что с Русью нужно дружить и в случае чего – ждать от нее помощи.

С укреплением Русского централизованного государства в XVI веке возобновились, прерванные монголо-татарским игом, связи. Послы горских народов, один за другим приезжавшие в Кремль, просят взять их под царскую опеку. Раздробленный, многонациональный Кавказ не в состоянии был бороться с вторжениями орд крымских ханов, турецких войск и персидских захватчиков. Русское государство с почетом принимает в свои границы кавказские народы.

В книге ученых-правоведов Е.А.Климчука, В.С.Ковалкина, Г.П.Давыдова «Собирание народов России» (1999 г.) представлены уникальные документы за 400 лет, содержащие грамоты, письма, прошения представителей различных народов к русскому правительству с просьбой о покровительстве, помощи или принятии их в российское подданство. Тираж этой крайне необходимой книги, которая должна бы стать обязательным приложением к школьному курсу русской истории, всего 300 экземпляров.

В своей совокупности 52 документа XVI–XIX веков уникальны еще и в силу своей современной значимости. Вместе с советскими актами, также опубликованными в книге, они опровергают злобные и антиисторические мифы о том, что Россия до 1917 года была «тюрьмой народов», а после Октябрьской революции «империей зла». Каждое из этих обращений было вызвано чрезвычайными обстоятельствами. Зачастую от ответа из Москвы или Петербурга зависело физическое существование того или иного народа, обращавшегося с мольбой о помощи. Почему же они – казахи, грузины, украинцы, молдаване, армяне, киргизы, туркмены, каракалпаки, кабардинцы, осетины, даже ненцы на реке Обь и т.д., то есть все малые и большие народы, и составлявшие в дальнейшем население Российской империи и Советского Союза, взывали именно к русским братьям? И почему всегда московская власть шла им навстречу?

Еще раз повторю очевидное: наша страна с первых десятилетий своего существования являлась многонациональным и мультикультурным государством со своим этническим ядром – русским народом, ставшим государствообразующей нацией. Русский народ подходил для выполнения этой исторической задачи – своей душевной щедростью, веротерпимостью, добротой, отзывчивостью, бескорыстием.  

Приведу перечень опубликованных документов с просьбой о добровольном вхождении народов Кавказа в состав России с единственной целью, чтобы, как писали в древности, «старые помнили, а молодые знали»:

– Грамота царя Мегрелии Леона к царю Михаилу Федоровичу о желании грузинского народа перейти в подданство России (1638 г.);

–  Письмо представителей тушин, хевсуров и пшавов царю Алексею Михайловичу о переходе их в Русское подданство (1657 г.);

– Грамота Петра Первого о согласии принять кабардинский народ в подданство России и защитить его от внешних врагов (1711 г.);

– Послание армянских Патриархов Исайи и Нерсеса императору Петру Первому с просьбой принять армянский народ под покровительство России (1724 г.);

– Грамота императора Петра армянскому Патриарху Исайе, юзбашам Авану и Мирзе, всему армянскому народу о принятии их под покровительство России (1724 г.);

– Письмо грузинского князя Шеншии Давыдова командующему российскими войсками в Дагестане генерал-майору В.П.Шереметьеву с сообщением о желании его народа быть под покровительством России (1726 г.);

– Письмо кабардинских князей Кайтуки и Келмена Ахловых астраханскому губернатору П.Н.Кречетникову об их верности России и о желании владеть Осетинским подворьем (1774 г.);

– Прошение осетинских старшин Куртатинского и Воллагирского уездов астраханскому губернатору П.Н.Кречетникову об оказании Россией покровительства и военной помощи Осетии (1774 г.);

– Доношение осетинских старшин генерал-поручику П.С.Потемкину, командующему кавказской линией, о верности осетин России и православию и о желании поселиться на реке Терек (1782 г.);

–  Полномочия царя Картли и Кахетии Ираклия II князьям И.К.Багратиону и Г.Р.Чавчавадзе на подписание договора с Россией о признании грузинским царем Ираклием II покровительства и верховной власти России (1783 г.);

– Договор о признании царем картлинским и кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат 1783 г.);

– Письмо князя Г.А.Потемкина шамхалу Тарковскому Бамату с извещением о принятии его в подданство России (1786 г.);

– Клятвенное обещание бакинского хана Гусейн-Кули при вступлении в подданство России (1803 г.);

– Просительные пункты   и клятвенное обещание Ибрагим-хана Шушинского и Карабагского при вступлении в подданство России (1805 г.);

– Присяга Абхазского князя Георгия Шарвашидзе (Сефер-Али бека) при вступлении в подданство России (1810 г.);

– Клятвенное обещание лезгинских общин Джарской и Белоканской областей при вступлении в подданство России (1830 г.).

Но и этот список явно неполный. Еще в XVI веке начался процесс вхождения кавказцев в Русское государство, которое крепло с каждым годом после окончательного избавления от татаро-монгольского ига.

В 1552 году добровольно присоединились ногайцы.

В том же году кабардинцы направили в Москву послов с просьбой, чтобы русский государь “вступился за них, а их с землями взял к себе”.

В 1557 году добровольно вступили в российское подданство черкесы.

В тот же год с просьбой к России о принятии в подданство и о защите от врагов “со всех сторон” обратились дагестанские послы.

Тогда же признали власть царя абазины.

«Шертовали», то есть присягали все эти народы и первому царю из Романовых Михаилу Федоровичу. Отныне кавказские народы оказались под защитой дружественной России. С каждым из крупных кавказских народов устанавливались свои особые связи. К примеру, «русское правительство, – пишут авторы академического исследования «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (1988 г.), – старалось не утратить, а если возможно и упрочить свое влияние в Западной Черкесии и с этой целью имеющимися средствами, чаще всего дипломатическим путем, оказывать западным адыгам возможную помощь и поддержку. В 1670 г., например, русское правительство ультимативно потребовало от крымского хана Адил-Гирея «черкасской земли… не воевать».

Не всюду и не везде дотягивалась официальная «рука Москвы» с помощью. И тогда действовала «народная дипломатия». Когда в годы Кавказской войны мелкие кавказские народы присягали на верность России, то их поручителями со стороны Российской империи выступали простые армейские офицеры. Один из текстов подобных договоров приводит в своих воспоминаниях участник Лезгинской экспедиции Н.Волконский: «1858 года, января 23 дня, мы, нижеподписавшиеся: управляющий участком и начальник тушинской дружины поручик и кавалер Александр Натиев и почетные жители доселе непокорного общества хушетского…»  Поручик Натиев брал на себя обязанности целого государства. «Делать иначе на Кавказе было невозможно, – комментирует Н.Волконский. – Добрые слуги отечества сооружали мирные договоры по мере своего разумения и преданности, и правительство им доверяло, принимало и достойно оценивало их услуги».

Исторический выбор кавказских народов был необратим. “На живот и на смерть”, как писали в древности, скрепляя прикладными печатями государственные грамоты. Даже имам Шамиль в своем завещании высказал слова примирения: «Я завещаю им (горцам) питать вечную благодарность к тебе, государь, за все благодеяния, которыми ты меня постоянно осыпаешь. Я завещаю им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему отечеству. Успокой мою старость и повели, государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов произнести ее всенародно».

Дружеские отношения между народами вновь, как в домонгольские времена, стали подкрепляться  династическими браками. В 1560 году царь Иван Грозный берет в супружество Марию, дочь Темрюка, князя Черкесского, а сам род Черкесских (Черкасских) начинает играть большую политическую роль в жизни Русского государства. Кабардинский князь Дмитрий Мамстрюкович, внук Темрюка, даже являлся одним из кандидатов от земщины на царский трон в 1613 году.

Но с петровских времен снова осложняется ситуация на Кавказе. Начинаются непрерывные войны турок с персами, от которых страдают и единоверные нам Грузия и Армения. «Внутренние раздоры усиливаются, – констатировал знакомый нам историк М. Литвинов. – Тифлис переходит из рук в руки. Грузия опять в 1761 г. взывает о помощи к России. Новое появление русских войск в Закавказье относится к 1770 г., к периоду первой турецкой войны. Императрица Екатерина Великая, освободившая Имеретию и Гурию от владычества турок, думала организовать в Закавказье одно сильное христианское государство. К тому времени Россия уже твердо стояла в северной части Кавказа».

Обустройство государств за Большим Кавказским хребтом не преследовало своей целью увеличение территории или  насильственное присоединение народов к России. «Не ради приращения сил, – писал император Александр I, обращаясь к грузинам, – не для корысти, не для распространения пределов и так уже обширнейшей в свете империи приемлем мы на себя бремя управления царства Грузинского; единое достоинство, единая честь и человечество налагает на нас священный долг, вняв молению страждущих, в отвращение их скорбей, учредить в Грузии правление, которое могло бы утвердить правосудие, личную и имущественную безопасность и дать каждому защиту закона». Что бы помнить эти слова нынешним властителям Республики Грузия!..

Помощь новым царствам стоила России немалых жертв и требовала от страны огромных сил, которые расходовались не на решение внутренних проблем, которых всегда хватало, а на поддержку своих единоверцев  и на защиту южных рубежей государства. Только по этой причине мы вынуждены были держать на Кавказе с начала XIX века свою армию. Она изначально осуществляла функции не оккупации горских территорий, а охранения их мирного развития, защиты от междоусобных  конфликтов и иноземных вторжений. Выводить войска с Кавказа и в XXI веке, когда изменилась стратегия и тактика наших противников, но  цель их осталась прежняя – ослабить и разделить Россию, а вместе с ней и весь многонациональный Кавказ, ни в коем случае не следует.

В настоящее время у нас в республиках Закавказьея остается одна военная база в Армении на границе с Турцией в Гюмри, где располагается 102 военная бригада Российской Армии. Между тем, только с иранской сопредельной стороны нависает 350-тысячная армейская группировка (плюс 220 тысяч резервистов) с двумя тысячами танков, да в Ираке располагается оккупационные американские военные силы в количестве 150 тысяч человек с большим количеством бронетанковой техники и авиации. Напомню, что и соседняя Турция – член НАТО, со своей армией, нацеленной еще со времен «холодной войны» на нашу страну, на Закавказье, Крым и Северный Кавказ. Поскольку США в своей зловещей «оси зла» наметили для агрессии очередное звено – суверенный Иран, то не иметь для России в Закавказье никакого силового противовеса*, значит сильно рисковать своим традиционным влиянием в этом взрывоопасном средоточии экономических и социальных мировых противоречий и открытых военных конфликтов.

Кавказ для Российского государства всегда являлся стратегическим, геополитически важнейшим регионом, территорией наших законных национальных интересов. Это – замок на наших южных дверях, подобрать ключи к которому многие пытались, но до последнего времени безуспешно. Как сказал один поэт: «Там стража не смыкала глаз».

Примечания

             * Северо-Кавказский военный округ Российской Армии  насчитывает лишь 68 тысяч человек, 600 танков и скромную Каспийскую флотилию. Сравните с вышеприведенными цифрами. Для американцев страны Закавказья – стратегический регион не только в политическом и военном смысле, но и в экономическом. В Каспии находятся огромные запасы нефти и газа. Утвердить на берегах этого моря звездно-полосатый флаг, обустроить военные базы в Грузии и в Азербайджане (где, кстати, нет наших войск, кроме персонажа, обслуживающего в местечке Габала российский разведывательный локатор) – важнейшая задача в глобальном лидерстве США. Благодаря закавказскому коридору, американцы получают прямой выход в бывшую советскую Среднюю Азию и смогут выкачивать богатейшие природные ресурсы заодно и из этого региона.

Вернуться к оглавлению

Рукопись для публикации предоставлена автором.


Далее читайте:

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ (авторская страница).

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев