Елена ЧЕРНОВА. Выстрел
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Елена ЧЕРНОВА. Выстрел

2016 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Елена ЧЕРНОВА

Выстрел

Драматическая версия

Действие 1

Сцена 8

Премьера “Турбиных” в Театре. Сцена Театра— на возвьшении, боком, занимает почти половину реальной сцены. Перед ней — черная мгла партера. Белеют ложи. Они занимают всю заднюю стену. Во второй ложе, чуть подсвеченной,— Слащовы. Правый край сцены развернут к настоящему зрительному залу. За кулисами — Белозерская и Булгаков. Булгаков в парадном костюме, при бабочке, с офицерским пробором, очень бледен, курит. Белозерская стоит, опершись о стену напротив кулис.

На сцене Театра как будто играют увертюру к опере. Сначала тьма. Потом вдруг отовсюду раздаются мелодичные звонки, накатываясь друг на друга. Рокот пронесся по зрительному залу. Вдруг зажглись фонарики помрежей за кулисами и в суфлерской будке. Их свет перемещается. Снова тьма. Вспыхивают софиты, на сцене появляются персонажи, слышны их голоса. За кулисами вырастает Пожарный.

ПОЖАРНЫЙ (приглушенно) Кто здесь курит ? Я вас удалю со сцены! А—а, Михаил  Афанасьевич! Не надо курить, драгоценный Вы наш. Что, что Вы делаете!

Булгаков смущенно, ни слова ни говоря, засовывает горящую сигарету в рукав. Пожарный бросается к нему и выхватывает сигарету из рукава, возвращает ее Булгакову.

Лучше уж курите, курите на здоровье! Что за день сегодня, что за день!

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Как ты думаешь, что будет?

БУЛГАКОВ  (как будто издалека)Все, что угодно. Устроят овацию. Освищут. Вознесут. Запретят.

БЕЛОЗЕРСКАЯ С такой точностью тебе надо работать в бюро погоды.

БУЛГАКОВ А туда берут драматургов?

Выбегает из закулисья Актер, играющий Мышлаевского. Он весь блестит от пота, под глазами— круги. На нем гимнастерка, галифе, сапоги.

АКТЁР  Уф, была не была! Перекрестите, Михаил Афанасьевич!

Булгаков порывисто крестит Актера, и тот ныряет на сцену.

На сцене, между тем, действие происходит с фантастической быстротой. Поют уходящие петлюровцы, и вдруг, взрыв света, выбегает Актер—Мьшглаевский,  встает на деревянной лестнице в луче света, расстегивает ворот гимнастерки и дышит. Потом — моментально — стол, за ним Елена, Лариосик. Слышится слабый стук в дверь. Елена и Лариосик оглядываются. Тишина. Поднимается из партера женская фигура.

ЗРИТЕЛЬНИЦА (звонким срывающимся голосом) Да открывайте же, это свои!

По зрительному залу пролетает шум.

БУЛГАКОВ Как во Владикавказе.

На сцене в это время Елена кричит: “Не лги! Только не лги!” Николка следом : “Командира убили!” Елена на сцене падает в обморок. В партере — сильный шум, вздох “А—ах” как будто сотни людей одновременно подались вперед.

ГОЛОС ИЗ ПАРТЕРА  Скорую! Женщине плохо!

По проходу партера проносятся двое санитаров с носилками. Дают женщине из партера нашатырного спирта, его запах разносится по залу. Женщину бережно укладывают на носилки и уносят. На сцене действие продолжается.

Артисты, стоя, поют: “Так за м—м—м, за Родину, за веру мы грянем громкое ура!”

ГОЛОС ИЗ ПАРТЕРА  Все люди — братья!

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Мака, знаешь, это не успех. Это какой—то обвал.  Как будто хлынул поток. Они перепутали сцену с жизнью.

БУЛГАКОВ Рады бы перепутать.

Снова сцена погрузилась во тьму. Зажегся абажур. Зазвучала гитара: “Бескозырки тонные, сапоги фасонные буль—буль—буль бутылочка казенного вина!”

Из—за кулис выныривает Помреж. С парадной улыбкой устремляется к Булгакову.

БУЛГАКОВ (Белозерской) А вот и вестник. О эта бессмертная придворная улыбка!

ПОМРЕЖ  Михаил Афанасьевич, позвольте Вас, м—мм, поздравить с успехом. Э—э, дирекция, просит м—мм...

БУЛГАКОВ Любезнейший, передайте, пожалуйста, дирекции, что я на аплодисменты не выйду.

ПОМРЕЖ  Э—э, дирекция просит передать Вам, что это — мудрое решение.

Помреж уходит.

БУЛГАКОВ Пойдем—ка, Любаша, домой.

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Как домой? Ты что, с ума сошел? давай хоть из—за кулис посмотрим!

БУЛГАКОВ  Если мы останемся в Театре, мы поставим дирекцию в ложное положение.

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Ты можешь хоть на минуту бросить это свое донкихотство?

БУЛГАКОВ  Ты взгляни на первую ложу. Какие там личики. Я для них— как красная тряпка для быка. Не хочу, чтоб из—за меня растерзали спектакль.

Белозерская смотрит на первую ложу. Она высвечивается неярко. Там сидят, подавшись вперед, с мрачными лицами Раскольников, Авербах и Киршон.

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Хороши, ничего не скажешь!

Первая ложа гаснет. Загорается подсветка во второй ложе, со Слащовыми.

Боже мой, Мака, там во второй ложе военный — какой красоты мужчина! Ты не знаешь, кто это?

БУЛГАКОВ (смотрит на Слащова).Вон там, во второй? Не имею никакого понятия.

БЕЛОЗЕРСКАЯ Макочка, пожалуйста, спроси у комдива Свечина. Мне так интересно!

БУЛГАКОВ  Хочешь, я тебе кое—что скажу и без комдива Свечина? Видишь, с этим военным — дама? В скромном платье.

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Ну?

БУЛГАКОВ  На руке у нее — обручальное кольцо. И знаешь, глядя на эту даму, я начинаю задумываться, а вдруг элегантность— не главное достоинство женщины?

БЕЛОЗЕРСКАЯ  Не может быть! А что тогда?

БУЛГАКОВ  Пойдем—ка лучше домой.

Уходят в проход настоящего зрительного зала. Артисты на сцене поют громко: “Так за Совет народных комиссаров мы грянем громкое ура!” Начинается и нарастает ударной волной гром аплодисментов. Раздается крик “Автора! Автора!” Булгаков с женой уже на выходе. За ними несется по проходу взволнованный Помреж.

ПОМРЕЖ  Михаил Афанасьевич! Куда же Вы! Вернитесь, пожалуйста!

Булгаков пытается уйти, Помреж хватает его за рукав.

ПОМРЕЖ  Михаил Афанасьевич, вернитесь! дирекция умоляет Вас на коленях!

Булгаков возвращается по проходу. Белозерская по пути присаживается в партер. Булгаков идет на сцену под крики “Автора! Автора!” Смущенно улыбается, очень мило кланяется в обе стороны. На сцене ему аплодируют артисты. Стоя, аплодирует весь зрительный зал. Только в первой ложе никто не хлопает. Там сидят с каменными лицами Раскольников, Авербах и Киршон.

Занавес. Антракт.

< Назад

Вернуться к оглавлению

Вперёд >

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев