Олег МАЛИНИН
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Олег МАЛИНИН

2011 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Олег МАЛИНИН

Красивый и гордый

О моём литературном учителе – поэте Валентине Сорокине

Мы виделись с Валентином Сорокиным последний раз в начале марта 2011 года. Среди многих других и Борис Андреевич Леонов, критик. Устремляясь к нему:

- Здравствуйте, – тяну руку. Борис Андреевич, узнав меня, как всегда шутит:

- Да ты что? Зачем? Какой интеллигентный человек ты.

- Валя, – чуть погодя продолжает Борис Андреевич, – а ты знаешь кто такой интеллигентный человек? Интеллигентный человек – это не тот, кто бросает окурок в урну, а тот, кто в неё попадает!

- Я не курю, – мгновенно реагирует «Валя».

Валя, как называют его многочисленные друзья, или Валентин Васильевич, как величают его ученики разных поколений, однажды проходя мимо меня и старшего моего товарища, с которым мы вели беседу, обратился к последнему: "учи, учи его, а то он слишком интеллигентный!" Мне вспомнился шолоховский Штокман, который свернул папироску, закурил, а ему: "...и зачем жгешь зелью эту? - заговорил казак, отворачивая лицо. - Гля, какой кругом вешний дух чистый, а ты поганишь грудя вонючим дымом... Не уважаю!"

В жизни поэта нет времени на "курение", зато есть время слышать разговор тополей, размышлять вместе с ветром о вечности бытия, и просто любить Россию.

 

Дышат реки глубоко и мудро.
И с вершин голубеющих гор
Молодое, весёлое утро
Гонит ветры в широкий простор.
 
Пароходы торопятся к устью.
И горят, золоты и остры,
Купола над июльскою Русью,
Словно прадедов наших костры...
 
Вот легенда о бешеном хане,
Вот омытая кровью верста.
И на каждом могильном кургане
Я стою, как распятье Христа.

С Валентином Сорокиным моя первая встреча случилась в Литинституте, когда в дверях большой аудитории второго этажа заочного корпуса появился, как птица внезапно, человек с чётким красивым голосом, с юмором:
- Та-ак, вы из какой организации? – обратился он с орлиной серьёзностью, но не скрывая затаившейся иронии к ребятам-работягам, занятым взломом старого иссохшегося оконного проёма. Одобрительно кивнув на их ответ, он в два шага оказывается за преподавательским столом.   
- А вот скажи, - задаёт один из своих метких вопросов Валентин Сорокин каждому новичку, знакомясь с его глазами, которые, кажется, готовы сказать больше, чем любое слово. - Скажи, экран компьютера может заменить книгу?
- Не может, - слукавил я и добавил что-то об изменившихся условиях жизни молодёжи, новых законах современности и прочих внедрившихся в сознание условностях. Откуда нам, поколению, взрослевшему в упаднические для отечественной культуры годы, в годы бурного развития интернета, понимать живую красоту и простоту слова, "не зацифрованного"?  Мне не хватило нескольких секунд, чтобы, стоя за кафедрой под чёрно-белым строгим Горьким, укорительно взиравшим на меня, утвердиться в своём, как жизнь, оформившемся воззрении.
Экран может решить судьбу человека? Нет, просто закидать информацией. А книга может. Ветер перелистывает страницы книги, как страницы жизни. «Быть поэтом – значит, быть ветром» - это я пойму сердцем на последующих занятиях.
Есенинский праздник в Константиново. Мы с супружницей и бабушкой сидим на открытой веранде с видом на заокские просторы и главную площадку выступлений. Разговариваем за чаем. В этот день мы празднуем семидесятилетие моей бабушки. Вдруг слышу, Валентин Сорокин, находясь у микрофона, просит выступить всех приехавших издалека поэтов. Оставив свою удивлённую компанию, подхожу ближе, вижу, что собралось слишком большое количество желающих и втискиваться в густую группу не стал. А после, когда отгремели стихи и речи, Сорокин, прощаясь у калитки, обронил:
– Ну вот. А я теперь переживать буду, что ты не выступил.
Совершенно свободно у него на семинаре можно обсудить творчество и сторонним людям, неравнодушным к поэзии. Моя Наталья (имеющая диплом журналиста МГУ) была поражена чутким и метким словом Валентина Сорокина в отношении своих стихов, побывав единожды на занятии. Она до сих пор удивляется точности полученного совета и уделённому ей вниманию… Помогая начать публиковаться молодым, совсем юным литераторам и стоя за них горой, Валентин Васильевич приглашает их к выступлениям на известных московских площадках: в музее Маяковского, ЦДЛ, в библиотеке Некрасова, давая почувствовать вкус первого зрительского внимания.
Поэтические семинары наполнены атмосферой неограниченной свободы творчества и самовыражения. Возможности глотнуть этого воздуха я не пропустил ни разу. Проживая в дальнем Подмосковье, я приезжал каждый день, и даже закончив ВЛК в 2009 году, часто бываю в родных стенах Литинститута.
И, конечно, как истинный поэт, Валентин Сорокин, словно атаман Стенька Разин — лидер красивый и гордый — не станет "раскуривать поганое зелье", интеллигентничать с боярами, будущими руководителями "обогатительных комбинатов"...
Стихи написаны мной весной 2008 года посвящены В.В. Сорокину :

Поднимался лебедь острокрылый
Над семьёй речных головотяп.
А за ним, как листик, шелестя,
Изо всей своей мальчишьей силы
Взмыть желает верное дитя!
 
Белые смешные лебедята,
Беззаботные в игре друзья.
Лишь один торопится куда-то,
Раньше срока улететь грозя.
 
 
Милое созданье! Что он хочет?
Невдомёк ему, что тяжелы
Тучи, застилающие очи,
Мчащие навстречу злые ночи
И каменья вздыбленной скалы.
 
 Невдомёк ему, что слишком тяжек
Лебедя отбившегося путь.
Но он рвётся, не робея даже,
Сердце опасаясь обмануть!.

 

***

Я посылал этот небольшой очерк в «Лит. Россию» трижды. После третьей попытки позвонил в редакцию, которая сообщила, что "цикл статей о Валентине Сорокине закончен, мы больше статей о нём публиковать не собираемся..." Что ж... Это и понятно. Руководителей "обогатительных" предприятий с умилительным признанием в собственных стихах: "Вот я какая жучка – злобная!" и рифмами "читатель-создатель" будете. Похоже, неплохие деньги идут от Владивостокской "обогатительной" деятельности этого стихоплёта в московскую редакцию газеты. А мы как-то ближе к народу проживём... Однако это не значит, что постоять за себя не сможем — нам, разинцам, мининцам, пальца в рот не клади. Будем ждать новый номер "Острова".

 

Об авторе: Олег Малинин, издатель печатного литальманаха "Остров" (тираж 5 тыс. экз.).

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев